Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


К вопросу об особом интересе к полетам в китайской цивилизации. Часть III




У истоков авиации


Подвиг Персея

Список крылатых существ можно было бы множить и множить.…Но обратите внимание: все эти летающие персонажи - не люди, а боги и другие ирреальные существа.

В тех редких случаях, когда человек обретал способность к полету, это происходило по прихоти богов. Кроме того, не каждый смертный мог получить такой подарок! Вспомним миф о Персее. Этот юноша - сын земной женщины Данаи и всемогущего громовержца Зевса.


Голова Горгоны Медузы. Фрагмент франтона храма Апполона.

Свои крылатые сандалии (как у Гермеса) Персей получил в дар от нимф, дабы он мог совершить великие подвиги и убить горгону Медузу. Таким образом, Персей - не простой человек, а - полубог, и именно по этой причине он стал причастным к крыльям - атрибуту богов.

То есть, с точки зрения человека Древнего мира, небо - место обитания богов, а простым смертным путь туда заказан. Их удел - земля (вспомните горьковское "Рожденный ползать летать не может"). В попытки подняться в воздух рассматривались как дерзновенное покушение на прерогативы богов и беспощадно карались. Пример подобной кары мы встречаем в легендах об Этане, Фаэтоне, и особенно в Библейском сказании о Вавилонской башне.

Согласно этой ветхозаветной истории, жители великого города Вавилона начали строить башню "до небес". Сооружение представляло собой столп, суживающийся к верху.


Питер Брейгель. Вавилонская башня, Смешение языков. Карикатура

На его верхушке должна была находиться площадка для жертвоприношений. Вавилоняне верили, что по ступеням этой башни боги смогут спускаться на землю, но соответственно и люди смогут подняться в обитель богов.

Библия рассказывает, что Бог покарал людей за гордыню и тщеславие. Он "смешал языки", народы перестали понимать друг друга, рассорились, и башня оказалась недостроенной.

Итак, в древних мифах попытки человека "достать до небес" рассматривались как вызов богам, преодоление некой грани, отведенной людям и даже грех. То есть, этот запрет носил религиозный характер. А это значит, что объяснение того обстоятельства, что китайцы оказались способными переступить эту запретную черту, следует искать в особенностях религиозных верований этого древнего народа.

К вопросу об особом интересе к полетам в китайской цивилизации. Часть IV.

У истоков авиации

Важнейшие особенности китайской религии были заложены в глубокой древности в эпоху Шань - Инь (II тысячелетие до н. э.). На переднем плане среди иньских богов находился Шанди - легендарный родоначальник иньцев, заботящийся о благосостоянии своего народа.


Дорога в императорский дворец

Правители империи рассматривались в качестве прямых потомков и земных наместников Шанди. Предание верховному богу функций первопредка привело к ослаблению религиозного начала уже на этой ранней стадии китайской цивилизации.

В эпоху Чжоу (X - III века до н. э.) культ Шанди вытесняется поклонением Небу. На Небо перешло представление о родственной связи верховного божества с правителем. Китай стал именоваться Поднебесной страной, а чжоуские ваны - сынами Неба, и этот титул сохранялся за правителями Китая до начала XX века.


Интерьер храма Неба в Пекине


Храм Неба в Пекине

Небу были преданы морально - этические функции. Считалось, что оно является олицетворением разума и справедливости, карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Т. е. при династии Чжоу еще более усилились рационалистические тенденции в китайской религии. Верховное божество Китая - Небо, это не Зевс, не Осирис, не Христос и не Будда. Его нельзя любить, ему невозможно подражать и нет смысла им восхищаться.

В период правления династии Хань (III век до н. э. - III в н.э.) в Китае получает распространение новая религия - конфуцианство. Рационалистические аспекты от этого только усиливаются.

Основатель религии философ и педагог в своем учении почти не затрагивал вопросов мироздания и сравнительно мало внимания уделял таким понятиям как духи и загробная жизнь. В центре его учения находился человек и его место в мире и обществе.

Итак, в древнем Китае не было непреодолимой пропасти между божественным и человеческим мирами, между Небом и Землей.С другой стороны безучастные китайские боги не грозили человеку непосредственной расплатой за его гордыню. В таких условиях, воспарение человека к небесам в Китае не выглядело святотатством и не могло грозить гневом их абстрактных богов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2329 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.