Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных цен-ностей, результатом которого является динамически развивающаяся си-стема идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. В первые концепция культуры сформировалась в Древне Греческом обществе (Концепция Пандейя) ас-социировалась с образованностью, всестороннем развитии и подготов-ленности гражданина к общественной жизни. В Древней Римской практике культура рассматривалась, как разностороннее образование, чувство долга, владение ораторским искусством, чувство вкуса.
Эпоха эллинизма. культура – начитанность, владение искусством интерпретации.
Возраждение. Культура – творчество, создание ценностей в первую очередь к художественным ценностям. Культуру ассоциируют с живописью, поэзией, риторикой и зодчеством.
Новое время (17-19в): В философской концепции 17 в. Культура практикуется как качество ума (хорошо возделанный разум). Ф.Бэкон – культура – преодоление всех ложных приоритетов, предрассудков, верований.
Гоббс – культура- система искусственных образований созданных людьми для удовлетворения своих потребностей.
Кант- культура – сфера человеческой свободы отражает безгра-ничные возможности человека.
Эпоха античной культуры начинается с образования греческих по-лисов – городов-государств в начале 1 тысячелетия до н.э. и завершается падением Римской империи в 5 в.н.э. Античная культура – это целостное сотворение, которое охватывает все её исторические формы бытия – политику и право, мифологию и религию, философию и искусство Древ-ней Греции и Древнего Рима. Главными идеалами и ценностями античной цивилизации и культуры были патриотизм, верность к общественным обязанностям, поклонение богам, уважение к предкам. Так же существо-вала общественная свобода и равноправие, общественный долг, гармони-ческое развитие личности. Литературные жанры: идиллия, трагедия, ко-медия, ода, элегия, байка и др. История античной эпохи разделяется на две фазы – греческую и римскую античность. Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из ми-фологии и пользуются её образами. Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифоло-гическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств, рассуждений логического понимания. Важнейшие куль-турные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Полисная основа: античная культура возникла и развивалась на основе городского или полисного, социальной и духовной жизни. Жители имели земельные владения, политические права и принимали активное участие в жизнедеятельности полиса. Рабовладение было распространено в экономически развитых странах. (Афины и др.). Космологизм. Космос выступает абсолютом культуры. Сначала существовал вечный Хаос. После из этого Хаоса возникли боги, которые сотворили людей и их окру-жающую среду. Античная культура имела подражательный характер. Греки многим подражали у египтян, вавилонян, однако смогли довести эти новации до классических форм в высшей доскональности. Среди от-личительных черт античной культуры следует отметить антропоцентризм. Космос постоянно сопоставляется с человеком, природные объекты- с человеческим телом. Антрапацентризм этой культуры предусматривал куль тела человека; идеализируя бога, греки наделяли их человеческими качествами, высшей телесной красотой. Античная культура формировалась на основе пантеизма. Здесь существовали Олимпийские боги, они постоянно проживали на вершине самой высокой в Греции горе Олимп. Демократичность. Решали важные проблемы на общих собраниях. Не участвовали в них рабы, женщины и иностранцы. Античная культура на протяжении всего своего существования остаётся в объятиях мифологии. Она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Миф объединял в себе продукт народного творчества и фантазии, сотворил целостную картину света, в котором всё имело значение, место и объяснение. Объективизм. В античной культуре интересы личности не стоят на первом месте и не имеет такого абсолют-ного значения, хотя и понятие в античной культуре очень специфическое. У античной культуре всегда очень сильное было эстетическое начало, которое пронизывала разные сферы жизнедеятельности. Одной из осо-бенностей античной культуры является состязателдьность которая была характерна почти во всех сферах общественной жизни – политическая, военная, культурная, спортивная. В Греции проводились Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года на протяжении 5 дней. На время проведения заключался мир и никаких войн не было. В Риме более распространёнными были соревнования на колесницах и гладиаторские бои. Главными идеалами и ценностями в античной культуре был патрио-тизм и героизм. Основная ценность – войсковая доблесть, её достижения, слава. Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни. Для античной культуры характерны следующие противоречия:
Чувство и разум. Для античного человека весь окружающий мир был наполнен чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возмож-ности наглядного представления. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха.
Судьба и борьба («ананке»-судьба, «агон» - борьба).Греки возла-гали ответственность за события своей жизни на богов.
Социальность и индивидуальность. В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис. Полис –город-государство, для греков был единствен-ным местом, где они чувствовали себя в безопасности. Возникло понятие свободного человека, принадлежащего к сообществу граждан полиса.
Основные этапы развития культуры в Др.Греции:
1.Критомикенский период (12в до н.э.) – остров Крит. Основные достижения настенная живопись и строительство дворцов. Теократия – особая форма царской власти. Основную роль играет религия. Основные центры культуры – Дворцы. Строятсчя царские усыпальницы – Толос.
2.Гомеровский период (11-8 до н.э.). Самые яркие произведения это терокот и бронзовые статуэтки.
3.Архаический период (8-6 дор н.э.). Возникновение греческого театра. Создаётся архитектурный ордер: 1.Дорический ордер, 2.Ионический ордер. Греческая керамика – вазы. Для религии – полетэизм. Формируются и возникают мифы о героях. Возникает 1-ая философская система.
4.Классический. Воспитание всесторонности личности. Философ-ское направление: софисты, Сократ. Строятся храмы, монументальное строительство. Рассвета достигает скульптура. В литературе: трагедия, комедия.
5.Элинический.
9. Определение культуры. Основные подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотичный, деятельностный и др.) Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, резуль-татом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. В первые концепция культура сформировалась в древнем обществе (Концепция Пандейя),она ассоциировалась с образо-ванностью, всестороннее развитие, подготовленность человека к обще-ственной жизни. В Древней Римской практике культура рассматривалась, как разностороннее образование, чувство долга, владение ораторским ис-кусством, чувство вкуса.
Эпоха эллинизма: Культура – начитанность, владение искусством интерпретации.
Эпоха Возрождения: Культура – творчество, создание ценностей в первую очередь к художественным ценностей. Культуру ассоциируют с живописью, поэзией, риторикой и зодчеством.
Новое время(17-19в): В философской концепции 17 в. Культура практикуется как качество ума (хорошо возделанный разум).
Ф.Бэкон – Культура-преодоление всех сложных приоритетов, предрассудков, верований.
Гобс – Культура – система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей.
Кант – Культура – сфера человеческой свободы отражает безгра-ничные возможности человека.
Основные современные подходы культуры:
- аксеологический подход (Культура – это мир ценностей, сово-купность лучших творений человека)
- антропологический (культура - совокупность артефактов, со-зданных человеком)
- Деятельный подход (Культура – совокупность умений, образцов и форм деятельности. Процесс, а не конечный результат)
- Семиотический подход (культура -совокупность знаков и текстов)
- Информационный подход (Культура – система соц. информации, которая сохраняется и транслируется человеком.
В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвлённой динамической системы, в которой взаимодействуют 3 основных фактора:
1.деятельность общественного человека, осуществляемая в опреде-лённой совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей.
2.возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности со-вокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и ду-ховных ценностях.
3.процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.
Вопрос 4.Нетематизованость проблем культуры в средневековой гуманитарной мысли. Средние века (5-15в.). В рамках этой эпохи выделяются 3 периода:
1.Ранее Средневековье (конец 4-11в)
2.Зрелое Средневековье (11 -1-я половина 13в.)
3.Позднее Средневековье (2-я половина 13в.-начало 16в.)
1.Ранее Средневековье (конец 4-11в). Упадок римской империи. Возникает характерное для Средневековья смешение народов. Происходит варваризация заподного мира, выразившаяся в развале античной торговли и системы коммуникаций, разрыве хозяйственных связей, аграризации, упадок государственного управления, отсутствие унификации и политического порядка. Развивается сословность. Христианизация. Орд-ним из духовных установок христианства явился персонализм – обра-щённость к личности, внутреннему миру человека. Христианство внесло в мироощущение средневекового человека чувство историзма. Склады-ваются традиции христианского эксегезиса, толкование текста Писания, развивается богословие. Уникальным стал вклад христианства в различные сферы европейской культуры. В средневековом христианстве развивается принцип иерархии, лёгший в основу практики церквоцентризма, претензий папства и духовенства на первенство не только в духовной, но и государственно-политической и социокультурной сфере. Развивается клерикализм, усиливается политическая и культурная роль церкви, начинается история длительного соперничества церковной и светской власти. К особенностям католической власти христианства можно отне-сти сочетание консервативных и динамических тенденций в жизни церкви. Вершиной культурного развития Западной Европы становится Каро-лингское возрождение 8-9в. в ходе которого была реформирована система образования. Было создано первое международное интеллектуальное со-общество учёных – каролингская академия.
2.Зрелое Средневековье (11 -1-я половина 13в.). Аграрная рево-люция. Происходит значительный рост народонаселения. Урбанизация (быстро растут города, процветали ранние формы предпринимательства, города становились центром свободы.) Становление нуклеарной се-мьи.(женщина стала играть более независимую роль). Появление универ-ситетов. Создание действенной правовой системы. Развитие романского и готического стилей, ставшими важнейшими художественными стилями Средневековья.(Собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе). Внешняя экспансия средневековой Европы приводит к расширению границ христианского мира. Начало становления современных европейских ли-тературных языков и литератур. (складывается жанр рыцарского романа, фаблио, шванка). Техническое новшество (изобретение очков, бумаги и т.д.)
3.Позднее Средневековье (2-я половина 13в.-начало 16в.). Появ-ляются кризисные тенденции (прекратилась распашка и освоение новых земель, началось запустение полей и даже деревень. Наступает экономи-ческая депрессия.) Начинается эпидемия, получившая название Великая чума. Развиваются предвозрожденческие тенденции. Возрастает социаль-ная мобильность. Размываются узы крепостной зависимости. Открываются новые университеты с направленные на изучение медицины, возрастает интерес к классической латыни, античным текстам.
Основные приметы Средневековья принято считать существование вассально зависимой системы и феодализма как особенного типа обще-ственного лада. Эпоха характеризовалась существованием натурального хозяйства и разделения мира на много малых, практически автономных хозяйственных регионов, а также первого религиозного мировоззрения. Общество складывалось с 3-ёх основных соловьев: духовенства, дворян-ство, народ. К наиболее важным личностям средневековой истории и культуры можно отнести рыцарство, которое представляло собой военно-земледельческое сословье, основными занятиями были война, охота, ры-царские турниры. Западноевропейский город был торговый и ремесле-ничским центром. Культура европейского Средневековья возникла на ру-инах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе от запада от ко-торой зависело будущее. 1.это традиции стареющей греко-римской культуры. Высокообразованные люди. 2.Дух варварства. Варвары были мужественными и суровыми, идеалы и ценности были им не понятны. Духовный мир их беден. 3.Христианство было самым сильным со всех, которые характеризовали культурное развитие Европы. От иудаизма оно забрало не только идею единобожья и ветхозаповедного Священного пи-сания, но и элементы древних культов, которые олицетворялись в них. Важную роль сыграли религия и церковь, которые значительно повлияли на характерные черты Среднего века.
Основные черты средневековой культуры:
Религиозный характер. Христианская религия. Христианская идеология: одна вера, надежда и любовь. Вера выступает как особенное положение духа, как святая простота, которая ведёт к богу. Надежда представляла идею спасения от греха с помощью Бога. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, стремления человека к Богу. Подчинение и пакорливость становятся основными ценностями общественной жизни. Церковь является наиважнейшей организацией культуры. Церковь вы-ступает и как светская сила, которая в личности папства стремится к гос-подству. Симвализм. Символ относится к универсальной категории культуры, которая раскрывается через сопоставление предметного образа и глубокого смысла. Символичным был весь мир. Солнце – символ Бога, звёзды – символ ангелов и проповедников, камень – символ Христа и твёрдой веры, песок – символ слабости и неустойчивости, золото – истина, дерево-символ души. Цвет и покрой одежды – знак социальной при-надлежности. В рыцарской культуре вид и цвет цветка, которая подарена любимой продолжительность поцелуя руки и высота, на которую при этом подняла руку госпожа-это таинственный язык. Жест иконе также символичен, он передаёт особенный духовный импульс: благословение Христа. Литературный жанр – притча. В музыке строгая одноголосность-символ единения чувств. Дидактичность. Деятелями были проповедники, учителя богослужения. Особенное внимание уделяется дискуссиям, проповедям, поучению духовной связи учителя и ученика. Заставляли изучать землю, метал, наблюдать за природой, делать химические опыты и т.д. Были сделаны очки, часы, проводились медицинские опыты, найдена технология производства бумаги. Центрами образования и культуры в раннем Средневековье были церковь, монастыри и монастырские школы. Богословские знания преобладали и в светском образовании, а так же в университетах, которые появились в 11в. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. Догматичность. Образование этой эпохи придерживается гнасилогической позиции, которая заключается в заключении каких-либо сомнений с абсолютной правдивостью существующих знаний. По мнению церковных идеологов, грешным является всякие знания, которые не имеют своей цели познания Бога. Каноничность. Профессоры, деятели, художники в своей деятельности опирались на авторитетные работы отцов церкви, их некри-тические восприятия. В эпоху, когда большинству было не доступно чте-ние Библии, главным языком христианства были изобразительные виды искусства, которые в иллюстрационной, образной форме давали впечат-ление про красоту божественного: живопись рассматривалась как немая исповедь. Главным жанром была иконопись. Аллегория. Является одним из принципов художественного осмысления действительности и способом оформления содержания в искусстве, когда даденный им образ получал другого смысла значение. Аллегорический образ имел 2 смысловых слоя – поверхностный и глубокий. Средствами создания аллегории в искусстве были воплощение и метафора. Карнавальный, смеховой характер народной культуры – важная особенность культуры средневековья, которая более красочно выявилась в городах. Карнавал нёс с собой идею особенной свободы, возможность выйти на какой-нибудь момент с привычного жёсткого иерархического порядка вещей в особое пространство, где возможны всякие превращения, где последний может стать первым, где можно прожить социальные роли, которые не доступны в обычной жизни. В Средневековье кроме карнавалов существовали и «святой дурак», праздник осла, частью церковного обряда были и «пасхальный» и «ка-лядный» смех. Анонимность. Понятие авторства в Средневековье было специфическое. Певцами «песнярассказчики» раннего Средневековья: скапы, барды,филиды,менестрелы. Инталлерантность. С наступлением позднего Средневековья побеждает мысль о том, что человек способен заключить договор с дьяволом. Обвинения в ведьмарствах. Ведьмарские процессы стали очень распространенными.Для борьбы с различными ере-сями была создана инквизиция, которая в 13в.действовала как церковный суд, специальный трибунал католической церкви. Давали широкое рас-пространение на протяжении времени получили продажу индульгенции (миласть), что обозначает полное или частичное отпущение грехов чело-века. Возникла новая форма борьбы крестьян – крестовые походы. Участ-ники этих походов стремились любыми средствами освободить «святую землю». Традиционализм. Вся духовная жизнь человека должна стро-иться на стародавних традициях, неизменяемых религиозных нормах и ценностях. Рефлексивность. Считалось что Бог – это спасение. Для кре-стьянина спасение существовало под знаком веры и надежды. Надежда человека – это надежда на Бога, когда его нет, то празднует победу чело-веческое рабство. Обращались не только на библейские тексты, но и на произведения известных мыслителей Античности, во-первых к Аристоте-лю, он считался наиболее крупным авторитетам в отрасли философии. Философию рассматривали как своеобразную «служанку богословья». Наиболее известными в средневековой христианской философии и теоло-гии были Аврелий Августин, Св. Фама Аквинский, Роджер Бэкан и инш. Тэацэнтризм. Единство средневекового мира воплощалось Богом, он определял судьбу предметов. Бог стоял за предметами природы как мастер за созданным им предметам.от сюда книжное изучение света, ком-ментирование трудов знаменитых теологов, античных мудрецов прохо-дило в отрыве от жизни.
12.Ценностно-нормативные и отдельные аспекты культуры. Нормы – это стандарты культурной деятельности, регулирующие пове-дение людей. Нормы формируют усредненную модель поведения, мини-мизируют случайные обстаятельства, субъективные мативы. Нормы под-разделяются на запреты (табу), предписания, правила, установления, за-коны, заповеди, императивы. Также нормы классифицируются:
-по масштабам (на общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, семейные, межличностные);
-по уровню обязательности на нормы однозначного выполнения (правовые, производственные) и ориентирующие нормы, предоставляю-щие возможность выбора, не имеющие принудительного характера (об-щекультурные нормы взаимности, доверия, гуманизма);
-по содержанию (на экономические, политические, право-вые,моральные, технологические, нормы научной деятельности);
-по исполняемой социальной роли (на семейные, профессиональ-ные и т.д).
Существует два полюса отношения к нормам. Один из них называ-ется конформизмом, т.е.абсолютно полным, бездумным исполнением предписанных норм. Конформизм находит выражение в ханжестве, обо-рачивается лицемерием, двойными стандартами, ссылками на приказы, законы. Другим полюсом является девиация – отклонение от принятых норм, которые может носить случайный или последовательный характер. К девиациям относятся преступность, пьянство, бродяжнечество.В процессе культурной динамики действуют тенденции нормотворчества (выработки новых норм) и аномии (разрушения старых норм в общественном сознании).
Ценность – это способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека. Ценностная ориентация может рассматриваться как коренящаяся в природе человека, порождающаяся его внутренними импульсами. Ценности могут пониматься как общественное установление. Источник ценностей состоит в соотнесении явлений с эталоном на основе эстетической, этической, прагматической или другой оценки. Существуют различные классификации ценностей. Так, ценности подразделяются на предметные (вещи, имущество) и субъектные (качества человека либо сообщества людей), жизнеобеспечивающие, витальные (здоровье, еда, жилище) и культурные (книги, картины), на ценности – средства (образование, здоровье, спорт) и ценности – цели (религиозное спасение, любовь), относительные (деньги, квартира) и абсолютные (жизнь, свобода).Существуют художественные, моральные, материальные, поли-тические. Правовые и другие ценности. Каждый тип культуры создаёт свою иерархию ценностей. Приоритет эстетических ценностей (сораз-мерность, гармония) свойственен древнегреческой культуре. Духовно-религиозные ценности доминируют в средневековой культуре. Прагмати-ческие ценности (деньги, власть) господствуют в буржуазной культуре. Ценностное сознание определяет нормы, принимаемые тем или иным со-обществом.
Идеал – это обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделённый свойствами универсальности, абсолютности. Идеалы подразделяются на личные и общественные (идеалы социальной группы, национальные, общество в целом). Идеалы бывают религиозные (спасение, единство с Богом), нравственные (гуманность, человеческие отношения), научные (достижение истины, максимально полного знания) и др.
5. Рецепция идеи «гуманизм» в ренесанской мысли. Культура как вторая природа. Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Основным содержанием которого было становление новой «земной» по своей сущности картине мира, кардинально отличается от средневековья. Воплощение в гуманизм, ведущий идейный поток эпохи и натурфилософии, отразился в искусстве и науке. Строительным материа-лом для новой культуры послужила Античность, которая «возраждалась» до новой жизни, от сюда эпоха «Возрождения» или «Ренесанс» Возрож-дение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европейских странах идет процесс первоначального накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и территорий. Важные изменения про-исходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий, человечный) – это совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность мира, как личность, обладающую правом на свободу, счастье, проявление своих способностей; это позиция, исходящая из того, что критерием оценки социальных отношений выступает уважение к достоинству человека, забота о его благе и всестороннем развитии.
В узком смысле слова гуманизм определяется как культурное те-чение, светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью, свободное от религиозных догм. В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и тра-диции средневековья. В широком смысле слова под гуманизмом пони-мается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти, Л. Вала, Пико дела Ми-рандола, Э. Роттердамский, М. Монтень.
В эпоху Возрождения формируется новый взгляд на человека, по-новому решается проблема "человек и бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Таким образом, гуманисты подчерки-вали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный раци-ональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.
Гуманистическое, творческое начало ярко проявляло себя и в ис-кусстве эпохи Возрождения. Интерес к человеческой личности, ее духов-ному миру приводит к развитию жанров портрета и автопортрета. На смену безымянному искусству средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство.
В формировании гуманистической культуры Возрождения огром-ную роль сыграло античное наследие. Возрождением стали называть эпоху сами итальянские гуманисты, имея ввиду Возрождение античной куль-туры. Впервые этот термин был введен Д. Вазари в XVI веке.
Возрождается:
1. интерес к человеку;
2. античный идеал человека, совершенного физически и духовно;
3. античное понимание красоты как гармонии и меры
4. реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического языка искусства средневековья.
5. сюжеты из античной мифологии и истории;
6. древние языки (древнегреческий, латинский);
7. интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.
В эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсаль-ная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность.
Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Другие универ-сальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, А. Дюрер.
Долгое время господствовал стереотип резкого противопоставления средневековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Однако исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фундаменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с переходом от аграрной культуры к городской культуре. Ренессансная культура основана на двух источниках — античное класси-ческое наследие и наследие столь презиравшихся гуманистами “темных веков” средневековья.
Фундаментальным здесь является антропоцентризм как струк-турообразующий принцип новой системы культуры. На первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе. В центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек.
Три специфические черты этого учения:
1) “реабилитация” природы, а вместе с ней и через нее природы са-мого человека, что в итоге привело у обожествлению природы и призна-нию человека гармоническим единством телесного и духовного начал;
2) выдвижение на первый план личного и деятельного основания категорий “достоинство” и “добродетель”;
3) радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами, всеми способностями, гармония разума и страстей.
Подчеркивали идею — о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не родовом и сословном, а сугубо личном, т.е. потенциально идею о равной важности каждого индивидуального существования.
Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на “омолаживание” и регенерацию времени. Распространенное чувство юности, молодости, начала. Весьма мало куль-тур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.
В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда сти-хийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением. Для ренес-сансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм.
Понятием “природа” охватывается все сущее, вся вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Современная наука подтверждает гениальные догадки мыслителей прошлого о том, что при-рода как объективная реальность вечна, бесконечна и неисчерпаема вглубь.
В своем вечном движении материя проходит три стадии развития.
1 стадию – неживой природы.
2 стадию – живой природы.
3 стадию – разумной, мыслящей природы.
Именно в процессе такого длительного развития природы появился человек и первые формы общественной жизни. Отсюда общество – про-дукт природы, ее обособившаяся часть, культура – результат деятельности человека. Разум и труд людей создают “вторую природу” – мир чело-веческой культуры. Культура, стало быть, выступает как преобразованная человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истол-ковать как превращение природного, естественного в культурное. И в этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире. Одновременно с этим человек является по-рождением и частью природы. “Человек, - писал Маркс – живет природой. Это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы”. Таким образом, человек, человеческое общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории культуры.
Можно выделить следующие аспекты взаимодействия культуры и природы:
1.хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур;
2.экологический – активное, преобразующее воздействие человека на планету всё более усиливается, несомненно, что в этом процессе про-исходит отчуждение культуры от природы.
3.медико-гигиенический – климат, погода имеют существенное влияние на жизнь человека;
4.этический – природа представляет собой родную среду обитания. Любовь к природе является важнейшей культурной ценностью;
5.эстетический – любование красотой природы способствует ду-ховно-эстетическому совершенствованию человека.
13. Понятие семиотика культуры- это знаковые средства культуры с помощью которых рассматриваются все культурные феномены как тексты. При этом текстом называют не только письменные сообщения но и любой артефакт рассматриваемый как носитель информации. Язык тоже понимается в широком смысле не только как первично моделирующая система, но и как вторичная моделирующая система.
Языки культуры называет моделирующими системами потому что они выступают теми средствами с помощью которых человек познает объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.
Вторичные моделирующие системы называют языками культуры или культурными кодами. К ним относятся все виды культурных текстов и строятся они по образцу естественного языка. Их функционирования происходит с помощью кодов (соглашений) которые знают члены той или иной социальной группы.
В отличии от естественного языка у которого код един для всех членов со-общества, коды вторичных моделирующих систем различные. Овладение ими требует специального обучения.
С точки зрения семиотики основной структурной единицей языка культуры являются знаковые системы.
Знак - это материальный предмет, явления или события, объективно заменяющий некоторый другой предмет, свойство или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.
Принято выделят 6 видов знаков и знаковых систем:
• Естественные (знаки признаки) (вещи и явления природы в том случае когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя носителя информации о них). Это открытая знаковая система и в отличии от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей пополняют словарный запас языка. Однако базисный словарь (части тела человека, солнца, луна, звезды, числительные до 10, личные местоимения остаются неизменными)
• Функциональные (вещи и явления имеющие непосредственное прагматическое предназначения, а знаками они становятся потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки признаки но они не редко имеют вторичное значение) (суеверие: черный кот, баба с ведром)
• Иконические (знаки-образы внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Как привило они создаются искусственно, хотя изредка могут использоваться естественные объекты, если они похожи на предмет который им хотят обозначить) (пример: художественные образы созданные писателями, художниками или скульпторами. Очень точно описывает людей животных или события.)
• Конвенциальные - искусственно созданные знаки которым люди догово-рились приписывать определенные значения. Они могут быть совсем не похожи на предмет который обозначают. (пример: знаки дорожного движения)
3 вида: сигналы (знаки извещения или предупреждения (цвет светофора, сирена)), индексы (условные обозначения предметов или ситуаций имеющий компактный вид и применяемые для того чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда их стараются подбирать так чтобы их внешний вид подсказывал что ни обозначают (условные обозначения на графиках схемах) и символы (знаки не только указывающие на некоторый объект но и не сущие в себе добавочный смысл. Если значения любых других знаков относятся либо к вещам реального физического мира либо к явлениям к психической и духовной жизни, то значение символов указывает на значимость ценность этих явлений как для отдельного человека так и для человечества в целом (гимны, гербы, флаги). Символы имеют не только конвенциальные но и иконических характер т.е. означающая сторона символа всегда каким-то образом связана что она обозначает (весы - символы справедливости). Виды: исторические (бородинское поле), религиозные (иконы, крест), идеологические и пропагандистки (конституции, лозунги), нравственные (чистоту) художественные (произведения ис-ва)
• Вербальные - разговорные языки (составляют основы культуры говорящего на нем народа). Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей человека заложенных в его биологической природе, однако язык имеет и социальную природу он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения
• Системы записи - это прежде всего письмо ноты и т.д.. Они возникли на базе других знаковых систем, разговорного языка музыки и т.д. И они являются вторичными по отношению к ним. Появления развития письма сыграла большую роль в развитии культуры, это ознаменовало начало цивилизации. Базовым знаком письма является не слова а более объективная и абстрактное единица - буква. Благодаря письменности был открыт путь передачи информации через время и расстояния.
6. Специфика культурной антропологии: целостный подход в изучении человека как биокультурного существа. антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о че-ловеке как «производителе» и «потребителе» культуры. Школы куль-турной антропологии объединяет представление о целостности человека. Культурно-антропологические исследования проводятся с учётом разно-образных факторов социального, культурного, психологического, эконо-мического, биологического порядка. Хотя культурно-антропологический подход ориентирован на комплексное рассмотрение человека, основной акцент делается на анализе культурных явлений. В истории развития этого научного направления выделяются ряд этапов. Представители эволю-ционной антропологии сосредотачивали внимание ни изучении взаимо-отношений человека и природы, процессов генезиса, становление человека, культурирование основных инстинктов, формирование специфического строения тела, складывания норм, регулирования поведения с помощью запретов, табу. Специалисты в области психологической антропологии в 20-30гг.20в.нразрабатывали проблематику «культура и личность», делая акцент на изучении индивида в условиях различного культурного окружения. А.Кардинер предложил модель взаимосвязи детского воспитания и типа личности, доминирующего в данной культуре. Личность человека начинает формироваться после рождения. Значительный вклад в этнопсихологические исследования внесли труды Р.Бенедикт «Модели кульбтуры» (1934), «Конфигурации культур в Северной Америке»(1946), «Психологические типы культур Юго-Запада». Главный постулат её концепции – наличие у каждого народа специфической «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:
1.аполлонийский, отличительными чертами которого являются подчинение индивидов традициям группы;
2.дионисийский, отличающийся индивидуализмом и различными формами насилия.
3.параноидальный, характеризующийся конфликтами и подозри-тельностью, враждебностью.
Р.Бенедикт выделяет культуру стыда(человеку стыдно за свои по-ступки перед окружающими) и культуру вины (человек осуждает самого себя, виновен перед своей совестью и Богом). В современной психологи-ческой антропологии выделяются 3 основных подхода: психоаналитиче-ский, психологический, этологический. В рамках психологического под-хода выделяются:
1.анализ особенностей восприятия в различных культурах (цвет, красота)
2.межкультурный анализ познавательной деятельности и культур-ных особенностей мышления;
3.этносемантика.
Этологический подход акцентирует внимание:
1.на анализе агрессивности и насилия в разных культурах;
2.на исследовании эмоционально-психологических состояний (лю-бовь, ненависть, страх);
3.на невербальной коммуникации, отношении к незнакомым;
4.на ритуале и ритуальном поведении;
5.на психологии раннего детского возраста.
Специфика антропологического подхода заключается в направлен-ности исследования на целостное познание человека в контексте опреде-ленной культуры.
Причем необходимо выделить наиболее распространенные в антропологической науке исследовательские установки, или векторы познания: 1. Первый вектор антропологического исследования культуры характеризуется установкой на “зеркальное отражение” всех ее сторон и черт при помощи визуальных и иных средств.“Антропология, — подчеркивает К.М.Клахкон, — держит перед человеком большое зеркало и дает возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разно-образии”. Вот почему излюбленный метод антропологии — наблюдение. Явления культуры, которые даны нам непосредственно в процессе наблюдения, содержат объективные и интерсубъективные связи, пости-жение которых требует уже теоретического подхода. 2. Важное условие антропологического познания культуры — антропологический редук-ционизм - установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм. Считается также, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного раз-вития. Поэтому чтобы познать культуру, необходимо изучить ее перво-бытные формы. Следующее направление антропологической редукции культуры состоит в том, чтобы найти единые и неизменные основания или составляющие, характерные для всех времен и народов (культурные универсалии). Еще одной разновидностью антропологического редукци-онизма следует считать функционализм. Антропологи одни из первых осознали необходимость объективного анализа зависимости между по-требностями человека и средствами их удовлетворения, которые выраба-тывает и предоставляет культура. 3. Третья особенность антропологиче-ского изучения культуры символичность заключается, в первую очередь, в том, что культуру нельзя постичь лишь непосредственным путем, то есть обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемым и наблюдаемым фактам ее бытия, либо выявляя функциональную зависимость между ними и соответствующими потребностями человека. Инобытие культуры представлено в системе символических средств, которые нуждаются в расшифровке и интерпретации. Поэтому большое внимание антропологи уделяют применению методов семиотики и лингвистики в процессе изучения языка культуры. 4. Четвертая характерная черта ан-тропологического изучения культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной реальности, в стремлении раскрыть сознательные и бессознательные состояния субъектов культуры. Не случайно К.Леви-Строс подчеркивал, что антрополог строит свое исследование общества и культуры с позиции наблюдаемого. Знать эту позицию — это значит про-никнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вер-бального поведения.
Культурология как интегративная наука формируется на стыке це-лого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изу-чения культуры. Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д. Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, до-полнив свое определение соображениями о том, что мир человека – это мир культуры. Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология, сохраняя целостный подход в изучении человека, как существа био-логического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур. Термин «Культура» каждый понимает по- своему. Для одних культура- научаемое поведение. Для других- не поведение как таковое, а его аб-стракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические со-суды- культура, для других ни дни материальный предмет таковой не яв-ляется. Одни полагают, что в сознании изучаемых людей, другие- что в сознании самих этнологов. В последнее время дискуссия вокруг понятия культуры заострилась на проблеме различия между терминами «культура» и «человеческое поведение». Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы инди-видов или поколения другим при помощи механизма социальной наслед-ственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения, которые при-вели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь его аб-стракция. Кребер и Клакхон предложили простое и тактичное решение: пусть психологи имеют дело с поведением, а антропологи занимаются абстакциями поведения. Эти абстракции, мол, и являются культурой. С тех пор вопрос о том, следует ли рассматривать культуру как поведение или как его абстракцию, стал основополагающим во всех попытках выработать адекватную, конструктивную, плодотворную и надежную концепцию культуры. Американский культурантрополог Л. А. Уайт сделал вывод, что существуют два различных научных подхода к изучению предметов и явлений, зависящих от символической способности человека к символизации. Психология человека и культурология имеют в качестве объекта исследования одни и те же феномены: предметы и явления, зави-сящие от способности человека символизирования (символаты). А отли-чаются эти две науки друг от друга различными контекстами, в которых изучаются эти феномены. Таким образом, пишет Л. А. Уайт, культура представляет собой класс предметов явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Это определение спасает культурную антропологию от неосязаемых, неуловимых и онтологически не существующих абстракций и снабжает ее реальным, материальным, познаваемым предметом иссле-дования. Ибо оно проводит четкую грань между поведением и культурой; между наукой о психологии и наукой о культуре.
10. Структура культуры: формы и виды культуры. Материальная и духовная культура. Артефакт и культурная форма. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
Типология культуры.Определение признаков культуры:
1.Пространственно-географический критерий:
-Западно-Европейская; -Африканская;
-Латиноамериканская.
2. Хранологически-временной признак:
-первобытная – античная – средневековье - Возрождение - Просвещение.
3. Ценностная ориентация
- Восток - Запад.
Культура представляет собой одно из сложных в структурном от-ношении явлений. Применительно к строению культуры часто использу-ется понятие морфология. Основной морфологической единицей культу-ры является культурная форма – способ передачи социальной информа-ции, хранения определённого ценностного содержания. Культурная форма – это своего рода модель, на основе которой создаётся многообразие артефактов, конкретных явлений культуры. Культурная форма характери-зуется семантическим (содержательным) потенциалом, совокупностью ценностей и смыслов которые она транслирует в культурное пространство. Культурной форме присущ социальный потенциал, способность воздействовать на развитие общества в целом. Культурная форма имеет свою нишу, место в пространстве культуры. Основными носителями культурной формы, как правило, являются профессиональные группы людей. Культурная форма создаёт вокруг себя ментальное поле, которое структурируется категориями культуры.
Культурные формы можно разделить на семантические и дея-тельностные. К основным семантическим формам культуры относятся норма, ценность, идеал, символ, передающие основные ценностные ас-пекты культуры.
Основными формами культурной деятельности являются обычай, обряд, ритуал. Обычай- это привычные, целостные образцы поведения людей. Обычаи условно подразделяются на жизнеобеспечивающие (стро-ительства дома, одежда), жизненного уклада (воспитание, поведение), нормы взаимоотношений и коммуникаций, праздничные и др. В совре-менной культурологи подчёркивается значение ритуала, который тракту-ется как форма символического поведения, не имеющего непосредствен-ного прагматического значения. Ритуалы подразделяются на календарные и ритуалы перехода (рождение, созревание, смерть), на искупительные и жертвенные, запретительные и имитативные (подражательные), на ритуалы дарения, праздничные ритуалы и ритуалы повседневности. В целостном феномене культуры выделяются также различные виды. К основным видам культуры относится материальная и духовная культура. Мате-риальная культура охватывает бытовую сторону жизни людей, производ-ство, технику, человеческое тело, включает в себя разнообразные арте-факты- предметы, созданные деятельностью человека. Артефакты – от-личаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представ-ляют известную ценность для группы или общества.В духовной культуре относятся виды и результаты духовной деятельности людей, включая язык, религию, искусство, мораль, философию, науку, обычаи, нормы и образцы поведения, идеалы и ценности, идеи и знания. Иногда как само-стоятельный вид рассматривают социальные измерения культуры, к ко-торым относят мораль, право и политическую культуру. Виды культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.
7: Тематизация культуры в новоевропейских гуманитарных науках. Декарт и «программа культивации разума». Теория Дж. Вико. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др. неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просвещение - это культурно-историческая эпоха, характерная для Ев-ропы XVIII века. Своё название эта эпоха получила по характерным кон-цепциям, в которых абсолютизировалась роль науки, научного знания, его понимания как определяющего фактора развития общества. Большинство мыслителей этой поры считали, что для "исправления" человека и общества достаточно "просвещать" человека. Обучать его, передавать ему знание, накопленное человечеством, формировать его способности к разумной деятельности. Просвещать - значит "культивировать" разум. Сторонниками Просвещения были такие известные мыслители, как Воль-тер (Ф. М. Аруэ), Ж. Ж. Руссо во Франции. В XIX веке их линию в Гер-мании продолжили И. Кант, Ф. Гегель, И. Г. Гердер и др. В России к этому направлению примыкали В. Новиков, А. Н. Радищев, В. А. Жуковский, Г. Р. Державин и другие писатели, публицисты, поэты, философы.
Как правило, деятели Просвещения рассматривали культуру как духовный продукт общества, игнорируя мир материальной культуры. Признавая культуру как духовное образование, просветители обедняли его характер, устраняя из поля своего внимания культуру чувств - мир эмоций, переживаний, настроений, то есть психическую составляющую духовности. Ядром духовности объявлялся разум, и его продукт - научное знание, способность достигать истины в той или иной форме, осуществлять разумную, рациональную деятельность. В этих представлениях про-светители опирались на своих предшественников, мыслителей XVII века, отказавшихся от антропоцентризма, потребовавших очистить разум от "заблуждений", "идолов", "затемняющих" его способности к познанию.
Деятели Просвещения считали, что руководствуясь разумом, то есть научным знанием, человек преобразует общество, создаёт его по законам истины, справедливости, добра, красоты и т. п. Общество - само по себе разумно, гармонично. Но его портят "нравы", неразумно устроенные институты, темнота и невежество толпы, слепо верящей в авторитеты, её "непросвещенность". Человека, а значит, и общество, можно исправить, так как по природе своей они "правильные", разумные. Исправить человека можно путём обучения - грамоте, науке, ремеслам и т. д. Кроме этого, надо искоренять "темноту" людей. Бороться с "пороками" - воровством, пьянством, развратом. "Исправлять" нравы, разоблачать ложь, иллюзии, суеверия толпы. Задачу просвещения людей должна решать образованная элита. Она не связана с материальным миром, поэтому свободна от "чистогана", от эгоизма. В передачи и освоения "знания". В этом процессе нет места насилию, он осуществляется добровольно с обеих сторон. Насилие в обществе порождает зло, а зло - порождает зло. Невозможно победить зло с помощью зла, считали просветители. Поэтому надо отка-заться от насильственных, немирных средств преобразования общества. Просветители отрицали необходимость революционных изменений, и от-стаивали идею эволюции в развитии человека и общества. Сама жизнь, практика, показала упрощённость концепций просветителей, их несостоя-тельность. Поэтому, хотя эти идеи продолжали существовать, развиваться, они уже не получали столь широкого распространения в обществе. С просветительскими иллюзиями Европа покончила не сразу. В некоторых странах они сохраняли господствующее положение и в XIX веке
Декарт (- французский философ и математик, По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система в то время как до сих пор оно было лишь собранием случайных истин. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую". Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты несуществует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Науку по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир это Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы. Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой." Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила:
-Начинать с простого и очевидного.
-Путем дедукции получать более сложные высказывания.
-Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.
Учение Джамбаттиста Вико (1668-1744). Его основной труд «Ос-нования новой науки об общей природе наций» Речь идет, прежде все-го, о рассуждениях, касающихся сущности исторического бытия и закона цикличности исторических изменений, приведших к созданию теории ис-торического круговорота. Вико доказывал, что человеческое общество развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ проходит в своем развитии «три типа времени» - божественное (религи-озное), героическое (поэтическое) и гражданское (человеческое). Каждому типу времени свойственны свой способ общения и мышления, нравы, право и форма правления. Например, в первую эпоху нет государства, его заменяет анархия. Во вторую эпоху государство возникает в виде монар-хии как единственного средства положить конец всеобщим раздорам. По-роки монархического правления и господства аристократии ведут к раз-ложению всей социальной организации и установлению демократии, при-сущей третьей эпохе. Но «народная свобода» и «естественная справедли-вость» постепенно вырождаются в анархию, что приводит к упадку и воз-врату к первоначальному состоянию (к первому типу исторического вре-мени). Затем общество продолжает развиваться по замкнутому циклу. Та-кой исторический круговорот, согласно Вико, - основной закон жизни общества. Действенность этого закона Вико демонстрирует многими примерами повторяемости исторических событий. Теория исторического круговорота Дж. Вико весьма значима для всего последующего обще-ствоведения, но не потому, что она абсолютно истинна, а потому, что приблизила обществоведов к созданию социологии.
Основные культурологические идеи Дж.Вико:
1.Обснование идей научного историзма, в частности представление об историческом развитии природы человека.
2.Применение филологического принципа как основы периодизации истории, центральным предметом исследования явилось развитие языка.
3.Развитие стадиальной концепции истории (в первые в европейской мысли), которая не сводилась к смене политического или культурного доминирования одних народов над другими. Вико выделил в исто-рическом процессе стадии развития, соответствующие изменениям куль-туры и языка. Он назвал их веком Богов, веком Героев и веком Людей. Вико соотнёс их с этапами развития языка – «немым», мало артикулиро-ванным и хорошо артикулированным. Век Богов характеризуется как пе-риод жестокой власти париархов.целью хозяйственной деятельности было производство необходимого, а господствующим средством выражения мыслей и фиксации памяти о прошлом были ритуальные движения. В именах богов закреплялись идеи и понятия, для которых ещё не было со-зданы иные обозначения. Высшим авторитетом обладала вера. Власть но-сила теократический характер, господствовало право, основанное на тео-логии, единственной формой знаков были иероглифы. Век Героев Вико описывает как господство военной аристократии, свергшей теократическое правление. Производительная деятельность была направлена на создание полезного и удобного продукта. Основной формой выражения эмоций и мыслей стали знаки и возгласы. Благочестие века Богов уступило место гневливости и заносчивости. Господствовало право силы. Закон стал высшим авторитетом потеснив веру. К этому периоду Вико относил создание символического письма. В Век Людей произошло падение всех авторитетов, он характеризуется утончённостью, услужливостью и наслаждением роскошью. Развивается культура и право, основанные на принципах разума, признанного высшей формой авторитета, язык стано-вится способным отражать логические связи явлений, возникает буквенное письмо.
4.Вико выделил 7 господствующих в разные периоды истории народов: евреев, скифов, финикийцев, египтян, греков, римлян.
5.Вико признавал влияние не только исторических особенностей, но и географической среды на природу народов, на основе которой формировались различия в культуре.
6.Вико сформировал представление о типах обществ, связанных с освоением различной географической среды. Он выделял материковые народы (евреем, халдеи, скифы, египтяне) и морские народы (финикийцы, греки и римляне). Первые из них проходят все три стадии исторического развития, вторые ограничиваются только двумя последними.
7.Во взглядах Вико циклизм сочетался с элементами прогрессизма.
8. Просвещение и исследования культуры как предмета аб-страктного рассуждения. Идеи Ж-Ж Руссо, И, Г. Гердера. Жан-Жак Руссо (1712—1778) вошел в историю как крупнейший представитель французского Просвещения. Обосновав принцип естественного равенства людей и создав концепцию «общественного договора», Руссо заложил теоретические основы буржуазной демократии. Нет сомнения в том, что без работ Руссо не могли бы появиться ни знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» ни «Билль о правах»
Руссо создано множество литературных, философских и эстетиче-ских трудов. Но из всего его богатого идейного наследия для культуроло-гов представляют интерес три работы: «Письмо к д'Ашмберу о зрелищах» и «Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыке». Именно в них Жан-Жак Руссо демонстрирует примеры применения культуроло-гического подхода, выступая в роли критика западноевропейской цивили-зации, хорошо видящего всю противоречивость движения человеческого общества по пути прогресса.
Основные культурологические идеи Руссо:
1.Цивилизация противостоит человеческой природе. Цивилизация- это такое состояние, когда «люди уже не решаются казаться тем, что они есть», когда откровенность и естественные различия в поведении за-меняются низким обманчивым однообразием. Цивилизации как возвыше-нию искусственного противопоставляется идеал естественного, природ-ного состояния. Цивилизация и порок, по мнению Руссо, - синоним. Неразрывно связано с человеческими пороками происхождение наук и искусств, появление учёных. Природа хочет уберечь человека от ненуж-ного знания.
2.Представление об изначальной доброте человека Руссо проти-вопоставлял не только идее цивилизации, но и христианским представле-ниям, в частности учению о грехопадении.
3.Критика светского характера современной цивилизации. Человек, забывший Бога, обречён на духовную несостоятельность. Руссо увидел в понятиях прогресса и цивилизации попытку вытеснить представление о всемогуществе Бога идеей цивилизации как проявления всемогущества человека. Светскому духу Просвещения Руссо пытался противопоставить такую форму религиозности, в которой «изначальный» человек рассмат-ривался почти как божество.
4.Руссо выделял способность человека к совершенствованию как особо значимую, целью преобразования общества считал осуществление принципов эгалиторизма.
5.В качестве основных причин человеческих несчастий Руссо рас-сматривал частную собственность и высокую производительность труда.
6.В историческом процессе становления цивилизации Руссо выделял три периода. В первый период собственность полностью отсутствовала, главным видом занятий была охота, а основной ячейкой – семья. Во второй период в условиях появления земледелия и ремесла складываются отношения собственности и зарождается неравенство. В третий период неравенство обостряется, на основе чего возникает государство, которое должно разрешить противоречию между собственниками и обездоленны-ми, а на деле полностью становится на сторону собственников.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) немецкий философ и свя-щенник, родившийся и начавший свою карьеру в Восточной Пруссии и в российской Риге, был хорошо знаком с лотышской и русской культурой.
Основные культурологические идеи И.Г. Гердера.
1.Развитие герменевтического подхода к изучению культуры. Центральными понятиями теории Гердера являются «дух народа» и «дух эпохи». Дух народа раскрывается в ценностях культуры, которые «выхо-дят из него», но их нелегко выразить на языке другой культуры. Гердер считал важным использовать эмоциональные, интуитивные формы по-знания «народного духа» (через фольклор, нравы, религию), раскрыть «изнутри» ценности и особенности национальной картины мира.
2.Главной целью является индивидуальность. Идеал гуманности состоит во всестороннем развитии человеческой личности на пути к ра-зуму, свободе и справедливости. Пафос ранних работ Гердера состоит в фиксации разнообразия жизни различных народов Земли.
3.Критика идеи прогресса, в результате которого человечество утрачивает душевную теплоту и способность наслаждаться жизнью, по-лучая взамен, что прогресс приведёт к человеческому счастью, исходил из христианского понимания греховности человека, его неспособности быть счастливым.
4.Соединение линейного движения истории с циклическим развитием конкретных народов. Гердер старался показать проявление божественного плана в истории в последовательной смены субъектов по-ступательного развития человечества. Народы ставят перед собой разные цели, но общее движение остаётся поступательным.
5.Критика европоцентризма. Люди способны достигнуть благо-получия только в конкретных формах, определяемых внешними условия-ми. Европа не может определять общечеловеческий идеал благополучия, цивилизации и гуманности.
6.Важность опоры государства на местную культуру. Культура народа является не просто исторической данностью, но представляет собой особую ценность. От прочности местной культуры зависит устойчивость государства.
7.Важно не переоценивать роль традиции. Ориентация исключи-тельно на прошлое порождает предрассудки, мешает прогрессу.
11. Сущность цивилизации и ее взаимоотношения с культурой. Типы цивилизаций. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень общественного развития материальных и духовных сил, облад