Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕорьба с восемью главнейшими страст€ми. 5 страница




139. —етей этого непотребнейшаго духа можем мы избежать, если о каждой из добродетелей, в которых чувствуем себ€ преуспевающими, будем говорить с јпостолом: не аз, но благодать Ѕожи€ €же со мною, Ч и: благодатию Ѕожиею есмь, еже есмь (1  ор. 15, 10), Ч и: Ѕог есть действу€й в нас, и еже хотети и еже де€ти о благоволении (‘ил. 2, 13), Ч как говорит и —ам —овершитель нашего спасени€: иже будет во ћне, и јз в нем, той сотворит плод мног: €ко без ћене не можете творити ничесоже (»оан. 15, 5), Ч и припевает ѕсаломник: аще не √осподь созиждет дом, всуе трудишас€ зиждущии: аще не √осподь сохранит град, всуе бде стрегий (ѕс. 126, 1). » ни чь€ из хот€щих и текущих вол€ не достаточна к тому, чтобы облеченный воюющею против духа плотию мог без особеннаго покрова Ѕожественнаго милосерди€ достигнуть совершенной чистоты и непорочности, и за то удостоитьс€ получить то, чего так сильно желает и к чему так течет. »бо вс€кое да€ние благо и вс€к дар совершен свыше есть сход€й от ќтца —ветов (»ак. 1, 17). „то бо имаши, егоже неси при€л? јще же и при€л еси, что хвалишис€, €ко не приемь (1  ор. 4, 7).

140. я говорю это не с тем, чтоб, уничижа€ человечески€ усили€, хотел отклонить кого либо от заботливаго и напр€женнаго труда. Ќапротив € решительно утверждаю, Ч не моим мнением, но старцев, Ч что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Ѕожией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. »бо мы как говорим, что усили€ человечески€ сами по себе без помощи Ѕожией не могут его достигнуть, так утверждаем, что благодать Ѕожи€ сообщаетс€ только труд€щимс€ в поте лица, или, говор€ словами јпостола, даруетс€ только хот€щим и текущим, суд€ и потому, что в 88-м ѕсалме поетс€ от лица Ѕожи€: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей (ст. 20). ’от€ по слову √оспода говорим мы, что прос€щим даетс€, толкущим отверзаетс€ и ищущими обретаетс€; но прошение, искание и толкание сами по себе не довлетельны к тому, если милосердие Ѕожие не даст того, чего просим, не отверзет того, во что толкаем, и не даст найти то, что ищем. ќно готово даровать нам все это, как только мы дадим ему к тому случай, привнесением своей доброй воли: ибо гораздо более, чем мы, желает и ожидает нашего совершенства и спасени€. » блаж. ƒавид так глубоко сознавал невозможность получить успех в своем деле и труде собственными только усили€ми, что удвоенным прошением просил сподобитьс€, да √осподь —ам исправит дела его, говор€: и дела рук наших исправи на нас, и дела рук наших исправи (ѕс. 89, 17), Ч и оп€ть: укрепи Ѕоже сие, еже соделал еси в нас (ѕс. 67, 29).

141. »так надлежит нам так стремитьс€ к совершенству, прилежа постам, бдени€м, молитвам, сокрушению сердца и тела, чтоб, надыма€сь гордостию, не делать всего этого напрасным. ћы должны веровать, что не только самаго совершенства не можем достигнуть собственными усили€ми и трудами, но и то самое, в чем упражн€емс€ дл€ достижени€ его, т.-е. подвиги и разны€ духовны€ делани€, не можем как должно совершить без помощи благодати Ѕожией.

142. ћы должны всегда возносить благодарение Ѕогу не только за то, что ќн создал нас разумными, одарил способностию свободнаго произволени€, даровал благодать крещени€, дал в помощь ведение закона, но и за то, что ќн подает нам каждодневным —воим о нас промышлением, именно: освобождает от наветов вражеских, содействует нам преодолевать плотски€ страсти, покрывает нас без ведома нашего от опасностей, ограждает от впадени€ в грех, помогает, нам и просвещает в познании и уразумении требований закона ≈го, тайно вдыхает сокрушение о нерадении и прегрешени€х наших, спасительно исправл€ет нас, удостоива€ особеннаго присещени€, иногда даже против воли влечет нас ко спасению. Ч Ќаконец самое свободное произволение наше, более склонное к страст€м, направл€ет к лучшему душеполезному действованию, и обращает на путь добродетели присещением —воего воздействи€ на него.

143. ¬от в чем собственно состоит смирение пред Ѕогом, вот в чем Ч вера древнейших ќтцев, пребывающа€ даже доселе не зап€тнанною и у их преемников. ќб этой их вере дают несомненное свидетельство јпостольски€ силы, про€вленны€ ими не только у нас, но и между неверными и маловерными.

144. »оас ÷арь »удейский сначала был похвальной жизни; но потом возгордившись предан был безчестным и нечистым страст€м, или по јпостолу: в неискусен ум творити неподобна€ (–им. 1, 26. 28). “аков закон правды Ѕожией, что кто нераска€нно надымаетс€ гордостным превозношением сердца, тот предаетс€ на посрамление гнуснейшей плотской срамоте, чтоб, будучи уничижен таким образом, он восчувствовал, что если он оказываетс€ теперь так оскверненным, то это потому, что прежде не хотел сознать глубочайшей и важнейшей нечистоты от гордостнаго превозношени€, и чтоб, сознав это, возревновал очистить себ€ от той и другой страсти.

145. »так очевидно, что никто не может достигнуть последн€го предела совершенства и чистоты иначе, как смирением истинным, которое он, видимо свидетельству€ пред брати€ми, изъ€вл€ет также и пред Ѕогом в сокровенност€х сердца своего, веру€, что без ≈го покрова и помощи, в каждый момент его посещающих, никак не может он достигнуть совершенства, котораго желает и к которому с усилием течет.

146. ƒоселе, сколько дозвол€ла скудость нашего даровани€, при помощи Ѕожией довольно сказали мы о духовной гордости, которою, как сказано, искушаютс€ совершенные. Ётот род гордости не многим известен, и не многими испытываетс€, потому что не многие стараютс€ ст€жать совершенную чистоту сердца, чтоб дойти до таких браней. ќна обыкновенно борет только тех, которые, победив все други€ страсти, наход€тс€ уже почти на самом верху добродетелей. ’итрейший враг наш, поелику не мог одолеть их, влеча к плотскому грехопадению, то теперь покушаетс€ запнуть их и низринуть падением духовным, замышл€€ чрез него лишить их всех прежних плодов, ст€жанных с большим трудом. ¬прочем нас, которые еще опутаны плотскими страст€ми, он вовсе не удостоивает искушать таким образом, но запинает грубою, и, так сказать плотскою надменностию. » потому об этой, в которую впадать подвергаемс€ опасности наипаче мы, или люди нашей меры, и особенно души юных или новоначальных иноков, необходимым почитаю не много потолковать по нашему обещанию.

147. Ёта плотска€, как мы сказали, гордость, если, после не добре, и без должной ревности, положеннаго начала отречени€ от мира, останетс€ в душе монаха, то не попуска€ ему от прежней мирской надменности низойти до истиннаго смирени€ ’ристова, сначала делает его непокорливым и упр€мым; потом не дает ему быть кротким и обходительным, равно как вести себ€ в уровень со всеми брати€ми и жить как все, не выдава€сь; особенно не уступает, чтоб он, по заповеди Ѕога и —паса нашего, обнажилс€ от вс€каго земнаго ст€жани€; и между тем, как отречение от мира ничто иное есть, как показание умертви€ всему и креста, и не может в истинном виде быть начато и созидатьс€ на других основани€х, как чтоб сознавать себ€ не только всем делам мира сего духовно умершим, но веровать, что и телесно имеет умереть каждый день, Ч она напротив наущает ему ча€ть долговечной жизни, представл€ет впереди разны€ продолжительны€ болезни, колеблет стыдом и смущением, если, оставшись безо всего, начнет содержание иметь из чужих, а не из своих источников, и внушает, что пищу и одежду гораздо лучше доставать себе на свои, чем на чужи€ средства, напомина€, в подтверждение сего следующее изречение: блаженнее есть паче да€ти, нежели приимати (ƒе€н. 20, 35), Ч которое в каком смысле сказано, никогда не могут уразуметь эти, одебелевшие и охладевшие сердцем.

148. »нок, так не добре начавший свое мироотречение, никогда не может вместить истиннаго простаго смирени€ ’ристова. ќн не перестанет или хвалитьс€ знатностию рода, или надмеватьс€ прежним мирским чином, который оставил только телом, а не сердцем, или возноситьс€ деньгами, удержанными при себе на свою пагубу, потому что из-за них не может уже он, ни спокойно нести иго монастырских пор€дков, ни подчин€тьс€ наставлени€м какого либо старца.  ем овладеет гордость, тот унизительным дл€ себ€ считает соблюдать каки€ либо правила подчинени€ или послушани€, даже не охотно слушает и общее учение о совершенстве духовной жизни, иногда же и полное питает к нему отвращение, особенно, когда обличаемый совестию приимет подозрение, что оно намеренно направлено против него. ¬ последнем случае сердце его еще более ожесточаетс€, и возгораетс€ гневом. ѕосле чего бывает у него громкий голос, груба€ речь, строптивый с горечью ответ, горда€ и подвижна€ походка, неудержима€ говорливость. “аким образом бывает, что духовное собеседование не только никакой не приносит ему пользы, но напротив оказываетс€ вредным, дела€сь дл€ него поводом к большему греху.

149. —лышал €, что один из юных иноков, когда јвва укор€л его "зачем он, остав€ смирение, которое €вл€л несколько времени по отречении от мира, начал надмеватьс€ диавольскою гордостию, с крайним высокомерием ответил ему: разве € дл€ того несколько времени смир€л себ€, чтобы навсегда быть подчиненным? Ч ѕри этом столь необузданном и преступном ответе, старец так остолбенел от изумлени€, что речь его порвалась, как будто он услышал таки€ слова не от человека, а от самаго древн€го люцифера, и он ни одного звука не мог испустить из уст своих против такой дерзости, а только одни испускал из сердца воздыхани€ и стенани€, молча повтор€€ в уме сказанное о —пасителе нашем: иже во образе Ѕожии сый... смирил —ебе послушлив быв не на врем€ (как говорит этот, одержимый диавольским духом надмени€), но даже до смерти (‘ил. 2, 6. 8).

150. Ёта плотска€ гордость вот в каких действи€х про€вл€етс€: в говорении е€ бывает крикливость, в молчании Ч досадливость, при веселости громкий, разливающийс€ смех, в печали Ч безсмысленна€ пасмурность, при отвечании колкость, в речи легкость, слова как попало вырывающи€с€ без вс€каго участи€ сердца. ќна не знает терпени€, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна Ч в перенесении их, т€жела на послушание, если не предвар€ет его е€ собственное желание и вол€, на увещани€ непреклонна, к отречению от своих волений не способна, к подчинению чужим крайне упорна, всегда усиливаетс€ поставить на своем решении, уступить же другому никогда согласна не бывает; и таким образом бывает, что сделавшись не способною принимать спасительные советы, она более верит своему мнению, чем разсуждению старцев.

151. ѕо таким степен€м ниспадени€ тот, кем овладевает однажды гордость, спустившись долу, с ужасом отвращаетс€ уже от строгаго общежительнаго благочини€, и, Ч полага€, что, если он мало подвигаетс€ на пути к совершенству, Ч то это потому, что его замедл€ет в этом сообщение с брати€ми, и что, если он мало успевает в ст€жании терпени€ и смирени€, то это по вине других, по препонам с их стороны, Ч принимает желание жить в уединенной келлии, или даже предприемлет устроить особый монастырь, в видах привлечени€ многих к строгой жизни, и спешит собрать долженствующих последовать его учению и наставлению, дела€сь таким образом из непотребнаго ученика непотребнейшим учителем.

152. »так, если хотим, чтобы здание наше подн€лось до самаго верха и было угодно Ѕогу, то постараемс€ положить основание ему не по самоугодливой воле нашей, а по точному ≈вангельскому учению, по коему таким основанием может быть не что другое, как страх Ѕожий и смирение, пораждаемое кротостию и простосердечием. —мирение же не может быть приобретено без обнажени€ от всего, без коего никак нельз€ утвердитьс€ ни в добром повиновении, ни в твердом терпении, ни в невозмутимой кротости, ни в совершенной любви; а без этих сердце наше отнюдь не может быть жилищем —в. ƒуха, как возглашает о сем √осподь чрез ѕророка: на ком воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес ћоих (ѕс, 66, 2).

153 ѕочему воин ’ристов, который, законно подвиза€сь подвигом духовным, желает быть увенчанным от √оспода, должен вс€чески постаратьс€ истребить и этого лютейшаго звер€, как поглотител€ всех добродетелей, будучи уверен, что пока он будет в его сердце, то ему не только нельз€ будет освободитьс€ от всех страстей, но что если возымеет он сколько нибудь добродетели, и та погибнет от его €да. »бо в душе нашей никак не может быть воздвигаемо здание добродетелей, если наперед в сердце нашем не будут положены основы истиннаго смирени€, которое будучи наипрочнейше сложено, только одно и сильно сдерживать до верха возведенное здание совершенства и любви. ƒл€ сего надлежит нам, во-первых пред брати€ми нашими с искренним расположением изъ€вл€ть истинное смирение, ни чем не позвол€€ себе опечалить их, или оскорбить, Ч чего никак не можем мы исполнить, если по любви ко ’ристу не будет в нас глубоко укоренено истинное от всего отречение, состо€щее в полном обнажении себ€ от вс€каго ст€жани€; во вторых надлежит в простоте сердца и без вс€каго притворства восприн€ть иго послушани€ и подчинени€, так, чтоб кроме заповеди јввы, никака€ друга€ вол€ отнюдь не жила в нас; что ни кем не может быть соблюдаемо, кроме того, кто не только возымел себ€ мертвым дл€ мира сего, но и почитает неразумным и глупым, и без вс€каго размышлени€ исполн€ет все, что ни прикажут старцы, по вере, что все то св€щенно и от —амого Ѕога возвещаетс€.

154.  огда будем мы держатьс€ в таком настроении, тогда за этим без вс€каго сомнени€ последует такое невозмутимое и неизменное состо€ние смирени€, что, почита€ себ€ низшими всех, самым терпеливым образом будем мы переносить все, нам причин€емое, сколь бы оно ни было напрасленно, оскорбительно, или даже вредно, Ч так как бы то налагаемо было на нас от наших начальственных отцев (как послушание или испытание). » не только легко все такое будет нами переносимо, но и почитаемо малым и ничтожным, если притом посто€нно будем содержать в пам€ти и чувстве страдани€ √оспода нашего и всех —в€тых, потому что тогда напраслины, нами испытываемы€, будут казатьс€ нам на столько легче, на сколь далеко отстоим мы от их великих дел и многоплодной жизни. ¬оодушевление к терпению, отсюда исход€щее, еще будет сильнее, если при этом будем помышл€ть, что скоро переселимс€ и мы из сего мира и по скором конце нашей жизни тотчас станем соучастниками их блаженства и славы. “акое помышление губительно не только дл€ гордости, но и дл€ всех страстей. ѕосле этого следует нам крепко-накрепко держать такое смирение и пред Ѕогом: что будет нами исполнено, если будем питать убеждение, что мы сами собою, без ≈го помощи и благодати, ничего не можем сделать, что относитс€ к совершенству добродетели, и будем искренно верить, что и то самое, что успели мы уразуметь, есть ≈го дар.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1557 - | 1374 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.