Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒе€тельные и богословские главы 26 страница




 

Ѕлаженнаго  аллиста ѕатриарха.

 

√лавы о молитве*)

[*) ѕредлагаютс€ несколько сокращенно инде перифразом]

 

1) ≈сли хочешь держать насто€щее делание молитвы, подражай гусл€ру, который, преклонив немного главу и ухо обратив к струнам, искусно удар€ет по струнам и, извлека€ гармонические звуки, услаждаетс€ их мелодиею.

2) ясен ли тебе пример сей? Ч √усли Ч сердце; струны Ч чувства; бр€цалоЧпам€ть Ѕожи€; гусл€р Ч ум. ”м пам€ти о Ѕоге и божественных вещах, извлекает из богобо€зненнаго сердца чувства св€ты€, от которых сладость нека€ неизреченна€ исполн€ет душу, и ум, чистым быва€, освещаетс€ божественными озарени€ми.

3) √усл€р ничего не видит и не слышит, кроме своей мелодии, коею услаждаетс€. » ум во врем€ молитвы действенной, трезвенно углубл€етс€ в сердце и ничему уже внимать не может, кроме Ѕога. ¬се внутреннее его изрекает к Ѕогу, ƒавидским гласом: прилепе душа мо€ по “ебе (ѕс. 62, 9).

4) ≈сли чувств телесных не заградим, то не источитс€ в нас ключем бьюща€ вода она€, которую даровал √осподь —амар€ныне. —и€, ища чувственной воды, обрела иную воду живую, текущую внутрь е€ самой. »бо как земл€ естественно имеет в себе воду, которую, как только откроетс€ исход, тотчас и изливает, так и земл€ сердца естественно имеет в себе эту воду духовную, из него ключем бить начинающую, как только возможно станет, подобно праотческому свету, который чрез преслушание потер€н јдамом.

5)  ак вода чувственна€ непрестанно течет из источника: так и жива€ вода, ключем бьюща€ из души, по открытии е€, не перестает источатьс€. ќна, и в души Ѕогоноснаго мужа »гнати€ вселившись, располагала его говорить: Ђнет во мни огн€ веществолюбиваго (питающагос€ веществом), но во мне вода действует и говорит.ї

6) —и€ блаженна€, паче же и треблаженна€ вода, умное, говорю, трезвение души, подобна воде, бьющей и источающейс€ из глубины земли. » эта вода, что из источника истекает, источник делает полным, а вода, что бьет из сердца, и как бы сказать, приснодвижно движима бывает ƒухом, всего внутренн€го человека исполн€ет божественною духовною росою, внешн€го же делает огненным.

7) ”м, очистившийс€ от всего внешнего и чувства всецело подчинивший себе де€тельною добродетелию, неподвижным пребывает внутрь сердца, как в центре водружа€ взор свой. “ам, приемл€ мысленны€ озарени€, как блистани€ молнийны€, собирает он божественны€ разумени€.

8) —лыша cиe, никто из непосв€щенных или еще млека требующих (≈вр. 5, 12), да не касаетс€ того, как такого, чего касатьс€ не в свое врем€ запрещено. ѕокушение тех, которые прежде времени взыскивают того, что бывает в свое врем€, и тщатс€ насильно протеснитьс€ в пристань безстрасти€, без должнаго к тому приготовлени€, св€тые отцы назвали умоизступлением. »бо не знающему букв невозможно читать книг.

9) ƒвижени€, вследствие подвига, производимы€ в душе Ѕожественным ƒухом, делают сердце тихостным и непрестанно побуждаюсь его вопи€ть: јвва ќтче! Ќо это не сопровождаетс€ какими либо воображени€ми, или бывает безобразно; нас же преобразует зарею божественнаго света и дает нам образ, какой подобает соответственно горению ƒуха Ѕожественнаго; и не только это, но и измен€ет и перемен€ет божественною властию, как —ам ќн один то ведает.

10) ”м, очистившийс€ посредством трезвени€, если непрестанною пам€тию »исусовою не упразднитс€ от всего внешн€го, легко омрачаетс€. –авно, с дъ€тельносию соединив-ший созерцате, или хранете ума молвы о себе не отрицаетс€, и говора о себе €снаго или не€снаго не отвращаетс€. »бо только душа, у€звленна€ божественною ко ’ристу любовию, влечетс€ в след ≈го ≈динаго, как брата (ѕес. ѕес. 2, 5).

11) ”держивать плотски€ страсти и взыграни€, или с разумом упраздн€тьс€ от них, по слову ѕророка: упразднитес€ и разумейте (ѕс. 45, 11), можно и живущим в мире; изгладить же, или потребить их Ч дл€ них невозможно. Ќо жизнь пустынна€ умеет €вно искорен€ть их.

12) »з живых или текучих вод ина€ имеет быстрое движение, а ина€ тихое и медленное. ѕерва€, по причине скорости своего движени€, не может оставатьс€ мутною и, если когда немного возмутитс€, скоро оп€ть прочищаетс€, име€ такое движение. Ќо когда движение воды, изменившись, станет наималейшим, тогда она не только возмущаетс€, но такою почти и остаетс€ по неподвижности своей; и надобно бывает прочищать ее, дав ей движение.

13)   новоначальным, нравоучимым и де€тельным бес подходит звуками €сными или не€сными. ј дл€ созерцательных производит неки€ фантазии, иногда окрашива€ воздух, на подобие света, а иногда производ€ огневы€ каки€ либо образовани€, чтоб такими покушени€ми прельстить как нибудь подвижника ’ристова.

14) ≈сли хочешь научитьс€, как должно молитьс€, взирай на конец внимани€, или и молитвы.  онец же сей есть умиление, сокрушение сердца, любовь к ближнему; чему противоположное само собою €вно, именно Ц помысл похоти, шептание клеветы, ненависть к ближнему и сему подобное. ¬се сие несовместно с деланием молитвы.*). [*)ќчевидно, что это Ц часть только глав, или отрывок.]

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1186 - | 1103 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.