В Беларуси идейные истоки Просвещения берут нач. в духовно – культурном развитии государства эп. Возрождения, в творчестве мысли-телей к.17- нач. 18 в. В центре их внимания был не отдельный индивид, а коллективные формы народной жизни, результаты их совместной дея-тельности. Термин «культура» в их сочинениях, заменяется словом «цивилизация», под кот. подразумевается образование, развитие, высоко-родное общество. Просветители были не столько апологетами (защит-ники), а критиками существующей цивилизации. Так Г. Каниски пропа-гандировал необходимость установления в стане порядка и законности, критиковал духовную бедность тех, кто имел власть. В «Слове да невы-бранных суддяу» он критиковал правосудие: это не правосудие, не знание, лень, взяточничество. Одновременно мыслитель формулирует важнейшие принципы правовой культуры: правосудие мастерства в законах, постоянная старательность, осмотрительность, ненавидеть взяточниче-ство, не отдавать преимущество родству и дружбе.
Физиократы (Л. Залуский, Г. Млоцкий,М. Страйновский, И.Храптович) рассматривали общество как естественный организм, что составляет часть природы, они считали, что отход человека от разумных законов природы неизбежно вызовет несчастье, бедноту, беспорядки. Л. Залуский в «Общей философии» отмечал, что блага, кот. Приносят че-ловеку высшее наслаждение, обязательно должны быть стабильные, и человек должен добиваться благ через разум.
Представители раннего периода Просвещения (Б.Добшевич, К. Нарбут, М. Пачобут – Адленицкий) утверждали гуманистические идеи уважения к человеку, образования и воспитания на основе свободы убеждений, высокой гражданственности и ответственности. Историк - просветитель А. Нарушевич отводил разуму главную роль в историче-ском процессе, а предметом научных исследований считал не только действия руководителей и военачальников, но и жизнь простого народа. П. Бжастойский, М. Карпович, И. Яленский развивали тенденции естество научного материализма, радикальные социально – утопичные идеи. На их взгляд, человек культурный в меру разумности и разумный в меру соответствия своему природному назначению. В сравнении с природой культура выступает не как отдельный вид бытия, а только как звено в общей цепочке природной эволюции. Для расширения идеи Просвещения в Белоруссии много сделали Комиссия народного образования Речи Пасполитой, кот. была по сути первым в Европе министерством про-свещения, а также преподаватели Виленской академии, народных училищ. Прогрессивные просветительские тенденции отражены в литературе и искусстве, книгоиздательской и культурно – просветительной научно - педагогической деятельности.
32. Основные черты культуры Древнего Египта:
1.Консерватизм. Возникла высокая цивилизация и долгое время развивалась на основе архаической и духовной жизни. Деспотическая власть фараонов, которая ограничивала свободу людей.
2.Политэизм. Воображение о загробной жизни, как продление жизни, но только в могиле. Захоронение тела умершего, обеспечение жилья и еды ему. Боги имели чаще всего зоаантрапаморфны образ. Среди священных животных были: лев, бык, баран, сокол, крокодил, корова, пчела, змея. Это объясняется не только течением татэмизма, но и тем фактом, что животные символизировали разных египетских божеств. Основные египетские богослужения складывали мистерии, поминальные молитвы, храмовые праздники, годовой и повседневный литературный цикл.
3.мифологизм. Это мифы: о создании мира, о солнечных божествах и Осирисе. В космогонических мифах повествуется, что первым началом мира был бесконечный водный хаос, а после возник Бог солнца Ра, который в свою очередь родил богов Шу и Тэфнут. Эта семейная пара создала землю и неба. Люди были созданы богом Ра. Ра – бог солнца был в образе сокола на голове которого был солнечный диск. Чаще всего египтяне воображали Бога в образе человека. Осирис научил людей вспахивать землю, строить города, выпекать хлеб, делать вино и пиво, лечит.
4. Символизм. Основными символами египетской культуры были анх, пирамида, фараон, Ка. Анх воображал крест с петлёй на верху. Он являлся символом как человеческой так и божьей жизни. Фараон обозначает «Большой дом» Египтяне считают, что когда идёт разговор про царя, то нежелательно прямо называть его имя. Ка воображалась духовным двойником человека, его жизненной силой и одной из душ. Считалось, что Ка рождалась с человеком, духовно и физически существовала нераздельна с ним как при жизни, так и после смерти. Могилки назывались домом Ка. Для «вечной жизни» в загробном мире фараонам строили пирамиды, богатым людям – так называемые «мастабы», а бедного человека закручивали в простынь и ложили в песок.
5. стремление к бессмертию. Явилось основой для возникновения «поминального культа». Идея воскрешения мёртвых. Пирамиды являются примером вечной жизни.
6.Письменность. Появилась в самый ранний период египетской цивилизации –в эпоху Древнего царства. В основе лежало 700 иероглифов – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. На смену письму пришёл иеритичное (быстрописание), после курсивное письмо. В египетском письме передавались как идеограммы (знаки, которые передавали понятия), так и фонограммы (знаки, что передавали звуки). Тексты писались на папирусах. Возникло алфавитное письмо.
7.Образование. Существовала разноотраслевая систем а образования и воспитания. Школы существовали при храмах и в сельской местности. Важную роль играл «Дом жизни», который находился возле дворца фараона. Здесь разрабатывали писали трактаты которые касались проблем философии и теории властей, занимались астрономией и математикой, познаниями по строительству.
8.Наука и техника. Знания имели практический характер и использовались в сельском хозяйстве. Возникла египетская математика, одним из значительных достижений которой было десятичная система числа. Значительным вкладом было в астрономию деление суток на 24 часа. год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Были известны водные и солнечные часы.
Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с IV тысячелетия до середины VI в. до н.э. История Двуречья — это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья — шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.
В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения.
Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родилась легенда о Всемирном потопе).
Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.
Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.
33 Культура Исламского мира. Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы. Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII в. мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатания, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения.
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.
Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»).
Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии, римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным, самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т.д.
Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах.
Основные ее принципы — это:
1) воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными;
2) узаконивание кровной мести;
3) восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины;
4) построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);
5) труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах, суета.
Кроме Корана, важными источниками самых разнообразных знаний, норм в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.