Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Вера имеет шесть столпов: вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом.
Доказательством на эти шесть столпов являются слова Всевышнего: ″Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание и в пророков″ Сура аль-Бакъара, аят 177.
А доказательством на веру в предопределение являются слова Всевышнего: ″Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению″ Сура аль-Къамар, аят 49.
—————————————————————————————————————————————
___________________________
Ихсан.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Третья степень религии – это аль-ихсан.
Ихсан имеет (только) один столп. Он заключается в том, что ты должен поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то поистине Он видит тебя».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Ихсан – это полноценное совершение поклонения как внешне, так и внутренне. Это проявляется в том, что ты поклоняешься Аллаху так, будто бы видишь Его, а если ты не можешь, то хотя бы помни о том, что Он видит тебя.
Кто поклоняется Аллаху подобным образом, тот считается достигшим ихсана и собравшим в себе обильное благо. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах - с теми, кто остерегается (Его наказания) и придерживается ихсана» Сура ан-Нахль, аят 128.
Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, милость Аллаха близка к тем, кто придерживается ихсана» Сура аль-А‘раф, аят 56.
И подобных аятов множество.
Доказательства, касающиеся ″ихсана″.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством, касающимся ″ихсана″, являются слова Всевышнего: «Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто придерживается ″ихсана″» Сура ан-Нахль, аят 128.
А также: ″Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он - Слышащий, Знающий″ Сура аш-Шу’ара, аяты 217-220.
А также: ″Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это - в ясном Писании″ Сура Йунус, аят 61».
—————————————————————————————————————————————
Хадис Джибриля.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством из Сунны является известный хадис Джибриля от ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который сказал: — Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришел человек в ослепительно белой одежде и с ослепительно чёрными волосами: на нём не было никаких следов дальнего путешествия, в то же время никто из нас его не знал. Он подошёл и сел напротив пророка (да благословит его Аллах и приветствует), прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на бёдра пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Он сказал: «Ты сказал правду». Мы были удивлены, что он спросил, а затем сам подтвердил правдивость его слов. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». Он сказал: «Ты сказал правду», а затем сказал: «Расскажи мне об ихсане». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя». Он сказал: «Теперь расскажи мне о Часе». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий». Он сказал: «Тогда расскажи мне о его признаках». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, бедных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий». После этого он ушёл, а я ещё остался ненадолго. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Умар, знаешь ли ты того, кто задавал вопросы?» Я сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это был Джибриль, который пришёл к вам, чтобы научить вас вашей религии» Муслим, 8.
————————————————————————————
_________________________________________________________
Третья основа (Познание пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Третья основа — познание вашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Его имя — Мухаммад ибн ‛Абдуллах ибн ‛Абд уль-Мутталиб ибн Хашим. Хашим был родом из курайшитов, а курайшиты из числа арабов, а арабы являются потомками Исма‛иля ибн Ибрахима аль-Халиля, мир ему и нашему пророку и наилучшее благословение.
Он прожил шестьдесят три года. Из них сорок лет он прожил до пророчества, а двадцать три года был пророком и посланником».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Это – третья основа. Речь пойдёт о познании нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Человек обязан знать своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которого Аллах послал к нему. Этот пророк донёс до человека пророчество, разъяснил ему те законоположения, которые Аллах повелел разъяснить, а также разъяснил человеку поклонение, ради которого Аллах сотворил человека.
Этот пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, который был последним из пророков. Он был посланником Аллаха ко всем джиннам и всем людям. Аллах Всевышний сказал: «Скажи (о, Мухаммад): "О люди! Я - Посланник Аллаха ко всем вам"» Сура аль-А‘раф, аят 158.
А также: «Мы отправили тебя (о. Мухаммад) ко всем людям добрым вестником (о награде Аллаха) и предостерегающим увещевателем (о Его наказании) » Сура Саба, аят 28.
Этого посланника звали Мухаммад. Также из его имён – Ахмад, а также – аль-Хашир (Собирающий), аль-Махи (Стирающий) и аль-Мукаффи (Ступающий по следам). Он был последним из пророков – пророк покаяния, пророк милости, пророк сражений.
[В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я — аль-Махи (Стирающий), посредством которого Аллах сотрет неверие, и я — аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я — аль-‘Акиб (Идущий вслед)». Аль-Бухари (№ 3532), Муслим (№ 2354).
«Идущий вслед» — то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков.
В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я — Мухаммад и Ахмад, и я — аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я — Набий ат-Тавба (Пророк Раскаяния), и я — Набий ар-рахма (Пророк Милости)». Муслим (№ 2355), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 316). аль-Мукаффи - тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него].
Это – имена пророка, самым известным, самым почетным и самым великим из которых считается имя Мухаммад, которым его нарекли при рождении. Это имя упоминается и в Коране: «Мухаммад - Посланник Аллаха» Сура аль-Фатх, аят 29.
Также в Коране упоминается имя Ахмад. Аллах Всевышний сказал, передавая слова ‘Исы: « (Я послан к вам Аллахом), чтобы сообщить благую весть о псланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад» Сура ас-Сафф, аят 6.
Его звали – Мухаммад, а его отца звали ‘Абдуллах, а его деда звали ‘Абд уль-Мутталиб. Хотя следует заметить, что на самом деле ‘Абд уль-Мутталиб – это известное прозвище его деда, настоящим именем которого было имя Шейба. А прадеда пророка звали Хашим, и он был одним из господ курайшитов. Также и ‘Абд уль-Мутталиб был одним из господ курайшитов.
Курайшиты – это огромное племя, которое было самым почётным племенем среди арабов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был из семейства Хашима, которое было лучшим семейством среди курайшитов. А сами курейшиты происходят из рода Исма‘иля, который был сыном пророка Ибрахима аль-Халиля, мир ему.
—————————————————————————————————————————————
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Он стал пророком после ниспослания суры: ″Читай!″».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Этот великий пророк стал пророком после ниспослания суры «Читай!». Первым ниспосланным аятом были слова Всевышнего: «Читай с именем твоего Господа, Который сотворил все сущее» Сура аль-‘Аляк, аят 1.
После ниспослания этого аята он стал пророком. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в пещере Хира, когда к нему явился Джибриль, мир ему, и прочитал ему эту суру.
__________________________
Начало призыва.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Он стал посланником после ниспослания суры ″О завернувшийся в плащ!″ Сура № 74.
Его родным городом была Мекка, и Аллах послал его предостерегать людей от многобожия и призывать их к единобожию.
А доказательством служат слова Всевышнего: ″О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего возвеличивай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить большее! Ради Господа твоего будь терпелив!″ Сура аль-Муддассир, аяты 1-7.
«Встань и увещевай!» — предостерегай от многобожия и призывай к единобожию.
«Господа своего возвеличивай!» — возвеличивай Его посредством единобожия.
«Одежды свои очищай!» — очищай свои деяния от многобожия.
«Идолов сторонись!» — сторонись как самих идолов, так и тех, кто им поклоняется. Будь непричастен как тем, так и к другим.
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Через некоторое время пророку, да благословит его Аллах и приветствует, была ниспослана сура «аль-Муддассир», и он стал посланником.
аль-Муддассир – это завернувшийся в плащ. Ведь, после ниспослания первого откровения, пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватил страх, и он начал говорить: «Заверните меня! Заверните меня! Закутайте меня! Закутайте меня!»
Аллах Всевышний сказал: «О завернувшийся (в одежды)*! Встань и увещевай (людей)! Господа своего возвеличивай! Одежды свои очищай (от скверны)! Идолов сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить большее! Ради Господа твоего будь терпелив!» Сура аль-Муддассир, аяты 1-7.
*[Когда пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, находился в пещере Хира, недалеко от Мекки, к нему впервые явился ангел Джибриль, который принёс ему откровение от Аллаха Всевышнего. Увидев ангела, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень сильно испугался и когда пришёл домой, попросил закутать его и облить холодной водой].
«Встань и увещевай…» — встань и увещевай людей. После этого веления Аллаха пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал посланником.
«Господа своего возвеличивай…» — возвеличивай Его посредством единобожия (таухида).
«Одежды свои очищай…» — очищай свои деяния от многобожия (ширка). Под одеждами здесь имеются в виду деяния. Аллах Всевышний сказал в другом аяте: «Однако богобоязненность - лучшее одеяние» Сура аль-А’раф, аят 26.
Деяния иногда называют одеянием человека.
«Идолов сторонись…» — сторонись как самих идолов, так и тех, кто им поклоняется. Будь непричастен как тем, так и к другим.
__________________________
Призыв в Мекке.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В течение десяти лет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому и призывал только к единобожию».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
В течение десяти лет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому. Он призывал людей к единобожию (таухиду) и предостерегал их от многобожия (ширка). Он велел людям перестать поклоняться всем, кроме Аллаха Всевышнего. Он велел людям перестать поклоняться идолам и истуканам. Он велел людям поклоняться только одному Аллаху, взывать только к Аллаху, давать обеты только ради Аллаха, приносить жертвоприношения только Аллаху, и так далее.
_______________________________________________
Исра (ночное путешествие) и ми‘радж (вознесение).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «После десяти лет он был вознесен на небеса, где ему были предписаны пять обязательных молитв. В течение трех следующих лет он совершал эти молитвы в Мекке».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
После десяти лет он был вознесен на небеса вместе с Джибрилем, мир ему. Он был вознесен выше седьмого неба так, что даже услышал скрип перьев*. Там Аллах Всевышний говорил с ним и вменил ему в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи.
*[Имеется в виду скрип тех перьев, которыми ангелы записывают на Хранимой Скрижали судьбы людей в соответствии с велениями Аллаха].
Сначала было вменено в обязанность совершение пятидесяти молитв, но затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил облегчения для своей общины, и так количество молитв было уменьшено до пяти. Аллах Всевышний сказал: «(В мирской жизни будет) пять (молитв), а (здесь) — пятьдесят*» аль-Бухари, 349.
*[Речь идёт о том, что за совершение пяти ежедневных молитв при жизни мусульманина ожидает награда в десятикратном размере после смерти].
Если человек должным образом совершал пять обязательных молитв, то Аллах Всевышний дарует ему награду за совершение пятидесяти молитв. Поистине, за одно доброе деяние ожидает десятикратное воздаяние.
После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Мекку и совершал пять молитв в течение дня и ночи:
· Обеденная молитв (зухр);
· Послеобеденная молитва (‘аср);
· Вечерняя молитва (магриб);
· Ночная молитва (‘иша);
· Утренняя молитва (фаджр).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал эти молитвы в Мекке в течение трех лет, пока не переселился в Медину.
______________________________________