Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√арлем и —еверный ћанхэттен




 

ќриентаци€

 

√арлем был основан голландскими фермерами в середине XVII века, и вплоть до начала XIX века здесь мирно паслись голландские коровы и варились голландские сыры. ѕотом земл€ перестала быть плодородной, многие фермы были покинуты владельцами, и в них вселились сквоттеры, преимущественно ирландцы. ¬ 1880-х годах сюда прот€нули надземку из Ќижнего ћанхэттена, и √арлем начал застраиватьс€ многоквартирными домами и городскими особн€ками, которые, по мнению застройщиков, должны были привлечь уставших от тесноты жителей ћидтауна. Ќо как вы€снилось к началу XX века, не так уж много зажиточных горожан хотели селитьс€ на окраине города. ¬ район пот€нулись евреи из Ќижнего »ст-—айда и черные, которых привлекала низка€ плата за простаивавшее жилье и обща€ дружелюбность района.  огда сюда стали подт€гиватьс€ негры не только из других районов Ќью-…орка, но и с американского ёга, и с  арибских островов, большинство евреев и других белых иммигрантов покинуло √арлем, и он окончательно приобрел славу гетто.

 

¬ 20-х годах √арлем превратилс€ в столицу американской черной культуры: весь город стекалс€ на джазовые концерты в Cotton Club и другие подобные заведени€. Ќо потом началась ¬елика€ депресси€; район превратилс€ в самую насто€щую трущобу Ч особенно в восточной своей части, Ч из-за массового притока пуэрториканцев получившей название »спанского √арлема (Hispanic Harlem или El Barrio).   этим местам в полной мере относились утверждени€ советских газет о социальных контрастах Ќью-…орка и о гниющих €звах, скрывавшихс€ за блест€щим фасадом ѕ€той авеню.

 

¬ конце шестидес€тых годов, после беспор€дков, в ходе которых были разграблены сотни магазинов, до городских властей дошло, что так больше продолжатьс€ не может, и в √арлем начали вкладывать деньги. ѕредпоследнему мэру Ќью-…орка –удольфу ƒжулиани, придумавшему так называемую политику джентрификации, даже удалось цивилизовать √арлем (особенно в западной его части). “еперь он превратилс€ не то чтобы в престижный, но во вполне приличный район с романтической славой, где люб€т селитьс€ артистические молодые люди без комплексов, открываютс€ дизайнерские магазинчики, а местные кофейни начинают понемногу вытесн€тьс€ Ђ—тарбаксамиї. ќкончательно новый статус √арлема закрепилс€ в 2001 году, когда именно здесь (по адресу 55 West 125th Street) решил открыть свой офис бывший президент Ѕилл  линтон.

 

√арлем

 

»м€ ћартина Ћютера  инга, баптистского проповедника, борца за права чернокожих, мечтател€ и непротивленца, убитого в 1968 году, можно найти на карте любого американского городка Ч и именно там, где оно значитс€, непременно окажетс€ центр местной негрит€нской общины. ¬ Ќью-…орке бульваром ћартина Ћютера  инга именуетс€ улица, котора€ по логике городской сетки должна была бы называтьс€ просто —то двадцать п€той (и на картах она так и называетс€). Ќо никто не удивл€етс€, почему этой улице присвоено такое им€ собственное:  инг-стрит (King Street) Ч центральна€ улица √арлема. »менно по ней и имеет смысл гул€ть в этом квартале, врем€ от времени дела€ вылазки на север и на юг.

 

ƒобиратьс€ туда лучше на метро Ч например, по красной ветке, котора€ проходит здесь высоко над землей, нависа€ над Ѕродвеем на ажурных опорах (такие любили изображать, мечта€ о будущем, художники Ч современники √ерберта ”эллса).

 

Ќеподалеку от станции 125th Street виднеетс€ небольшой чистенький домик Ч то ли бывша€ бойлерна€, то ли подводна€ лодка времен ѕервой мировой. Ќеонова€ вывеска, вознесенна€ над рубкой, возвещает, что это Cotton Club Ч один из самых известных ночных джазовых клубов времен √арлемского ¬озрождени€ и Ђсвингующих 20-хї, заведение, вокруг которого крутитс€ действие одноименного фильма  опполы с –ичардом √иром в главной роли. ѕо€вилс€ Cotton Club в 1923 году, когда гангстер ќуни ћэдден решил открыть торговлю спиртным в доме с залихватским адресом 666 West 125th Street (сухому закону в это врем€ шел уже третий год). Ќазвание намекало на хлопковые плантации, где трудились завезенные в јмерику черные рабы. ¬ новом, роскошно оформленном клубе тоже работали сплошные чернокожие Ч самым известным из них был ƒюк Ёллингтон со своим оркестром, Ч а вот посетителей пускали исключительно белых. «ато мэдденовские бандиты очень строго следили за пор€дком, так что у разборчивой светской публики по€вилась наконец возможность послушать джаз без вс€кого риска дл€ здоровь€. ¬ результате в клуб зачастили не только зажиточные ньюйоркцы из Ќижнего ћанхэттена, но и меломаны со всего мира.

Cotton Club

666 West 125th St

1 212 663 79 80

www.cottonclub-newyork.com

пн, ср-пт 20.00-4.00, сб-вс 12.00-0.00

 

¬еликой депрессии Cotton Club не пережил и заново открылс€ только в 1978 году, когда запустили программу джентрификации √арлема, Ч теперь уже, конечно, без вс€ких расовых ограничений, а скорее как пам€тник самому себе, с сувенирным магазином и €понскими туристами. ¬прочем, тут по-прежнему играют очень качественный джазовый мейнстрим и врем€ от времени поют госпелы.

 

«астройка —то двадцать п€той улицы невзрачна, однако население здесь весьма колоритно, а белые лица встречаютс€ очень редко. —тоит обратить внимание на разбросанные по обеим сторонам улицы книжные лотки.  нижки там разложены вполне обычные Ч гороскопы, медицинские советы, женские романы, истории знаменитостей, Ч но только все с местной, афроамериканской спецификой. ќсобенно часто попадаетс€ литература о ћартине Ћютере  инге и лидере черных мусульман ћалколме »кс, убитом пр€мо тут же, в √арлеме, в 1965 году. »кс он был, кстати, потому, что призывал всех американских негров отказыватьс€ от своих фамилий, поскольку фамилии на самом деле принадлежали бывшим рабовладельцам.

 

—мысловой центр √арлема Ч два квартала —то двадцать п€той улицы между бульваром ‘редерика ƒугласа (Frederick Douglass Boulevard) и Ћенокс-авеню, известной также как бульвар ћалколма »кс (Malcolm X Boulevard), то есть между ¬осьмой и Ўестой авеню. «десь стоит еще одна важна€ гарлемска€ достопримечательность Ч театр Ђјполлонї (Apollo Theater). »значально (в 1913 году) это было обычное варьете; славу его составили проводившиес€ с 1934 года Ђ¬ечера новичковї (Amateur Nights).  аждую среду (с перерывом на 50-60-е годы) публике представл€ли и представл€ют молодых артистов всех жанров, пришедших в оговоренный день недели на прослушивание (обычно на прослушивание стоит толпа). Ќечего и говорить, что все участники Ђ¬ечеровї Ч черные, а частенько и местные, гарлемские. »менно таким образом в свое врем€ были открыты Ёлла ‘ицджералд, ƒжеймс Ѕраун, Jackson Five и —тиви ”андер. —ейчас, конечно, веро€тность попасть на новую звезду того же масштаба довольно мала, но молодые чернокожие артисты ничуть не менее музыкальны, оба€тельны и голосисты, чем раскрученные, билет на которых стоил бы втрое-вчетверо дороже. ¬добавок в программе вс€кий раз участвует заслуженна€ звезда (вроде королевы диско √лории √ейнор).

“еатр Ђјполлонї

253 West 125th St

1 212 531 53 01

www.apollotheater.com

ср 19.30

¬ход Ч $18-24

 

Ѕок о бок с театром Ђјполлонї вскоре, хот€ в точности неизвестно, когда именно, должен открытьс€ Ќациональный музей джаза (The National Jazz Museum in Harlem). ќснову коллекции состав€т фотографии, программы, фильмы, а также аудиоЧ и видеозаписи концертов и интервью общей продолжительностью 6500 часов. ј пока напротив театра, на углу —то двадцать п€той улицы и —едьмой авеню, возвышаютс€ две башни Ч “ереза-тауэрс (Theresa Towers), ныне Ч офисный комплекс, а когда-то Ч самый роскошный отель в этой части города, где в 1960 году предпочел остановитьс€ ‘идель  астро, приехавший на заседание ќќЌ.

Ќациональный музей джаза

www.jazzmuseuminharlem.org

 

ћежду Ћенокс-авеню (Lenox Avenue) и —едьмой авеню находитс€ главный выставочный зал района, —тудийный музей √арлема (Studio Museum in Harlem). «десь посто€нно проход€т выставки, посв€щенные черной культуре, Ч как правило, современных черных художников и фотографов.

—тудийный музей √арлема

144 West 125th St

1 212 864 45 00

www.studiomuseum.org

ср-пт, вс 12.00-18.00, сб 10.00-18.00

¬ход Ч $7, дл€ студентов Ч $3

 

Ќа самой же Ћенокс-авеню Ч широком, застроенном невысокими здани€ми проспекте Ч сто€т несколько важных кулинарных заведений √арлема. ¬о-первых, это SylviaТs, некогда один из лучших ресторанов негрит€нской кухни, который, к сожалению, приобрел примерно такую же попул€рность у туристов, как Ёмпайр-стейт-билдинг, и отчасти испортилс€. ¬о-вторых, Bayou Ч подход€щее место дл€ того, чтобы попробовать южную креольскую кухню: все равно ехать в Ќовый ќрлеан в ближайшие годы смысла не будет.

SylviaТs

328 Lenox Ave

1 212 996 06 60

пн-сб 8.00Ч 22.30, вс 11.00-20.00

 

«а ѕарк-авеню √арлем официально кончаетс€ Ч и начинаетс€ √арлем ¬осточный, или »спанский, где путешественнику по€вл€тьс€, в общем-то, незачем Ч даже не потому, что опасно, а просто потому, что неинтересно: до самой »ст-–ивер здесь идут очень бедные, полуразрушенные окраинные районы. Ћатинской культурой имеет смысл интересоватьс€ не здесь, а в ћузее Ѕаррио (Museo del Barrio) на ѕ€той авеню Ч р€дом со —то четвертой улицей.

 

Ћучше свернуть со —то двадцать п€той улицы направо, в сторону центра. “ам начинаютс€ улицы, застроенные теми самыми браунстоунами, на которые шла насто€ща€ охота в середине дев€ностых. ’от€ большинство из них все еще выгл€дит довольно обшарпанно, обратите внимание на машины, которые сто€т у парадных лестниц. ¬ одном квартале к югу от —то двадцать п€той улицы ѕ€тую авеню преграждает симпатичный ћемориальный парк ћаркуса √арви (Marcus Garvey Memorial Park), названный в честь идеолога движени€ растафари и главного черного националиста начала XX века. «десь можно отдохнуть, послушать уличных музыкантов, посмотреть на пожарную башню 1856 года в центре парка и собратьс€ с силами дл€ броска дальше на север.

 

√арлемское возрождение

 

¬ 20-е годы XX века в тесноте негрит€нских трущоб √арлема началось так называемое √арлемское ¬озрождение Ч первый в истории јмерики всплеск собственно негрит€нской литературы и искусства. »менно тут был написан первый негрит€нский бестселлер (Ђƒомой в √арлемї  лода ћак е€), именно здесь складывал свои длиннющие рэпоподобные тексты Ћенгстон ’ьюз, первый чернокожий поэт национального уровн€. » самое главное, именно в √арлеме веселые песенки новоорлеанских летних оркестров и бесконечные рассказы под гитару блюзовых акынов из дельты ћиссисипи окончательно сложились в то, что стало главным вкладом чернокожих американцев в мировую культуру, Ч джаз.

 

Ѕелые валом повалили в √арлем Ч открывать дл€ себ€ экзотический мир с хлещущей через край энергией, который неожиданно возник у них под боком. “ак что в коммерческом отношении √арлемское ¬озрождение оказалось не менее успешным, чем спуст€ полвека Ч рок-н-ролльна€ контркультура. ѕравда, продолжалось оно недолго: в 1929 году началась ¬елика€ депресси€ и развесела€ гарлемска€ жизнь поутихла.

 

—еверный ћанхэттен

 

–айоны ћанхэттена к северу от √арлема называютс€ √амильтоновские холмы (Hamilton Heights), ¬ашингтонские холмы (Washington Heights) и »нвуд (Inwood). ƒолгое врем€ они сохран€ли вид голландский и сельский Ч с фермами и лесистыми холмами. √ородские здани€ стали по€вл€тьс€ здесь тогда, когда возведение домов окончательно перешло из разр€да искусства в разр€д промышленности, поэтому в архитектурном смысле интересного здесь мало. ¬нимани€ заслуживают, пожалуй, только р€ды классических браунстоунов в —еверном √арлеме на —трайверс-роу (Strivers Row) Ч отрезке —то тридцать восьмой улицы между —едьмой и ¬осьмой авеню. ¬ проектировании этих особн€ков принимал участие —тэнфорд ”айт, и особенной попул€рностью они пользуютс€ у черных миллионеров.

 

«ато здесь полно парков и маленьких сквериков. ¬с€ набережна€ √удзона от —емьдес€т второй улицы представл€ет собой сплошной непрерывный парк.   северу он расшир€етс€, и вс€ северна€ оконечность ћанхэттена оказываетс€ одной большой зеленой зоной. —амое интересное, что тут есть, Ч парк форта “район (Fort Tryon Park). Ёто высокий холм, увенчанный музеем  лойстерс (The Cloisters Museum). ћузей этот, с одной стороны, один из самых необычных и зан€тных в городе, с другой Ч один из самых типичных дл€ јмерики. ƒело в том, что, несмотр€ на исключительную широту лесов, полей и рек, а также на неверо€тное разнообразие населени€, американцы страдают от отсутстви€ пам€тников европейского —редневековь€. » вот, чтобы ликвидировать досадный пробел, на деньги –окфеллера-младшего (того самого, что построил –окфеллеровский центр) были куплены подлинные стены п€ти средневековых французских монастырей, которые разобрали и по кирпичику перевезли на ћанхэттен, дополнив отдельными элементами испанских и немецких замков. »з всех этих кусочков Ч кирпичей, бойниц, капителей, колонн, витражей, надгробий Ч и был в 1935-1938 годах собран химерический монастырь  лойстерс. “еперь тут хран€тс€ прекраснейшие средневековые гобелены с единорогами, ювелирные украшени€ и рукописные книги с миниатюрами.

Subway A

190th St

ќт метро до музе€ можно прогул€тьс€ 10 минут через парк, а можно доехать на автобусе 4

¬ конце сент€бр€ Ч начале окт€бр€ в парке форта “район проходит фестиваль —редневековь€: можно посмотреть на рыцарские турниры и негров в сарацинских оде€ни€х

 

—читаетс€, что ƒжон –окфеллер простер свою заботу о посетител€х так далеко, что выкупил огромный участок леса в Ќью-ƒжерси (напротив  лойстерса) и продал его ћетрополитен-музею за символическую сумму, чтобы никака€ застройка не портила панораму, открывающуюс€ с башен ново€вленного замка. ѕравда, далеко слева, уже за пределами выкупленной панорамы, виден мост ƒжорджа ¬ашингтона (George Washington Bridge), соедин€ющий ћанхэттен с Ќью-ƒжерси. Ќо сооруженный в 1931 году гигантский вис€чий мост совсем не портит пейзаж. ѕо изначальному проекту стальные порталы-арки на берегах должны были облицевать бетоном и гранитом. ќднако их ажурные силуэты оказались настолько эффектными, что управление строительством моста завалили письмами с просьбой оставить стальные пилоны как есть, без облицовки.

ћост ƒжорджа ¬ашингтона Ч один из крупнейших подвесных мостов в мире: пролет 1451 м, двухъ€русное движение в 14 р€дов

 

ј если после посещени€ парка и  лойстерса у вас еще останутс€ силы, можете потратить их на посещение усадьбы ƒайкмана (Dyckman Farm House) Ч чудом уцелевшей голландской фермы конца XVIII века, в которой тщательно воспроизведена обстановка того времени.

”садьба ƒайкмана

4881 Broadway, р€дом с 204th St

1 212 304 94 22

www.dyckmanfarmhouse.org

ср-сб 11.00Ч 16.00, вс 12.00-16.00

¬ход Ч $1

 

–айон ¬ашингтон-’айтс (Washington Heights), где расположены сады и дом ƒайкмана, долгое врем€ был центром прит€жени€ русской интеллигентской эмиграции Ч от белых офицеров до —ерге€ ƒовлатова. Ќынче, как и в √арлеме, их успешно вытеснили латиноамериканцы, которые четко блюдут национальные границы: на одной улице живут одни пуэрториканцы, на другой Ч выходцы из ƒоминиканской –еспублики и т.д. Ёто, впрочем, детали. ј общий результат таков, что на центральной улице района Ч ƒайкман-стрит (Dyckman Street) Ч не слышно никакой речи, кроме испанской. » только на Ѕеннет-авеню (Bennet Avenue), на запад от Ѕродве€, можно встретить русских старушек, сид€щих на лавочках, и увидеть русские вывески.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 687 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1343 - | 1286 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.