Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ вере, и к тем, которые говор€т, что живущему в мире




невозможно достигнуть совершенства в добродетел€х. ¬

начале слова-многополезна€ повесть *).

 

ƒоброе дело проповедать пред всеми милость Ѕожию и возвещать брати€м своим великое ≈го благоутробие и неизреченную благодать, какую имеет ќн к нам.- «наю € человека, который ни долгих и великих постов не держал, ни бдений не совершал, ни на голой земле не сыпал, ни других подобных особенно т€желых подвигов на себ€ не налагал, но приведши на пам€ть грехи свои, познал свое ока€нство и, осудив себ€, смирилс€, - и многоблагоутробный √осподь за это одно спас его, как говорит божественный ƒавид: смирихс€ и спасе м€ (114,5).  ороче сказать: поверил он словесам Ѕога, и за эту веру √осподь при€л его. —т€жать смирение много есть преп€тствий, преграждающих путь к нему; но уверовать словесам Ѕога нет никакого преп€тстви€, которое ставило бы преграду к тому.  ак только захотим от всей души нашей, тотчас и уверуем. »бо вера есть дар всеблагаго Ѕога, который (дар) дал ќн нам иметь естественно (вложить в естество), употребление его подчинив самовластию произволени€ нашего. ѕочему и —кифы и варвары естественно имеют веру и вер€т словам один другаго. Ќо чтобы показать вам на опыте действие вседушной веры, послушайте, € расскажу вам в подтверждение сказаннаго некую повесть.

∆ил в  онстантинополе некто по имени √еоргий, юноша возрастом, лет двадцати. Ёто Ц в наши дни, на нашей пам€ти. ќн был красив лицем, и в его походке, в манере держать себ€ и в приемах обращени€ было нечто показливое: так что по сей причине делали о нем разны€ недобры€ предположени€ те, которые смотр€т на одну внешность, и не зна€, что скрыто внутри каждаго, суд€т о других ошибочно. ќн познакомилс€ с некиим монахом, жившим в одном из константинопольских монастырей, человеком св€тым, и, открыва€ ему сокровенности сердца своего, сказал и то, что сильно жаждет спасени€ души своей. „естный старец, поучив его, как следовало, и дав ему небольшое правило к исполнению, дал еще и книжицу св. ћарка-подвижника, где он пишет о духовном законе. ёноша прин€л эту книжицу с такой любовию и с таким благоговением, как бы она была послана ему от самого Ѕога, и сильную возъимел к ней веру, наде€сь получить от не€ великую пользу и великий плод. ѕочему читал ее с великим усердием и вниманием, и, прочитав всю, великую получил пользу от всех глав е€. Ќо из всех глав три наипаче запечатлелись в сердце его; перва€: Ђ»ща врачевани€, пекись о совести (внимай ей); и что она говорит

*) »з собрани€ слов его слово 56.- ѕомещаютс€ здесь сие и следующее слово, потому что тут они сто€т в √реч. ƒобротолюбии.

 

тебе, делай то, и получишь пользуї (глав. 69). ¬тора€: Ђ»щущий (чающий получить) действенности —в€таго ƒуха, прежде делани€ заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в тоже врем€, как его только что купили, ищет, чтоб вместе с уплатою за него денег подписали ему и свободуї (гл. 64 о хот€щ.оправ. от дел). “реть€: Ђћол€щийс€ телесно и не имеющий еще духовнаго разума подобен слепцу, который взывал: —ыне ƒавидов, помилуй м€ (ћар. 10, 48). ƒругой же некто прежде слепый, когда прозрел и увидел √оспода, уже не называл ≈го сыном ƒавидовым, но исповедал ≈го —ыном Ѕожиим (»оан. 9, 35. 38)ї (гл. 13, 14 о дух.зак.). Ёти три главы очень ему понравились, и он поверовал, что через внимание к своей совести, как внушает перва€ глава, он получит уврачевание (немощей душевных); чрез исполнение заповедей достигнет действенности —в€таго ƒуха, как учит втора€ глава, и благодатию —в€таго ƒуха прозрит умно и узрит неизреченную красоту √оспода, как обещает треть€ глава.- » у€звилс€ он любовию к красоте сей, и хот€ еще не видел е€, сильно возжелал е€ и усердно взыскал, в надежде узреть ее наконец.

ѕри всем том однакож он ничего особеннаго не делал (как увер€л мен€ с кл€твою), кроме того, что каждый вечер неопустительно исправл€л то небольшое правило, которое дал ему старец; и не иначе, как исправив уже его, ложилс€ в постель и засыпал. Ќо со временем совесть начала ему говорить: положи и еще несколько поклонов, прочитай сколько нибудь других псалмов, проговори, сколько можешь, большее число раз и: √осподи »исусе ’ристе, помилуй м€! ќн охотно слушалс€ своей совести, и что она внушала ему, делал без размышлени€ все так, как бы то повелевал ему сам Ѕог, и ни разу не ложилс€ он спать так, чтобы совесть обличала его, говор€: дл€ чего не сделал ты того и того? “ак всегда он слушалс€ совести своей, никогда не оставл€л без исполнени€ того, что сделать она внушала ему. ј она каждый день все больше и больше прилагала к обычному его правилу, и в немногие дни вечернее его молитвословие возрасло в великое последование. ƒнем он находилс€ в палатах одного ѕатрики€, и на нем лежало попечение о всем потребном дл€ людей, живших там. ¬ечером же каждый день он уходил оттуда и никто не знал, что делал он у себ€. ќн же и слезы проливал из очей своих, обильны€, и коленопреклонений делал многое множество, пада€ лицем на землю; когда сто€л на молитве, ноги держал вместе тесно одну к другой, и сто€л неподвижно; и к ѕресв€той Ѕогородице читал молитвы с болезнию сердечною, воздыхани€ми и слезами; ко ’ристу же √осподу обраща€сь, падал к пречистым ногам ≈го, как бы ќн телесно присущ был ему, и умол€л ≈го умилосердитьс€ над ним, как некогда над слепым, и дароватьпрозрение душевным очам его. ѕоелику каждый вечер увеличивалась молитва его, то он наконец простаивал мол€сь, до самой полночи; и однакож во все врем€ молитвы, не разленени€ себе не дозвол€л, ни до нерадени€ себ€ не допускал, ни членов тела своего не распускал, ни очей не обращал по сторонам или вверх, чтоб взгл€нуть на что, но так сто€л неподвижно, как столп какой или как безтелесный.

ќднажды, как он сто€л таким образом на молитве и говорил умом паче нежели устами: ЂЅоже, милостив буди мне грешномуї, - внезапно низошло на него свыше божественное осе€ние пресветлое и исполнило все то место. “огда забыл уже юноша сей, что находитс€ в комнате и под кровлею, потому что во все стороны виделс€ ему один свет, не знал даже, попирает ли он землю ногами своими; ни о чем мирском не имел уже он попечени€ и не приходило тогда на мысль ему ничто из того, что обыкновенно бывает на уме у тех, кои нос€т плоть человеческую; но был весь срастворен с невещественным оным светом. и ему казалось, что и сам он стал светом; забыл он тогда весь мир и исполнилс€ слез и радости неизреченной. ѕотом ум его востек на небеса и он увидел там другой свет, более светлый, чем тот, который был окрест его. » показалось ему, к изумлению его, что вскрай света того стоит пом€нутый выше св€тый оный и равноангельный старец, который дал ему небольшую ту заповедь о молитве и книжицу св. ћарка-подвижника.- ”слышав это от юноши, € подумал, что ему много содействовала молитва старца, и что Ѕог устроил такое видение, чтоб показать юноше, на какой высоте добродетели сто€л старец оный.  огда прошло видение то и юноша пришел в себ€, то нашел себ€ (как говорил после) всего исполненным радости и изумлени€ и плакал от всего сердца, которое со слезами было исполн€емо и сладостию великою. Ќаконец лег он в постель; но тотчас запел петух и показал, что была уже полночь. Ќемного спуст€ заблаговестили в церкви и к утрени; и юноша встал, чтоб прочитать по обычаю своему последование утрени. “ак он совсем не спал в ту ночь; сон и на ум ему не приходил.

—лучилось это как, ведает √осподь,  оторый и соделал сие, ими же весть судьбами. ёноша же тот ничего особенного не делал, кроме того, что с крепкою верою и несомненною надеждою всегда верно исполн€л слышанное им от старца правило и вычитанное в книжице наставление. » никто не говори, что он делал это дл€ испытани€. Ёто и на ум ему не приходило.  то испытывает, тот не имеет твердой веры; но юноша тот, отложив вс€кий страстный и самоугодливый помысл, так много заботилс€ о верном исполнении того, что внушала ему совесть, что никакого уже сочувстви€ не имел к вещам мира сего, даже пищи и пити€ не вкушал в сладость или вдоволь.

—лышали, брати€ мои, что может сделать вера в Ѕога, свидетельствуема€ добрыми делами? ѕон€ли, что ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Ѕожи€? ѕознали, что ни мир и житейски€ дела не мешают исполн€ть заповеди Ѕожии, когда имеетс€ ревность и внимание? Ќи безмолвие и удаление от мира не пользует, когда властвуют леность и нерадение? ¬се мы, слыша о ƒавиде и удивл€€сь ему, говорим: один был ƒавид и другаго такого не было, но вот смотрите, в юноше этом про€вилось нечто больше, чем в ƒавиде. ƒавид при€л свидетельство от Ѕога, помазан в цар€ и пророка, получил ƒуха —в€таго и многи€ имел о Ѕоге удостоверени€. ѕочему, когда согрешил, и потер€л благодать —в€таго ƒуха и дар пророческий, и отчужден был от обычнаго собеседовани€ с Ѕогом, что дивнаго, если, вспомнив о благодати, от коей испал, оп€ть взыскал он от Ѕога потер€нные блага? Ќо этот юноша ничего такого не имел, а был св€зан мирскими делами, заботилс€ только о временном, а о чем либо высшем земли и подумать не имел времени, - и однакож Ц дивны судьбы √осподни! Ц лишь только услышал малое нечто от онаго св€таго старца и вычитал три те главы у аввы ћарка, тотчас несомненно поверил слышанному и написанному и с непоколебимою надеждою ввел то в дело, и с небольшим тем деланием, которое совершал вследствие того, сподобилс€ возвысить ум свой до небес, подвиг на милость ћатерь √оспода; ≈€ молитвами умилостивил Ѕога и привлек на себ€ благодать —в€таго ƒуха, котора€ с такою силою осенила его, что он сподобилс€ увидеть свет, который видеть многие желают, но не многие сподобл€ютс€. Ётот юноша ни постов долгих не держал, ни на земле не спал, ни влас€ницы не носил, ни из мира не выходил телесно, а только духовно Ц душевным настроением, - и с небольшим бдением, которое совершал, €вилс€ высшим дивнаго онаго Ћота, бывшаго в —одоме, или, лучше сказать, €вилс€ јнгелом в теле человеческом, человеком по видимости и ангелом по умному строю. «а что и сподобилс€ увидеть сладчайший оный свет мысленнаго —олнца правды, √оспода нашего »исуса ’риста, каковый свет удостоверил его, что он имел воспри€ть и будущий свет. » праведно: ибо любовь и сердечное его к Ѕогу прилепление сделали его изступленным, отторгли дух его от мира сего, и от собственнаго естества, и от всех вещей, и сделали его вс его светом от —в€таго ƒуха, при всем том, что он и жил среди города, и правил целым домом, и пекс€ о рабах и свободных, и делал все, что потребно дл€ насто€щей жизни.

ƒовольно этого в похвалу юноше и дл€ того, чтобы подвигнуть и вас придти в такую же любовь, подража€ ему; или желаете, чтоб € сказал вам и другое что большее, чего, может быть, и слух ваш при€ть не сможет? ¬прочем, что может быть больше и совершеннее страха Ѕожи€?  онечно, ничего нет. —в. √ригорий Ѕогослов сказал: Ђначало премудрости Ц страх √осподень. »бо где страх, там заповедей соблюдение; где заповедей соблюдение, там очищение плоти, - этого облака, облегающего душу и недающаго ей чисто видеть божественный свет; где очищение, там осе€ние, а осе€ние есть исполнение желани€ божественнагої. √овор€ так, он показал, что освещение ƒухом есть нескончаемый конец вс€кой добродетели, и кто достигнет такого освещени€ ƒухом, тот покончил со всем чувственным и начал пребывать сознанием в одно духовном. Ёто, брати€ мои, суть дивности Ѕожии. » Ѕог дл€ того изводит в €вь сокровенных рабов —воих, чтоб подражали им добротолюбивые и благие, а злонравные остались безответными. »бо и те, которые вращаютс€ в многолюдстве и провод€т жизнь в треволнени€х мира, если ведут себ€. как должно, обретают спасение и сподобл€ютс€ от Ѕога великих благ ради веры, которую показывают к Ќему, чтоб в день суда ничего не имели сказать в оправдание свое те. которые не обретают спасени€ по причине лености своей и нерадени€. “ак истинен “от,  то обетовал даровать спасение ради веры в Ќего! »так, брати€ мои возлюбленные, попечальтесь о себе самих и о мне, люб€щем вас и многократно проливающем слезы о вас. »бо благоутробный и милостивый Ѕог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми, и печалитьс€ как о себе самих, так и друг о друге. ¬еруйте от всей души в √оспода, ненавидьте мир сей, как подобает, и не пекитесь о временных и неверных благах его, но приступите к Ѕогу и прилепитесь к Ќему. »бо пройдет еще немного времени, и настанет конец мира сего и насто€щей жизни; и горе тем, которые изпадут от царстви€ Ѕожи€. ћен€ душат слезы, и € плачу и скорблю от всего сердца, когда помышл€ю, что, Ц име€ такого великодаровитаго и человеколюбиваго ¬ладыку,  оторый за одну, искренно €вл€емую к Ќему веру, дарует нам столь велики€ и дивны€ блага, и ум, и слух, и ча€ни€ превосход€щи€, - мы не подумавши, подобно безсловесным животным, предпочитаем всему тому землю и земное, которое, по благоутробию Ѕожию, даровано нам на потребу тела нашего, чтоб, между тем как оно было бы тем питаемо умеренно, душа безпреп€тственно совершала течение свое к премирному, будучи и сама питаема умною пищею, исход€щею от благодати —в.ƒуха, по мере очищени€ е€ и обновлени€. »бо дл€ того мы, люди, созданы от Ѕога разумными, чтоб прославл€ли ≈го, благодарили и любили за невеликие блага, дарованны€ »м дл€ насто€щей жизни, и таким образом сподобл€лись получить в будущей жизни блага велики€ и вечны€. Ќо горе нам, что, не име€ совершенно никакого попечени€ о будущем, мы пребываем неблагодарными Ѕогу и за насто€щее, уподобл€€сь демонам, или, лучше сказать, €вл€€сь хуже их. «а это справедливо большему, чем они, должны мы подлежать мучению. »бо мы больше облагодетельствованы, чем они: соделались христианами, получили столько духовных даров, веруем в Ѕога,  оторый соделалс€ ради нас человеком и претерпел таки€ страдани€ и крестную смерть, чтоб избавить нас от заблуждени€ прелести и греха. Ќо что скажу на все это? ”вы нам! Ќа словах только веруем мы в Ѕога, а делами отвергаемс€ ≈го. Ќе во вс€ком ли месте именуетс€ ’ристос, - в городах, селах, кинови€х и горах? Ќе всюду ли наход€тс€ христиане? Ќо розыщи, если это кажетс€ тебе благословным, и разследуй до точности, исполн€ют ли они заповеди ’ристовы, и поистине среди стольких тыс€ч и мириад с нуждою найдешь одного, который и делом и словом есть христианин. Ќе сказал ли ’ристос и Ѕог наш: веру€й в ћ€, дела, €же аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит? (»н. 14,12). Ќо кто из нас дерзнет сказать: € творю дела ’риста и верую право во ’риста? Ќо видите ли по сему, брати€ мои, как в день суда мы имеем оказатьс€ неверными, и быть преданы горшим мукам, чем те, кои совсем не знали ’риста, т.е. неверные? ќдно из двух необходимо: или нам быть наказанными больше неверных, или ’ристу оказатьс€ неверным слову —воему, - что невозможно.

Ќаписал € это не дл€ того, чтоб помешать кому удалитьс€ от мира, и не потому, чтоб предпочитал безмолвию жизнь среди мира, но чтоб удостоверить всех, которыебудут читать насто€щее сказание, что желающий творить добро получает от Ѕога силу творить оное во вс€ком месте: и среди мира, и в безмолвии. Ќапротив, предмет сего сказани€ таков, что еще более должен подвигать к отшельничеству. »бо если тот, кто вращалс€ среди мира и не думал никогда ни об отречении от мира, ни о нест€жательности, ни о послушании, такую милость получил от Ѕога за то одно, что от всей души поверил и признал Ѕога; то какие блага получить подобает наде€тьс€ тем, которые, оставл€€ весь мир и всех людей, предают и самую жизнь свою на смерть за заповедь Ѕожию, как ќн повелел? ¬прочем, кто начнет творить добры€ дела с верою несомненною и с усердием великим и чувствовал пользу, от сего бывающую, тот сам собою познает, что забота мирска€, пребывание и вращение среди мира служат великим преп€тствием дл€ тех, которые желают жить по Ѕогу. Ѕывшее с юношею тем, как мы сказали, есть нечто дивное и необычайное; и мы не слыхали, чтоб подобный добрый случай был с другим кем. Ќо если и был с немногими какими, или будет после, да ведают они, что если не удал€тс€ от мира, то скоро очень потер€ют полученное благо.

ќ том юноше после € узнал от него же самого еще и следующее. я встретил его, когда уж он стал монахом и провел в монашеской жизни года три или четыре. Ѕыло ему тогда тридцать два года. я знал его очень хорошо: мы от юности были друзь€ми и воспитывались вместе. “ак он и рассказал мне следующее: Ђпосле онаго дивнаго видени€ и изменени€, бывшаго во мне, немного прошло дней, как со мною случились многи€ искушени€ мирски€, по причине которых, во врем€ совершени€ мною тех сокровенных по Ѕогу деланий, € увидел в себе, что мало по малу лишаюсь блага онаго, и сильное возъимел желание удалитьс€ от мира и в уединении искать ’риста, мне €вльшагос€. »бо верую, брате, что дл€ того ќн и благоволил €витьс€ мне, чтоб вз€ть к —ебе и мен€ недостойнаго, отделив от всего мира. Ќо как € не мог этого исполнить тогда же, то мало-по-малу забыл все, что пересказывал тебе прежде, и впал в совершенное омрачение и нечувствие, так что не помнил уже ничего из того, что сказывал тебе, ни малаго ни большаго, до самомалейшаго движени€ мысли, или чувства. «атем впал € в больши€ зла, чем прежде, и пришел в такое состо€ние, как бы никогда не слыхал слов ’ристовых и не понимал их; но и на св€таго онаго, который так милостив был ко мне, и дал мне малую заповедь и книжицу ћарка, смотрел € как на одного из случайных людей, нисколько не помышл€€ о том, что видел относительно его, - Ёто € сказываю тебе подробно, говорил он далее, дл€ того, чтоб ты знал, в какую глубину пагубы низпал €, ока€нный, по нерадению своему, и подивилс€ неизреченной благости Ѕожией, €вленной на мне потом. Ќе умею тебе сказать, как без моего ведома остались в бедном сердце моем любовь и вера к оному св€тому старцу, но думаю, что ради их после столькаго времени человеколюбивый Ѕог по молитвам его умилосердилс€ надо мною и оп€ть чрез него же исхитил мен€ из прелести и исторг из глубины зол. я недостойный несовсем отдал€лс€ от этого старца, но когда бывал в городе, часто заходил к нему в келью, и исповедывал ему бывающее со мной, хот€ не исполн€л заповедей его безсовестный. “еперь же, как видишь, милосердный Ѕог презрел многое множество грехов моих и устроил мне сделатьс€ монахом от того самаго старца и сподобил всегда пребывать с ним вместе мне, поистине недостойному. ѕосле чего с великим трудом и с обильными слезами, при решительном отчуждении и отделении от мира, совершенном послушании и отсечении своей воли, многих других делах и приемах строгаго самоумерщвлени€ и неудержимом стремлении ко всему доброму, удостоилс€ € оп€ть увидеть, хот€ некоторым образом примрачно, малый луч сладчайшаго онаго и божественнаго света. Ќо такого видени€, как то, которое видел тогда, даже доселе не сподобилс€ еще € увидеть оп€тьї.

Ёто и многое другое говорил он мне со слезами. я же, бедный, слуша€ такие св€ты€ слова его, подумал, что он весь был исполнен божественной благодати и был премудр, при всем том, что не был научен внешней мудрости. ѕолуча€ ведение от делани€ и опыта, ст€жал он тончайшее познание духовных вещей. ѕочему € просил его сказать мне, что это за вера, котора€ может производить таки€ дивны€ €влени€, и преподать мне то письменно, с приемом учительским. ќн тотчас начал говорить мне о том, и что говорил, то и писать не поленилс€. „то именно, то, чтоб не удлиннить без меры теперешн€го моего слова, € напишу в других словах, в обрадование и услаждение тех, которые люб€т читать такого рода писани€ с верою.

»так, прошу вас, брати€ мои, потечем с усердием и себе путем заповедей ’ристовых, - и лица наши не постыд€тс€. Ќо как тому, кто толчет с терпением, √осподь отверзает двери царстви€ —воего, по обетованию —воему, и тому, кто ищет, дает ƒуха всесв€таго и невозможно тому, кто ищет от всей души, не найти ≈го и не обогатитьс€ дарами ≈го: так и вы несомненно получите дивны€ блага от Ќего, каки€ уготовал ќн люб€щим ≈го, - здесь отчасти, как укажет мудрость духовна€, а в будущем веке всецело, со всеми от века св€тыми, во ’ристе »исусе √осподе нашем, коему слава во веки веков. јминь.

 

1) ќ трех образах внимани€ и молитвы. 2) ќ первом образе. 3) ќ втором. 4) ќ третьем *).

 

1) ≈сть три образа внимани€ и молитвы, коими душа возвышаетс€ и преуспевает, или низвергаетс€ и гибнет.  то эти три образа употребл€ет в свое врем€ и как следует, тот преуспевает; а кто употребл€ет их неразумно и не во врем€, тот низвергаетс€.

¬нимание так должно быть св€зуемо и неразлучно с молитвою, как св€зано и неразлучно тело с душею. ¬нимание должно идти вперед и сторожить врагов, как некий страж; оно первое пусть вступает в борьбу с грехом и противостоит злым помыслам, вход€щим в душу, а позади внимани€ пусть следует молитва, котора€ истребл€ет и побивает тотчас все те злые помыслы, с которыми пред сим вело брань внимание: ибо одно оно не может их побивать.

Ќа этой брани внимани€ и молитвы (с помыслами) висит жизнь и смерть души. ≈сли вниманием храним молитву чистою, то преуспеваем, а если не внимаем, чтоб хранить ее чистою, но оставл€ем неохран€емою, и она оскверн€етс€ злыми помыслами, то бываем непотребными и безуспешными.

»так, поелику есть три образа внимани€ и молитвы, то надлежит нам показать отличительны€ свойства каждаго образа, чтоб люб€щий спасение избрал лучшее.

 

2) ќ первом образе внимани€ и молитвы.

ќтличительны€ свойства перваго образа таковы: когда кто, сто€ на молитве и воздева€ на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в душе божественны€ помышлени€, воображает блага небесны€, чины ангелов и обители св€тых, и кратко, все слышанное в Ѕожественных ѕисани€х, собирает в ум свой, и разсуждает о том тогда во врем€ молитвы, зр€ на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Ѕожией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет (то это будет первый обпаз внимани€ и молитвы).

Ќо при этом образе (молитвы, если кто на нем одном останавливаетс€, бывает, что) мало по-малу Ц (мол€щийс€ так) начинает кичитьс€ в сердце своем, сам того не понима€; ему кажетс€, что делаемое им есть от благодати Ѕожией в утешение ему, и он молит Ѕога сподобить его всегда пребывать в таком делании. ј это (т.е. так думать о сем образе молитвы) есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует.

*) —лово 68, оттуда же.

 

 

“акой человек, если убезмолвитс€ крайним безмолвием (т.е.сделаетс€ исихастом, у нас Ц затворником), то ему едва ли можно не изступить из ума (будет он находитс€ в крайней опасности пострадатьсие). Ќо если и случитс€, что не изступит он из ума, все же невозможно ему будет ст€жать добродетели или безстрастие. Ќа этом пути сто€, прельщаютс€ и те, которые вид€т свет телесными очами своими, обон€ют благовони€ обон€нием своим, слышат гласы ушами своими и подобное. Ќекоторые из таких взбесновались и в безумии ход€т с места на место. ƒругие прельстились, прин€в диавола, преобразившагос€ и €вившагос€ им в виде јнгела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хот€т слышать совета ни от какого брата. »ные из таких сами себ€ лишили жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть; иные удавились. » кто может пересказать разны€ прелести, какими прельщает их диавол, когда они неисчислимы?

»з сказаннаго нами вс€кий разумный человек может пон€ть, какой вред происходит от сегоперваго образа внимани€ и молитвы (если почитать его последним пределом совершенства в молитве). ≈сли же и случитс€ кому из употребл€ющих сей образ не пострадать никакого из таких зол, о коих мы слышали, по причине сожительства с брати€ми (потому что им подвергаютс€ особенно те, которые живут уединенно), то все же он всю жизнь свою проведет, не преуспевши (в духовной жизни).

 

3) ќ втором образе внимани€ и молитвы.

¬торой образ есть такой, - когда кто сводит ум свой внутрь себ€, отвлека€ его от всего чувственнаго, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего, - и то изследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены диаволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напр€гаетс€ придти в себ€ самого, если был возобладан и побежден какою либо страстию. ќтличительна€ черта сего дела та, что оно происходит в голове: мысли с мысл€ми бор€тс€.

»ме€ такой подвиг и такую брань с самим собою, не может он мирствовать в себе никогда, и не находит времени зан€тьс€ деланием добродетелей, чтоб получить и венец правды. “акой человек подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не может €сно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и дл€ чего бьют его. ѕотому что сам он пребывает в голове, а помышлени€ злые исход€т из сердца. ќн и не видит их, так как не внимает сердцу. “ьма, котора€ в уме его, и бур€, какую имеет он в помыслах своих, причин€ют ему сей ущерб (т.е. не дают ему видеть это), и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его. “щетно подъемлет он труд, несчастный, и даже совсем тер€ет мзду свою, если при этом, и сам не замеча€ того, возобладан бывает тщеславием, вообража€, что надлежаще внимает себе. ¬ гордости своей презирает он других и осуждает их, а себ€ самого хвалит, мечта€ при сем, что достоин быть пастырем словесных овец и руководить других, - и походит он на слепца, который беретс€ водить других слепцов.

“аков второй образ (внимани€ и молитвы)! » вс€кий, желающий себе спасени€, должен знать ущерб, причин€емый им душе, и добре внимать себе. ¬прочем он лучше перваго, как лучше ночь лунна€ ночи темной, в которую не светит луна.

 

4) ќ третьем образе внимани€ и молитвы.

“ретий образ воистину дивен есть и неудобоизъ€сним, и дл€ тех, которые не знают его опытно, не только не удобопон€тен, но кажетс€ даже неверо€тным; и они не вер€т, чтоб подобна€ вещь была на деле. » в самом деле, в наши времена, сей образ внимани€ и молитвы встречаетс€ не у множайших, а у весьма немногих; и, как мне думаетс€, благо сие убегло от нас вместе с послушанием. Ц ѕослушание, если кто возъимеет его к духовному отцу своему в совершенстве, делает его безпопечительным относительно всего, так как он всю печаль свою однажды на всегда возверг на духовнаго отца своего; почему, будучи далек от вс€каго пристрасти€ мирскаго, он €вл€етс€ способным к тому, чтобы быть весьма ревностным и неленостным делателем сего треть€го образа молитвы, если впрочем нападет и на духовнаго отца истиннаго, который сам не состоит в прелести. »бо кто посв€тил себ€ Ѕогу и всю печаль свою возвергнет на Ќего и на духовнаго отца своего, так что по истинному послушанию перестанет уже жить своею собственною жизнию и творить волю свою, но умрет дл€ вс€каго пристрасти€ мирскаго и дл€ тела своего, такой какою привременною вещью может быть побежден и порабощен? »ли какое попечение и какую заботу может иметь? ¬следствие сего, этим третьим, бывающим вместе с послушанием, образом внимани€ и молитвы, все козни и хитрости, каки€ бы ни употребл€ли демоны, чтоб увлечь ум его к помыслам многим и разнообразным, бывают уничтожаемы и разсееваемы; ибо тогда ум такого человека, будучи свободен от всего, имеет благовремение без вс€кой помехи изследовать наносимые демонами помыслы и с великим удобством отгон€т их, и чистым сердцем приносить молитвы свои Ѕогу. “аково начало истинной жизни (духовной)! » которые не полагают такого начала, всуе труд€тс€, сами не зна€ того.

Ќачало сего треть€го образа не то, чтоб воззревать на небо, воздевать руки свои горе, иметь ум свой в том, что на небе: это, как мы сказали, есть принадлежность перваго образа и недалеко от прелести, - и не то, чтоб хранить умом своим чувства и на это обращать все свое внимание, а на внутренни€ брани душевны€, причин€емы€ врагами, не смотреть (они смотр€т и борютс€. но все в голове, и не остерегаютс€ их:) это Ц принадлежность втораго образа, и кто употребл€ет это, попадает в рабство демонам, и не может сотворить отмщени€ сим поработител€м своим, но враги и непрестанно борют его €вно и тайно, и делают его тщеславным и гордым.

Ќо ты, возлюбленный, если хочешь спастись, начни дело таким образом: после (установлени€ в сердце) совершеннаго послушани€, какое, как мы сказали, должно тебе иметь к духовному отцу своему, и все прочи€ дела свои делай с чистою совестию, как бы ты был пред лицем Ѕога: ибо без послушани€ невозможно быть совести чистой. —овесть же свою хранить чистою должен ты в тро€ком отношении: в отношении к Ѕогу, в отношении к духовному отцу своему и в отношении к прочим люд€м, также к вещам и предметам мира (житейским).

¬ отношении к Ѕогу долг имеешь хранить совесть свою чистою, не позвол€€ себе делать ничего такого, о чем знаешь, что оно не упокоевает Ѕога и непри€тно ≈му.

¬ отношении к духовному отцу своему, делай одно то, что он заповедует тебе, и не больше ни меньше того не позвол€й себе делать, но шествуй по намерению его и по воле его.

¬ отношении к другим люд€м соблюдешь совесть свою чистою, не позвол€€ себе делать им ничего такого, что сам ненавидишь и чего не желаешь, чтоб они делали тебе самому.

¬ отношении к вещам долг имеешь хранить совесть свою чистою, употребл€€ их всегда, как должно, - именно пищу, питие и одежду.

» вкратце, все делай так, как бы ты был пред лицем Ѕога, и ни в каком деле не допускай себ€ до того, чтоб обличала и у€звл€ла теб€ совесть, что ты не сделал его хорошо.

ƒейству€ таким образом, ты уровн€ешь себе истинную и незаблудную стезю к третьему образу внимани€ и молитвы, который есть следующий: ум (быть в сердце Ц отличительна€ черта сего треть€го образа молитвы) да хранит сердце в то врем€, когда молитс€, и внутрь его да вращаетс€ неотходно, и оттуда, из глубины сердца да возсылает молитвы к Ѕогу. (¬ этом все; трудись так, пока вкусишь √оспода).  огда же, наконец, ум там, внутрь сердца, вкусит и чувством ощутит, €ко благ √осподь, и усладитс€ тем (наш труд; вкушение же сие есть действо благодати, в смиренном сердце); тогда не захочет уж он отдал€тьс€ от места сердечнаго (тогда скажет и он те слова, каки€ сказал јп. ѕетр: добро нам зде быти)Е.. и всегда уже будет взирать туда внутрь сердца и там неисходно вращатьс€, отгон€€ все помыслы, всеваемые диаволом (се третий образ внимани€ и молитвы, как ему следует быть!). ƒл€ тех, которые никакого не имеют сведени€ о сем деле и не знают его, оно большею частию кажетс€ трудноватым и утеснительным; но те, которые вкусили сладости, какую оно имеет, и усладились ею в глубине сердца своего, - эти взывают с божественным ѕавлом и говор€т: кто ны разлучит от любве ’ристовы? и проч. (–имл. 8, 35).

ѕочему св. отцы наши, слыша √оспода говор€щаго, что Ђиз сердца исход€т помышлени€ зла€, убийства, прелюбоде€ни€, любоде€ни€, татьбы, лжесвидетельства, хулы,ї и что Ђси€ (вс€) суть скверн€ща€ человекаї (ћф. 15, 19. 20), - слыша также, что в другом месте ≈вангели€ заповедуетс€ нам очищать внутреннее сткл€ницы, да будет и внешнее чисто (ћф. 23, 26), - оставили вс€кое другое духовное дело и стали всецело подвизатьс€ в этом одном делании, т.е. в хранении сердца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно ст€жут и вс€кую другую добродетель, а без него не могут установитьс€ ни в одной добродетели. Ёто делание некоторые из отцев назвали сердечным безмолвием; другие назвали его вниманием; иные Ц трезвением и противоречием (помыслам), иные еще разсмотрением помыслов и хранением ума. ќни все в нем преимущественно упражн€лись, и им сподобились получить божественны€ даровани€. ≈го разумеет и ≈кклесиаст, когда говорит: веселис€, юноше, в юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен (≈кклес. 11, 9) и чист, удал€€ сердце свое от помышлений злых. ќ сем же самом говорит он и в другом месте, - что Ђесли найдет на теб€ прилог диавольский, то не позвол€й ему войти в место твоеї, разуме€ под местом сердце (-10, 4). » √осподь нам говорит во св€том ≈вангелии: не возноситес€ (

, - не носитесь, как метеоры, - Ћук. 12, 29), т.е. не носитесь умом своим туда и сюда. » в другом месте ќн же говорит: блажени нищии духом (ћф. 5, 3), т.е. блаженны те, которые не ст€жали в сердце своем никакого пристрасти€ к миру, но бедны вс€ким помыслом мирским. » все св. отцы много писали об этом.  то хочет, пусть читает писани€ их и увидит; пусть прочитает, что написал ћарк подвижник, что сказал св. »оанн Ћествичник, преподобный »сихий, ‘илофей —инайский, јвва »сай€, ¬арсанофий великий Ц и другие многие.

ќдним словом, кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделатьс€ чист сердцем, чтоб сподобитьс€ узреть Ѕога.  то не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может сокрушатьс€ и плакать, ни быть тихим и кротким, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым, или миротворцем, не перенесть гонение за правду. » обще говор€, нет возможности ст€жать добродетели иным каким либо способом кроме сего внимани€. ѕочему, паче всего другаго о нем надлежит тебе приложить старание, чтоб собственным опытом изведать, что € говорю тебе. Ц ≈сли желаешь научитьс€ и тому, как следует это делать, € скажу тебе об этом.

“ри вещи надлежит тебе соблюдать прежде всего другаго: безпопечение о всем, даже благословном, а не только неблагословном и суетном, или иначе умертвитьс€ всему, - совесть чистую во всем, так, чтоб она не обличала теб€ решительно ни в чем, - и совершенное безпристрастие, чтоб помысл твой не клонилс€ ни к какой мирской вещи. —той вниманием внутри себ€ самого (не в голове, а в сердце).*) “ам имей ум свой, стара€сь вс€чески обрести место, где сердце, чтоб, обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. ”м, подвиза€сь в сем, улучит место сердца. Ёто случитс€, когда благодать даст сладость и теплоту молитвенную. — сего же момента и потом, с какой бы стороны ни возник и ни показалс€ какой либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслитс€, или вообразитс€, ум тотчас прогон€ет его оттуда и уничтожает именем »исусовым, т.е. √осподи »исусе ’ристе,помилуй м€! — сего также времени, ум человека начинает иметь злобу и ненависть к демонам, поднимает на них непрестанную войну и поражает. ѕрочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Ѕожиею помощью сам из опыта узнаешь, посредством внимани€ ума, и держа в сердце »исуса, т.е. молитву ≈го Ц √осподи »исусе ’ристе, помилуй м€! » некто из отцев говорит: Ђсиди в келлии своей, и она научит теб€ всемуї.

 

¬опрос: но почему же первый и вторый образы внимани€ и молитвы не могут доставить сего?

ќтвет. потому что мы не так употребл€ем их, как следует. —в. »оанн Ћествичник, уподобл€€ сии образы, как бы лествице некоей о четырех ступен€х, говорит: Ђиные укрощают страсти, и смир€ютс€; иные поют, т.е. мол€тс€ устами; иные упражн€ютс€ в умной молитве; иные восход€т в созерцание.  оторые берутс€ восходить по сим ступен€м, не начинают с верхних, чтоб нисходить к нижним, а от

нижних идут к верхним, - ступают на первую, потом на вторую, далее

 

*) ѕри сем св. —имеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазн€ют и отбивают от дела, а у других покривл€ют самое делание. “ак как сии приемы, по недостатку руководителей, могут сопровождатьс€ недобрыми последстви€ми, а между тем суть ничто иное, как внешнее приспособление к внутреннему деланию, ничего существеннаго не дающее, то мы их пропускаем. —ущество дела есть приобресть навык сто€ть умом в сердце, - в этом чувственном сердце, но нечувственно. Ќадо ум из головы свесть в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Ц  ак этого достигнуть? »щи и обр€щешь. ”добнее всего достигнуть хождением пред Ѕогом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь. Ќо помнить надо, что наш только труд, а само дело, т.е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаемый, когда и как хощет √осподь. Ћучший пример Ц ћаксим  апсокаливит.

 

 

на третью и, наконец, на четвертую. » вот таким образом может, кто

желает, подн€тьс€ от земли и взойти на небо: во-первых, нужно подвизатьс€ умом и укротить страсти, во-вторых, упражн€тьс€ в псалмопении, т.е. молитьс€ устами, потому когда умал€тс€ страсти, тогда молитва уже естественно доставл€ет удовольствие и сладость даже €зыку и вмен€етс€ в благоугодную пред Ѕогом, в третьих, молитс€ умно, - и в четвертых, восходить в созерцание. ѕервое свойственно новоначальным, второе Ц преуспевающим, третье подход€щим к последним степен€м преуспе€ни€, а четвертое Ц совершенным.

»так, начало не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей; а оне не другим каким способом умал€ютс€ в душе, как хранением сердца и вниманием: ибо, как говорит √осподь наш, от сердца исход€т помышлени€ злы€, которы€ скверн€т человека; там и потребны внимание и хранение.  огда же страсти, посредством сопротивлени€ им сердца, усмир€тс€ совсем, тогда ум приходит к возжеланию Ѕога и ищет содружитьс€ с Ќим, дл€ чего умножает молитву и в ней преимущественно проводит врем€. ќт сего возжелани€ Ѕога и молитвы ум делаетс€ сильным и прогон€ет все помыслы, которые вращаютс€ вокруг, чтоб войти в сердце, поража€ их молитвою. » тогда бывает брань, - с великим шумом возстают злые демоны и посредством страстей производ€т м€теж и бурю в сердце; но именем »исуса ’риста все сие потребл€етс€ и разливаетс€, как воск в огне. ќднакож и быв изгнаны и вышед из сердца, они не успокаиваютс€, но оп€ть покушаютс€ возмутить ум совне через чувства; впрочем ум и тут очень скоро возстановл€ет в себе и начинает чувствовать тишину, обычно в нем бывающую, потому что они не имеют силы возмущать самую глубину ума, а возмущают только поверхность его. Ќо совсем избавитьс€ от брани и не быть боримым злыми демонами ум все же не может. Ёто - досто€ние совершенных, - тех, которые всецело отрешаютс€ от всего и непрестанно пребывают во внимании сердечном.

»так, кто проходит все сие по чину, каждое в свое врем€, тот может, после того как очиститс€ сердце его от страстей, всецело весь и вдаватьс€ в псалмопение, и противоборствовать помыслам, и на небо воззревать чувственными очами или созерцать его очами души умственными, и молитс€ чисто воистину, как подобает.

¬прочем воззревать на небо чувственными очами надо, сколько можно, реже, страха ради злых, в воздухе наход€щихс€, демонов, которые потому и называютс€ духами воздушными, многоразличны€ прелести производ€щими на воздухе, - и нам надлежит быть внимательными. Ѕог одного от нас требует, - того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимани€. ј затем будет, по слову јпостола: Ђесли корень св€т, то €вно св€ты и ветви и плодї (–им. 11, 16). ≈сли же кто не в таком пор€дке, как мы сказали, станет возводить очи свои и ум свой на небо, и воображать что либо мысленное, то он увидит мечтани€, что нибудь ложное, а не истинное, по той причине, что сердце его не чисто. “ак первый и второй образ внимани€ и молитвы, как мы не раз говорили, не привод€т человека в преуспе€ние. ѕочему, как жела€ построить дом, мы не кровлю прежде возлагаем, а после полагаем основание, потому что так нельз€, но прежде кладем основание, потом строим дом, и тогда уже возлагаем кровлю: так надлежит нам поступать и в отношении к духовному: прежде положим основание, т.е. станем хранить сердце и изгоним из него страсти, потом построим духовный дом, т.е. прогоним м€теж, воздвигаемый в нас злыми духами посредством внешних чувств и навыкнем пресекать сию брань, как можно скорее, и тогда же возложим и кровлю, т.е. совершенное отрешение от всего, чтоб всецело предатьс€ Ѕогу, - и тем закончим духовный дом свой во ’ристе Ѕоге,  оему слава во веки. јминь.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1263 - | 1292 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.063 с.