Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕеревод с английского Ћидии —икорской и Ѕарбары (¬арвары) ƒжонсон




ѕо изданию ЂSt.Macarios of Corinthї. ѕервое издание Ц 1972 г.

—¬я“ќ… ћј ј–»…  ќ–»Ќ‘— »….

 

—в€той ћакарий (Ќотарос)  оринфский, подобно равноапостольному св.  осме Ётолийскому, сыграл значительную роль в духовном возрождении √реции во второй половине ’YIII века. —в. ћакарий начал свое служение в 1765 году, через п€ть лет после начала миссионерства св.  осмы. Ѕудучи рукоположен в архиепископа  оринфского, он много потрудилс€ над улучшением церковной ситуации в своей епархии. ѕодобно св.  осме, св. ћакарий видел особую значимость школ в отношении ÷еркви. ƒо своего рукоположени€ он шесть лет преподавал бесплатно в коринфской школе, а став архиепископом, построил много школ по всей коринфской провинции. ќн также придавал большое значение образованию клириков, посыла€ их на обучение в монастыри.

 ак и св.  осма, он требовал соблюдени€ традиции ÷еркви. “ак, например, в то врем€, когда св.  осма в своих миссионерских путешестви€х по √реции и јлбании убеждал богатых жертвовать деньги дл€ покупки больших крестильных купелей, св. ћакарий во всех городах и селах своей епархии установил такие большие купели дл€ того, чтобы таинство св. крещени€ совершалось по всем правилам, через троекратное погружение.  ак и св.  осма, св. ћакарий стремилс€ возвратить греков к первоначальной христианской практике и устранить все ложные традиции и вредные нововведени€ из жизни ÷еркви.

—в. ћакарий был одним из главных представителей колливадского движени€.  оторое объедин€ло монахов-ревнителей, выступавших за строгое соблюдение —в€того ѕредани€. Ёто движение возникло в ’YIII веке на —в€той горе јфон. ¬ 1754 году монахи —кита св. јнны на пожертвовани€ православных христиан начали строительство Ђкириаконаї, т.е. общей церкви. ѕо афонскому обычаю они совершали панихиды по усопшим родственникам этих жертвователей. —начала монахи служили панихиды по субботам, как это делалось ранее по всему јфону. Ќо некоторые из монахов дл€ того, чтобы ускорить строительство1, хотели служить панихиды вместо суббот по воскресень€м. ќднако не все согласились. „асть скитских монахов воспротивилась изменению, говор€, что оно €вл€етс€ нарушением —в€того ѕредани€, восход€щего к первохристианским временам, а воскресенье Ц это день √осподнего ¬оскресени€, то есть день радости, и этот день не подходит дл€ совершени€ панихид, которые св€заны со скорбью. —торонников изменени€ такие аргументы не убеждали. ќни доказывали, что существование панихид частью основываетс€ на ¬оскресении ’ристовом, и совершение таких

1 ѕо-видимому, они хотели работать на строительстве и по субботним дн€м.

 

служб не противоречит радостному характеру воскресного дн€. ¬ысмеива€ своих противников, они называли их Ђсубботникамиї и Ђколливадамиї1. Ётот спор,

принимавший опасный характер, распространилс€ на другие афонские скиты. —торонники новшеств (своего рода Ђобновленцыї) оскорбл€ли и преследовали традиционалистов.

¬селенские патриархи старались прекратить эту смуту, но безуспешно. ¬ 1772 году патриарх ‘еодосий II в ответ на письмо афонских монахов за€вил: Ђ“от, кто совершает панихиды по субботам, поступает хорошо, поскольку держитс€ древней традиции ÷еркви, но и тот, кто совершает их по воскресень€м, не согрешаетї. Ётот ответ должен был восстановить мир среди монахов. ќднако спор не прекратилс€. „ерез год патриарх —амуил ’атзерис в письме от имени —инода указал:їћонахи, подвизающиес€ в келли€х и скитах, подчин€ющихс€ монастыр€м, должны следовать безоговорочно “ипикону и обыча€м этих монастырей в отношении служени€ панихидї. Ќо борьба продолжалась. ѕо вопросу служени€ панихид собиралось два —обора, один на јфоне в 1774 году, другой в  онстантинополе в 1776 году. ѕервый —обор анафематствовал тех, кто не прин€л решение ѕатриархии, в то врем€ как второй объ€вил, что Ђпанихиды могут совершатьс€ и по субботам, и по воскресень€мї.

—пор продолжалс€ вплоть до греческой революции (1821 г.). ќн достиг  онстантинопол€ и разделил финариотскую2 аристократию на два враждующих лагер€. ¬ 1819 году ¬селенский патриарх √ригорий Y постановил: Ђƒл€ того, чтобы совершенно прекратить давнишний спор, панихиды должны служитьс€ без различи€ по воскресень€м или субботам, а также по другим дн€м неделиї.

 огда нарастала нова€ волна недовольства против колливадского движени€, св. ћакарий был на јфоне. ¬ ответ на вопрос сторонников новой (Ђобновленческойї) практики он €сно дал пон€ть, что не одобр€ет их нововведение (Ђобновлениеї): Ђя лично никогда не служил и не буду служить панихиды по усопшим по воскресень€мї. ѕосле этого недвусмысленного ответа св. ћакарию начали угрожать. ќн был очень огорчен этим и покинул јфон, уехав на остров ’иос.

ѕочти одновременно со спором о служении панихид возник и спор о том, как часто следует причащатьс€ —в€тых “аинств. ќдни считали, что —в€тое ѕричастие следует принимать на каждой литургии, если, конечно, человек не находитс€ под епитимией. ƒругие считали, что причащатьс€ нужно редко, несколько раз в год. ¬ большинстве своем колливады были сторонниками частого причащени€.  нига св. ћакари€ Ђќ посто€нном ѕричащении Ѕожественных “аинствї, изданна€ в 1783 году, сыграла главную роль в решении этого вопроса. Ёта книга €вл€етс€ значительно увеличенной и измененной версией книги Ќеофита  апсокаливита

1 Ђї - это варена€ пшеница, котора€ предлагаетс€ по окончании панихид от

имени усопшего, подобно русской Ђкутьеї.

2 ‘анар Ц богатый греческий район в  онстантинополе, где располагалась  онстантинополь-

ска€ ѕатриархи€.

Ђ–уководство неизвестного автора, доказывающее, что христиане имеют своим долгом причащатьс€ Ѕожественных “аинств гораздо чащеї, опубликованной трем€ годами ранее. Ќесмотр€ на то, что книга Ђќ посто€нном ѕричащенииЕї была издана без указани€ автора, јфанасий ѕариос, составитель жити€ св. ћакари€. именно его называет автором книги. ќкончательно отредактировал книгу св. ћакари€ св. Ќикодим —в€тогорец.

 нига Ђќ посто€нном ѕричащенииЕї имеет особую направленность против практики редкого причащени€ (2-3 раза в год), и осуждает ее как злое новшество. ¬ своей книге св. ћакарий дает подробное толкование »исусовой молитвы, объ€сн€€ необходимость дл€ православных частого причащени€ “ела и  рови ’ристовых, и подчеркивает, что неприн€тие “аинств приносит большое зло человеку. —в. ћакарий приводит также 13 доводов сторонников редкого причащени€ и свои ответы на эти доводы, основыва€сь на —в€том ѕисании, на —в€тых  анонах и трудах св€тых ќтцов. ≈го книга вызвала бурю негодовани€ среди противников колливадского движени€ на јфоне. ќни написали письмо, исполненное обвинений, и вместе с книгой св. ћакари€ послали ¬селенскому патриарху. ¬ результате последовало поспешное осуждение книги. ќднако позже, в 1789 году, при новом патриархе книга была признана каноничной и полезной дл€ всех христиан.

—ледует отметить, что спор о —в€том ѕричащении возник до по€влени€ книги о ѕричащении св. ћакари€. ¬ 1775 году ¬селенский патриарх ‘еодосий старалс€ примирить враждующие стороны. ќн написал монахам на јфон, что первые христиане причащались каждое воскресенье, а в последующее врем€ христиане причащались каждые 40 дней, после исповеди. ѕатриарх советовал тем, кто чувствует себ€ подготовленным. —ледовать примеру первых. ј тем, кто не готов, следовать примеру последних. Ќо это послание не прекратило спор. “ак же, как и спор о панихидах, он продолжалс€ до начала XIX века. ¬ 1819 году патриарх √ригорий Y написал афонским монахам, что ѕричащение должно происходить не в определенные промежутки времени, но в любой момент.  огда человек чувствует себ€ готовым, после исповеди и необходимых приготовлений.

Ёти два спора свидетельствовали о пробуждении во второй половине XYIII века религиозного сознани€ у многих греков. ¬ своем Ђ»споведании верыї св. Ќикодим —в€тогорец указывает, что ÷ерковь имеет два вида духовной дисциплины: строгость (акриви€) и домостроительство (икономи€) или снисходительность (синкатабасис) и что, когда патриарх —офроний издал указ о возможном совершении панихид и по субботам и по воскресень€м, он использовал икономию дл€ того, чтобы прекратить смуту на —в€том јфоне.

ƒруга€ важна€ сторона колливадского движени€ Ц это возрождение православной мистико-созерцательной традиции (исихазма). ѕосле триумфа исихазма на —оборах в —в€той —офии в середине XIY века и канонизации великого апологета исихазма √ригори€ ѕаламы, постепенно исихазм был предан забвению. ¬озрожден он был колливадами. ¬еликую роль в этом возрождении сыграло Ђƒобротолюбиеї (Ђї)- монументальна€ антологи€ аскетически-созерцательных трудов тридцати греческих св€тых ќтцов, составленна€ и изданна€ двум€ великими св€тыми ћакарием  оринфским и Ќикодимом —в€тогорцем.

¬ 1777 году св. ћакарий передал собранные им рукописи св. Ќикодиму. —в. Ќикодим отредактировал рукописи, написал введение и краткие биографии авторов Ц св€тых ќтцов, и по завершении работы Ђƒобротолюбиеї было опубликовано в ¬енеции в 1782 году.

Ёта книга оказала глубокое вли€ние на другого выдающегос€ представител€ колливадского движени€ јфанаси€ ѕариоса, который был рукоположен в иеромонаха на јфоне св. ћакарием  оринфским. јфанасий был великим просветителем, замечательным богословом и плодотворным писателем. ќн преподавал в јфонской академии, потом в фессалоникийской школе и в гимназии на ’иосе. “ак на прот€жении четверти века он служил великому делу образовани€ и просвещени€ своих современников. ѕодобно св. ћакарию и св. Ќикодиму, јфанасий принадлежал аскетико-созерцательной традиции ѕравославной ÷еркви. ¬ жизнеописании св. ћакари€ јфанасий называет Ђƒобротолюбиеї поучительнейшей книгой. »нтерес јфанаси€ к св. √ригорию ѕаламе €вилс€ следствием внимательного изучени€ Ђƒобротолюби€ї и бесед со св. ћакарием. јфанасий составил службу в честь св. √ригори€ и опубликовал ее вместе с житием этого св€того, написанным патриархом ‘илофеем.

—тремление св. ћакари€ возродить аскетико- созерцательную традицию ÷еркви сыграло важную роль в по€влении другой великой духовной книги Ц Ђ—охранившиес€ труды св. —имеона Ќового Ѕогословаї. ¬ 1784 году св. ћакарий просил св. Ќикодима подготовить книгу к печати. ¬ 1790 году эта книга была опубликована в ¬енеции.

ѕротивники колливадского движени€ не прекращали гонений против колливадов. ¬ результате этих гонений многие колливады покинули јфон и разъехались по всей √реции. ќни основывали монастыри, которые становились центрами духовности и образцами истинной христианской жизни. ќни будили религиозное сознание своими проповед€ми и личными примером. јфанасий ѕариос, например, воспитал целую пле€ду учеников, которые приехали обучатьс€ к нему со всей √реции и из других мест:  онстантинопол€, ≈гипта, ѕалестины, —ирии и јрмении. ћногие из этих учеников сами стали учител€ми. ¬озвратившись в свои родные места, они несли свет ѕравослави€, который прин€ли от своего учител€. ƒругие колливады, нашедшие прибежище на островах Ёгейского мор€, также сыграли свою роль в жизни многих христиан, в том числе и св. Ќикодима. “ак монахи - колливады јрсений, √ригорий и Ќифон, с которыми св. Ќикодим познакомилс€ на своем родном острове Ќаксосе, способствовали его решению прин€ть монашество.

¬раждебность противников колливадского движени€ со временем составила и св. ћакари€ покинуть —в€тую гору јфон. ќн перебралс€ на остров ’иос, затем недолгое врем€ он проживал на ѕатмосе вместе с группой колливадов. ѕоследние 15 лет своей жизни он провел на ’иосе в уединении, вед€ строгую аскетическую жизнь, занима€сь умной молитвой и писанием духовных книг и наставл€€ многих людей в истинной вере. “ак же как и св.  осма, св. ћакарий всеми силами заботилс€ о ближних, и его труды в публикации книг, в проповеди, наставлени€х и помощи нуждающимс€ имели своей конечной целью спасение душ человеческих.

—ледует сказать несколько слов о других книгах св. ћакари€. Ђ≈вергетиносї, рукописное собрание учений нескольких сотен св€тых ќтцов, находилс€ в монастыре  утлумусиу. —в. ћакарий просил св. Ќикодима подготовить эту рукопись к публикации.  роме того, св. ћакарий вдохновил св. Ќикодима на создание книги ЂЌовый ћартирологионї (). ¬озможно, именно св. ћакарий передал св. Ќикодиму большинство материалов о новых мучениках, которые он собирал в своих путешестви€х. Ёта книга ЂЌовый ћартирологионї вдохновила на подвиг мученичества многих христиан, современников св. ћакари€. ќ них он написал книгу ЂЌовый Ћимонарионї (ЂЌовый луг духовныйї). —¬. ћакарий также включил в ЂЌовый Ћимонарионї переведенные им на современный греческий €зык жити€ древних мучеников. —в€той закончил эту работу за несколько мес€цев до своей смерти. ≈го близкий друг Ќикифор ’иосский подготовил эту книгу к печати и опубликовал ее в ¬енеции в 1819 году.

—в. ћакарий, по утверждению јфанаси€ ѕариоса, написал много других книг. ќднако нам известны только упом€нутые выше. ќстальные, опубликованные без указани€ автора, остались дл€ нас неизвестны.

—в. ћакарий сыграл важную роль в писательской судьбе многих греческих богословов. —в. ћакарий был не только великим хранителем традиции ÷еркви, просветителем и духовным наставником людей, но и великим подвижником. —тремившимс€ достигнуть очищени€ своей души и единени€ с Ѕогом. Ђ„ерез великий подвиг и аскетическое делание, - отмечает его жизнеописатель јфанасий ѕариос, - он уподобилс€ Ѕогу и был охвачен огнем Ѕожественной любвиї.

—в. ћакарий был человеком великого смирени€. ќн €вл€л собой великолепный пример св€щеннослужител€ и, как говорил один из его современников: Ђ≈сли стремишьс€ увидеть первохристианского епископа ÷еркви, как св. ¬асилий, соблюдающего простоту жизни и скромность облачени€, то увидишь в св. ћакарии точное его подобиеї.

—в. ћакарий многими был признан св€тым еще при жизни. ƒень его пам€ти Ц 17 арпел€ Ц радостно празднуетс€ по всей √реции, особенно в  оринфе, на јфоне и на островах ’иос, »кари€, ѕатмос.

 

∆»“»≈ —¬я“ќ√ќ ћј ј–»я  ќ–»Ќ‘— ќ√ќ

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 248 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1370 - | 1309 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.