Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Суть – религия ложь, рабство




Мораль – не думать о глупостях, а наслаждаться жизнью.

 

Был вынужден скрывать свои точки зрения:

 

Тут не моя вина, что наложить печать я должен на свою тетрадь…

 

Много мыслей в моей голове, но увы, если выскажу их – не сносить головы…

 

Пишет, что люди пробиваются не тем, что ищут истину, а тем что угождают начальнику. Тру учёный это:

 

Лучше впать в нищету или лучше украсть, чем в число блюдолизов попасть…

 

Я знаю этот вид напущенных ослов. Пустых, как барабан…

 

Те, у кого лежит к познанию душа – доят быков…

 

 

Гнев на правительство:

 

Миром правит насилие, злоба и …

Что ещё на земле достоверного есть….

..

Если есть – их по пальцам легко перечесть…

На подлых:

 

Защитник подлых - …

Кто благороден – тот подл сегодня

Кто подл …

Им бани, мельицы

А кто душою чист – тому лишь корка хлеба

 

Богоборчество, отверг бессмерт душе:

 

Верить в то, что исстлевший растану из праха

Вернулся кто-нибудь оттуда в мир наш

Но эти признаки для нас и страха и надежд источник…

Ходил в мечеть в час поздний и грухой

Когда-то коврики стянул отсюда

Дух рабства кроется в..

Трезвон колоколов

И рабства чёрная печать

 

Суть – религия ложь, рабство.

 

12 век – последний век рассвета аа-мысли.

 

Было и другое учение – ортодоксальное. Они считали аа-мыслителей еретиками. Когда они слышали, что разум выше веры – им хотелось взять и покритиковать аа-мыслителей.

Но постепенно это учение набирает обороты.

К 12 веку распался арабский харифат; ортодоксальное учение набирает силу. Набирает силу мистика (мистика - знание полчучается из сверхъестественного прозрения).

 

Аль-Газали (Альдезоль, Аэрозоль?) (1058-1111). Жил на ближним востоке. Родился на территории Ирака (ИРАКА ТОГДА НЕ БЫЛО!!!). Изучил все философские системы и пришёл к неутешительным выводам: вся философия противоречит корану. А раз так – то нужно её опровергать. Написал «опровержение философов». Подвергает жесточайшей критике Авиценну, Аль-Фараби. Их ориентацию на разум, на объективную причинность опровергает. Разум человеческий бессилен, ничего дать не в состоянии и мы должны обратиться к мистическому созерцанию. Только оно даёт слияние с божеством. Мир был сотворён Богом из ничего. Никакой причинной связи между событиями нет. Всё определяется волей Бога, который постоянно вмешивается в события.

 

После Газали развитие арабской философии прекратилось. Началась деградация. Отказ от всех предшествующих достижений.

 

Но если философия в арабском мире в лице Газали деградирует, то в 12 веке начинается расцвет арабской философии на западе (Испания).

 

Рассмотрим бегло западно-арабских философов.

 

Аль Баджо или Ибн-Баджо (дефисы стоят по традиции).

Ибн Буфейн? (т.тусейн?)

Были такие. Всё.

 

Рассмотрим Ибн Рошд/Рушд или Аверроэс (латин.) (1126-1198). Его работы переводились на латинский. Был популярен в Европе. Родился в Кордове. По обычаю времени, когда отец умер – стал заниматься административной деятельностью. Много внимания уделял разработке философских правил. Был в чести у харифа Аль Мансура (Морокский хариф, не багдадский). Но начались слухи, что он безбожник, враг ислама. Его лишили должностей, изгнали, но затем снова вернулось доверие, вернули ко двору и все ОК до самой смерти.

«Очистил» философию Аристотеля от элементов неоплатонизма. Был почитателем Аристотеля. Даже культ был. Считал, что Аристотель – величайший мудрец человеческого рода; и до и после. То есть добавить к Аристотелю ничего невозможно. Поэтому его задача – уметь донести до философов сущность учения Аристотеля (а не делать своё; ведь у Аристотеля всё совершенно). Написал массу работ по комментированию Аристотеля. Было 3 комментария:

1. Краткие – разъяснение слов.

2. Средние – разъясняются идеи.

3. Большие – тем не менее может идти дальше Аристотеля. Практически самостоятельные мысли.

Стоит учесть, что Аристотеля читал на греч->сир-> арабском языке. Много погрешностей.

Мир вечен, материален, в непрерывном вечном движении. Возникают и исчаезают вещи, но мир всегд сохраняется. Есть Бог. Но не как существо, созд мир, карающее людей, награждающее… А просто Бог – абсолютный разум. Занимается тем, что мыслит о самом себе. В дела мира Бог не вмешивается. Все явления имеют естественную причину. Задача науки – раскрыть объективные законы мира. Чудес нет и быть не может. Богословы и коран – всё ложь. Не материалист, но подхватывает и разрабатывает элементы материализма Аристотеля. Хотя клялся верности Аристотелю – вносил поправки. (Аристотель: есть вещь потенциальная; проникает духовная субстанция в неё; вещь становится материальной). Рошд: формы содержатся в самой материи. Форма не есть что-то самостоятельные, а просто моменты материальной реальности.

Занимается проблемой 2 видов разума: человечества вообще, космический (пока есть чел-во) и разум конкретного чемондропа. Душа есть, она смертна. Прямо говорит, что сказки о загробном мире надо отбросить; это бытие абсолютно недоказуемо.

Проблема ВиР. Разум важнее. Как обычно.

 

Итак, он пошёл в разрез с кораном. Обошёл проблему известным путём: есть 2 истины. Несовершенная, спрятанная (для народа) и чистая (только для мудрецов). Народу доводить чистую истину не нужно; потому что могут понять неправильно.

Например. Коран – душа бессмертна. Разум – не бессмертна. Каждый выбирает что хочет. Священникам не нужно лезть в наши дела.

Короче, пытается спасти философию от вмешательства религии.

Знание начинается с возникновения чувственных образов мира. Но ведь в мире есть общее. Как узнать, что есть общее? С помощью активного разума. Наш пассивный разум содержит общее, но в скрытой форме. А активный «выцарапывает» сущность мира на наших чувтсвах.

 

Великий и последний философ арабского мира. Арабская философия умирает. 9-12 века. Всё.

Работы уничтожают, господствует теология и мистическая философия.

В общем-то, с наукой то же самое. Арабский мир погружается в духовную тьму. Арабский мир рушится. Исчезает независимое арабское гос-во; оно становится частью Османской империи.

 

Был один взлёт через 2 века:

Ибн Холдун (1322-1406). Один из немногих арабских мыслителей, занимавшихся социальной философией; единственный, создавший свою концепцию философию истории. Жил в северной Африке, бывал в Испании. Труд: история всего ближне-восточного мира - «Всеобщая история». Введение – Мукаддима. Теоретическое введение мировой истории. Переводился на английский. 3 тома по 600 страниц. Была написана в 1375-1379. Суть концепции: 2 состояния общества:

1. Сельское состояние. Скорее под этим он понимает кочевую жизнь. Люди бедны, обладали небольшим кол-вом мат. благ. Жизнь тяжёлая, жёская. Держались друг за друга. Иначе было не выжить. Господствовали благородные нравы с девизом «помощь друг другу». Цель – выживание.

Далее племена стали меняться. Возникли вожди и массы руководимых. Получились города и…

2. Городское состояние. Развилась торговля, концентрация богатства у конкретных людей. Жизнь была скудной, а теперь возникла роскошь. Исчесзли старые суровые нравы. Получили растление и разврат. Люди были воинами, а теперь воевать сами не захотели, нанимали воинов. Нужны средства для войск, поэтому появились налоги, а жажда богатсва росла, налоги росли так, что люди что не создай – отберут. Начался кризис общества (5 ступеней). Пропуская детали: 5 ступень – грань гибели, гниение общества.

Всегда существуют наряду с городами и сельчане-кочевники; они из зависти разрушают города/общество, селятся в городе, а дальше рекурсия.

Цикл примерно 120 лет. Итого – история есть повторение одних и тех же событий. Ни прогресса, ни движения, а возникновение и крах. (позже назвали «цивилизационный подход»)

Итого – «циклическая концепция».

Элемент прогресса всё же есть, но в его работе об этом не особо.

 

А тем временем процветала ещё и жидовская расовая еврейская философия. Сначала иудаизм + греч, потом пытались создать синтез иудаизма и Аристотеля.

 

Соломон бен Габероль, Авицеброд (на западе) (1120-1170).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.