Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Грузии в XIII-XV веках




Создавшееся в Грузии тяжелое полити­ческое, экономическое и социальное поло­жение оказало влияние на развитие грузин­ской культуры.

 

1. Просвещение. Главным культурным центром страны являлся город Тбилиси. Несмотря на многократное разорение и опустошение, столица Грузии не теряла своего значения. Многие грузинские церкви и монастыри, служившие центрами просвещения, были разрушены во время вражеских нашес­твий. Одним из значительных очагов просвещения был Ларгвисский монастырь (Ксанское ущелье). Монастырю покровитель­ствовали и оказывали поддержку ксанские эриставы. В Ларгвисском монастыре перепи­сы­вались и переводились древние рукописи, художественно оформлялись рукописные книги. В монастыре имелась богатая библи­отека. Здесь работали известные переписчики и каллиграфы, отец и сын Авгароз и Григол Бандаисдзе. Значительным центром просве­щения был Мдзоврети (центр Сацициано). Здесь протекала деятельность Зазы Панас­кертели-Цицишвили, с чьим именем связано создание Карабадина. Карабадин – это книга о лечебных средствах и правилах лечения различных заболеваний.

Широкая просветительская работа велась в зарубежных грузинских церквах и монас­тырях. Несмотря на тяжелое положение внутри страны, грузинские цари оказывали им всемерную помощь.

Объектом особой заботы и попечения был грузинский Крестовый монастырь в Иеруса­лиме – крупный очаг грузинской культуры и просвещения. Работавшие здесь грузинские ученые не раз были изгнаны из монастыря, а сам монастырь превращен в мечеть. Но грузины вновь возвращались и продолжали свою просветительскую деятельность. Здесь, в Иерусалимском монастыре были написаны сочинения «Мученичество Луки Иерусалим­ского» и «Мученичество Николоза Двали».

В тяжелое время не прекращал свою деятельность и Петрицонский монастырь. Здесь подвизались братья из Тао – Афанас и Окропир Эгнатисшвили.

2. Историография. Дошедшая до нас историография XIII-XV веков представлена несколькими историческими произведениями. Неизвестный летописец времен Георгия-Лаши написал сочинение, в котором описано царствование царей: Деметре I, Георгия III, Георгия IV и царицы Тамар. Произведение состоит всего из нескольких страниц, но тем не менее оно вошло в летописный свод «Картлис Цховреба» («История Грузии).

Одним из великолепных памятников грузинской исторической литературы является сочинение неизвестного автора, в котором изложена история столетнего периода жизни нашей страны – начиная от Георгия IV до царствования Георгия V Брцкинвале. И. Джавахишвили назвал неизвестного автора «Жамтаагмцерели», а сочинение – «Столетней летописью». Судя по сочинению, его автор являлся высокообразованной личностью, кото­рый хорошо знал не только историю Грузии, но и всемирную историю. В его произведении использованы грузинские, греческие, персид­ские и монгольские источники, автор опирался также на устные сведения. Примечательно, что «Жамтаагмцерели» не ограничивается простым изложений сведений, он выражает свое отношение к отдельным событиям и личностям и пытается объяснить причину того или иного явления. Это сочинение неизвес­тного автора также вошло в летописный свод «Картлис Цховреба». Во второй половине XIV века была создана фамильная летопись Ксанских Эриставов под названием «Книга Эриставов», автором которой является Авгароз Бандаисдзе. Главная цель автора – убедить читателей в том, что ксанские эриставы свое эриставство получили не от царей Грузии, и поэтому не обязаны им подчиняться. В произведении описываются события, связан­ные лишь с Ксанским Эриставством, и цари Грузии упоминаются лишь в связи с ксан­скими эриставами. Сам факт создания прои­зведения с таким содержанием свидетель­ствует о том, насколько ослаблена была цар­ская власть в указанный период. Но несмотря на тенденциозность и другие недостатки, «Книга Эриставов» – важный исторический источник.

Следует полагать, что были созданы и другие исторические произведения, которые, к сожалению, до нас не дошли. В одном из них, повидимому, была описана история царствования Баграта V и Константина I. Рукопись «Картлис Цховреба», видимо, была переписана в конце XV века по приказу царицы Анны (супруги царя кахов Александра I). Это одна из самых древних рукописей летописи «Картлис Цховреба».

3. Литература. В конце XIII века Макар Месхи перевел с сирийского языка «Житие Петра Ивера» (само произведение написано в V веке). В XIII веке создано «Мученичество Луки Иерусалимского». В произведении по­вествуется о нас­тоятеле Иерусалим­ского мо­настыря Лу­ке Му­­хаисдзе, ко­торый был казнен мусуль­манами за то, что не поступился хри­сти­анской рели­гией.

В XIV веке было создано произведение такого же характера «Мученичество Ни­ко­лоза Двали». Мо­нах Иеруса­лим­ско­го Кресто­вого мо­настыря Николоз Двали был схвачен му­суль­манами в Да­ маско, куда был отправлен настоятелем мо­настыря. За непреклонность своей христи­анской вере монах был обезгла­влен. Из «Муче­ничества Николоза Двали» выясняется, что на Кипре действовал грузин­ский монас­тырь, где в течение определенного времени находился Двали.

4. Искусство. Большинство архитек­турных памятников XIII-XV веков было построено в Самцхе. Но это отнюдь не означает, что в других местах они не строились. При Деметре II был воздвигнут величественный храм Метехи святой Бо­городицы, построена Гергетская троица. В Самцхе возвели церковь св. Саббы в Сапаре и церкви Зарзма, Чуле, Биети. При Алек­сандре I был восстановлен Светицхо­вели и многие другие разрушен­ные и поврежденные церкви и монастыри. Из куль­турного наследия этих веков следует также отметить: Убис­скую рос­пись, фрески церквей Сапара, Зарзма, Чуле, Хоби, Гелати; миниатюры Джручи-Давитни. Из произведений златокузнеческого искусства в первую очередь следует назвать Анчис­хатский золотой оклад.

В XIII-XV веках грузинское искусство переживает тяжелый период. С XVI века начинается воз­рождение грузинской куль­туры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.