Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»з жити€ преподобнаго отца нашего




ћаксима  апсокаливита.

 

ќб умной благодатной молитве.

 

Ѕожественный √ригорий —инаит, встретив св€таго ћаксима и беседу€ с ним, между прочим спросил его: прошу теб€, отче мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву? “от, поникши немного главою, ответил ему: не хочу скрывать от теб€, честный отче, чуда ѕресв€ты€ Ѕогородицы, которое было со мною. ќт юности моей имел € великую веру к √оспоже моей Ѕогородице и умол€л ≈е со слезами, да подаст мне сию благодать умной молитвы. ¬ один день, пришедши в храм, как имел обычай, просил € ≈е о сем с безмерною теплотою сердца, и когда потом с любовию целовал св€тую икону ≈€, вдруг ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту и плам€, изшедшее от св€той иконы, которое не жгло мен€, а орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление. — этого момента, отче мой, сердце мое начало из-внутрь себ€ говорить молитву, и ум мой услаждаетс€ пам€тованием √оспода моего »исуса ’риста и ѕресв€ты€ ¬ладычицы моей Ѕогородицы и всегда пребывает в сем пам€товании о них; и с того времени молитва не пресекалась в сердце моем, - прости мне.

√оворит ему св. √ригорий: скажи мне, св€тый отче, бывало ли с тобою в то врем€ как ты говорил молитву: √осподи »исусе ’ристе и проч. божественное какое изменение, или изступление, или другой какой плод ƒуха —в€таго? Ц Ѕожественный ћаксим ответил ему: да; и сего ради, отче, € уходил в пустынны€ места и всегда любил полное безмолвие, да наслаждусь в большей мере плодом молитвы, т.е. преизобильною любовию к Ѕогу и восхищением ума к √осподу.

—в€тый √ригорий спросил его: прошу теб€, отче, скажи мне: имеешь ты то, о чем сказал. Ѕожественный ћаксим, потупив очи, говорит ему: не пытай о моих прельщени€х.

“огда св€тый √ригорий сказал ему: о, когда бы и мне дал Ѕог иметь такое же прельщение, какое у теб€, отче св€тый! Ц ¬прочем прошу теб€, скажи мне: в тот час, как ум твой восхищаем бывает к Ѕогу, что видит он умными очами своими? » может ли тогда ум вместе с сердцем возводить молитву? —в€тый ћаксим ответил ему: нет, не может. »бо когда благодать —в€таго ƒуха придет в человека посредством молитвы, тогда молитва прекращаетс€ *), так как ум тогда весь овладеваетс€ благодатию —в€таго ƒуха и не может более действовать собственными своими силами, но пребывает бездействен и повинуетс€ только ƒуху —в€тому, и куда хощет ƒух —в€тый, туда и ведет его, или в невещественный воздух света

*) “ак и у св. »саака.

 

Ѕожественнаго, или в другое какое созерцание несказанное, или, как часто бывает, в божественную беседу, и кратко сказать, как хощет ”тешитель, ƒух —в€тый, так и утешает рабов —воих; кака€ потребна каждому из них, ту и подает им благодать —вою. —ие, что говорю €, может вс€кой €вно видеть в ѕророках и јпостолах, которые сподобл€лись видеть вс€каго рода видени€, хот€ люди насмехались над ними, почитали их прельщенными и упившимис€. “ак пророк »саи€ видел √оспода, на престоле высоком превознесеннаго и окруженнаго —ерафимами. ѕервомученик —тефан видел отверсты€ небеса и √оспода »исуса одесную ќтца, и проч. Ц “аким же образом и ныне рабы ’ристовы сподобл€ютс€ видеть разны€ видени€, которым некие не вер€т и никак не признают их истинными, но считают прелест€ми и тех, которые вид€т их, называют состо€щими в прелести. ƒивлюсь € таким много, и неудомеваю, что это за люди, и как ослепились они, что, будто слепые, не вид€т и не веруют тому, что обетовал неложный Ѕог устами ѕророка »оил€, именно, что это самое даст ќн верующим, говор€: излию от ƒуха ћоего на вс€ку плоть и прорекут (»оил. 2, 28), - каковую благодать √осподь ниспослал на учеников —воих, и ныне подает ее, и будет подавать до скончани€ века, по обетованию —воему, всем верным рабам —воим. »так, когда си€ благодать ƒуха —в€таго сойдет на кого либо, то не что либо обычное показывает ему из вещей чувственнаго мира сего, но показывает то, чего тот никогда не видел и не воображал. “огда ум такого человека научаетс€ от —в€таго ƒуха высшим и сокровенным тайнам, которых, по божественному ѕавлу ни око человеческое не может видеть, ни ум уразуметь сам собою никогда (1  ор. 2, 9). » чтоб тебе пон€ть, как ум наш видит их, вникни в то, что € скажу тебе. ¬оск, когда далеко от огн€ находитс€, бывает тверд, и можно вз€ть его и держать; но как только ввергнешь его в огонь, тотчас раста€вает, и там в огне возгараетс€ и горит, и бывает весь светом, и таким образом кончаетс€ весь среди огн€. “ак и ум человеческий, когда один сам о себе бывает, не срет€сь с Ѕогом, тогда уразумевает, как обычно, окружающее его по силе своей, - когда же приблизитс€ к огню Ѕожества и к ƒуху —в€тому, тогда весь всецело овладеваетс€ оным огнем Ѕожеским, и бывает весь свет, и там в пламени ƒуха —в€таго возгараетс€, и разливаетс€ в божеских помышлени€х, и никак невозможно ему тогда среди огн€ Ѕожества помышл€ть о своем и о том, о чем хочет.

ѕосле сего св€тый √ригорий напом€нул ему: бывает, капсокаливите мой, и другое нечто, подобное сему, что однакож есть действо прелести. Ц Ќа это великий оный ћаксим ответил ему: бывает; но у каждой из сих свои особые признаки, - иные признаки прелести и иные Ц благодати.  огда злой дух прелести приближаетс€ к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит бо€знь и страх и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый, ум делает изступленным и бесноватым, и уста заставл€ет говорить слова непотребны€ и хульны€; тот, кто видит сего духа прелести, большею частию серчает и исполнен бывает гнева, смирени€ совсем не знает, ни истиннаго плача и слез, но всегда хвастаетс€ своими хорошествами и тщеславитс€ ими, всегда без сдержанности и страха Ѕожи€ поддаетс€ движени€м страстей, наконец выходит из ума и приходит в совершенную пагубу. ќт таковой прелести да избавит нас √осподь молитвами твоими, отче честный. Ц ѕризнаки же благодати суть следующи€: когда входит в человека благодать —в€таго ƒуха, то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на пам€ть смерть и грехи его, будущий суд и вечное мучение, душу его исполн€ет сокрушенным умилением и подвигает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближаетс€ с человеком, тем более умиротвор€ет душу его и утешает св€тыми страдани€ми √оспода нашего »исуса ’риста и безпредельным ≈го человеколюбием, и ум исполн€ет возвышенными созерцани€ми: а) недомыслимой силы Ѕожией, как он единым словом все из несущаго привел в бытие, б) безмерной силы, коею все содержит, всем управл€ет и о всем помышл€ет, в) непостижимой —в€той “роицы и неизследимой бездны Ѕожескаго существа и прочее. “огда ум человека восторгаетс€ Ѕожеским оным светом, и просвещаетс€ светом Ѕожескаго ведени€, сердце делаетс€ тихим и кротким, и обильно источает плод ƒуха —в€таго - радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение и прочее (√ал. 5, 22), и душа его восприемлет неизреченное веселие.

—лыша сие, св. √ригорий —инаит пришел в изступление, изумл€€сь тому, что говорил преподобный ћаксим, и более не называл уже его человеком, но земным јнгелом.

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 282 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1186 - | 1163 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.