Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕорьба со вс€кого рода скорб€ми от бед и напастей (—об. 6-е)




175. ¬ ѕалестине, в пустын€х между »ерусалимом и ћертвым морем, внезапно напали на иноков варвары, Ч и очень многих избили.  ак Ѕог попустил совершитьс€ над —воими рабами такому злодейству? Ч Ётот вопрос обыкновенно возмущает души тех, которые име€ мало веры и ведени€, думают, что добродетели и подвиги —в€тых вознаграждаютс€ в краткое продолжение сей жизни Ч временной. ћы же, которые не в животе сем точию уповающе есмы во ’риста, чтоб по јпостолу, не быть ока€ннейшими всех человек (1  ор. 15, 19), не должны быть вводимы в заблуждение такими мнени€ми; чтоб, по неведению вернаго определени€ истины относительно таких событий, приход€ в ужас и см€тение от искушений, которым и себ€ увидим преданными, не подвигнутьс€ нам ногами своими с пути правды (ѕс. 72, 2), Ч или, что и сказать страшно, не приписать Ѕогу неправосуди€ и непопечени€ о делах человеческих, за то, что €ко бы, ќн людей —в€тых и праведно живущих не избавл€ет от искушени€, и добрым Ч добром, а злым Ч злом не воздает в насто€щей жизни, Ч и за то не заслужить осуждени€ с теми, которым угрожает ѕророк —офони€ от лица √оспода, говор€: отмщу на глаголющи€ в сердцах своих: не имать блага сотворити √осподь, ниже имать озлобити (—оф. 1, 12), или не подвергнутьс€ одинаковой участи с теми, которые такими жалобами изрекают хулу на Ѕога: вс€к твор€й зло, добр пред √осподем, и в них сам благоволи; и где есть Ѕог правды (ћал. 2, 17)? ѕрисовокупл€€ к сему и то богохуление, которое у ѕророка описываетс€ после того: суетен работа€й Ѕогу, и что более, €ко сохранихом хранени€ ≈го, и €ко ходихом молитвенницы пред лицем √оспода ¬седержител€? » ныне мы блажим чуждих, и созидаютс€ вси твор€щии беззаконна€: сопротивишас€ Ѕогу и спасошас€ (ћал. 3, 14. 15). Ч ѕосему, чтоб нам избежать неведени€, которое есть корень и причина этого непотребнейшаго заблуждени€, надобно нам наперед определительно узнать, что есть воистину добро, и что зло. —одержа же потом не ложное о сем мнение толпы, а истинное определение ѕисаний, мы никак уже не прельстимс€ заблуждением людей неверующих.

176. ¬се сущее и бывающее в мире, тро€ко есть, именно, Чдобро, зло и среднее. »так нам надо узнать, что собственно есть добро, что зло, и что среднее, чтоб наша вера, будучи ограждена верным ведением, во всех искушени€х пребыла непоколебимою. ¬ делах человеческих ничего не должно почитать существенным добром, кроме одной душевной добродетели, котора€, искреннею верою привод€ нас к Ѕогу, понуждает непрестанно прилепл€тьс€ к сему неизменному добру. » напротив, ничего не должно почитать злом, кроме одного греха, который, отдел€€ нас от благаго Ѕога, св€зывает с злым диаволом. —реднее есть то, что может быть относимо к той или другой стороне, суд€ по качеству и расположению пользующагос€ тем, как-то: богатство, власть, почесть, телесна€ сила, здоровье, красота, сама€ жизнь или смерть, бедность, немощность плоти, напраслины и прочее сему подобное, что по качеству и расположению пользующагос€ тем может служить или к добру или ко злу. »бо и богатство часто может служить к добру, по јпостолу, который богатым в нынешнем веке заповедует богатитис€ в добрых делах, благоподатливым быти, общительным сокровиществующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь (1 “им. 6, 17Ч19): но оп€ть оно же обращаетс€ во зло, когда собирают его, чтоб только копить и зарывать в землю, как делают скупые, или расточать на роскошь и утехи, а не в пользу нуждающихс€. “акже, что власть и почесть, телесна€ сила и здоровье суть средни€, € дл€ той и дл€ другой стороны пригожи€, тем уже легко доказываетс€, что многие из —в€тых в ¬етхом «авете, облада€ всем этим, и Ѕогу были очень благоугодны, как напротив те, которые худо пользовались сими благами, обраща€ их на служение своим наклонност€м не добрым, не несправедливо были или наказываемы или предаваемы смерти, как часто сказывают о сем книги ÷арств. “ак и о прочих средних вещах разумей, что оне не суть насто€щее добро, которое состоит в одних добродетел€х, а суть нечто среднее; потому что как дл€ праведных, на праведны€ и нужны€ дела их употребл€ющих, оне полезны и благотворны, Ч €ко дающи€ им возможность плоды добры сокровиществовать дл€ вечной жизни, Ч так дл€ тех, которые худо ими пользуютс€, не полезны и пагубны, довод€т их только до греха и смерти.

177. “вердо содержа в мысли такое различие вещей и дел, и зна€, что нет насто€щаго добра, кроме одной добродетели, происход€щей из страха Ѕожи€ и любви к Ѕогу, и что нет насто€щаго зла, кроме одного греха и отделени€ от Ѕога, разследуем теперь со всем вниманием, было ли когда нибудь, чтоб Ѕог, или —ам —обою или чрез другаго кого причинил кому-либо из —в€тых —воих такое зло? Ётого ты без сомнени€ нигде не найдешь. »бо никогда не бывало, чтоб другой мог ввергнуть кого-либо в грех, когда он не хочет этого зла и противитс€ ему; и если случалось, что ввергал, то одного того, кто сам в себе зачинал сей грех, по нетрезвости сердца и развращенной воле. “ак, когда диавол хотел ввергнуть в это зло Ч в грех праведнаго »ова, то, употребив против него все козни злобы своей, Ч лишив его всего богатства, поразив смертию детей, и самого его с головы до ног покрыв ранами, причин€вшими нестерпимую боль, Ч ни как не мог зап€тнать его грехом; потому что во всех сих приключшихс€ »ов пребыл непоколебим и не даде безуми€ Ѕогу (»ов. 1, 22), Ч не склонилс€ на богохуление.

178. Ќо как же и —ам Ѕог о —ебе говорит: јз есмь... твор€й мир и зижд€й зла€ (»с. 45, 7), Ч и ѕророк о Ќем свидетельствует: или будет зло во граде, еже √осподь не сотвори (јмос. 3, 6)? Ч —в. ѕисание словом зло иногда означает прискорбны€ случайности не потому, чтоб оне в существе своем были зло, но потому что чувствуютс€ как зло теми, которым на пользу посылаютс€. »бо —лово Ѕожие, говор€ с людьми, по необходимости говорит человеческими словами и с человеческими чувствами. “ак сечение и прижигание спасительное, которы€ врач благодетельно делает страждущим опасными вередами, почитаютс€ злом от тех, кому приходитс€ выдерживать их; также коню шпоры и погрешающему исправление Ч не сладость; и все дисциплинарны€ строгости тем, кои проход€т курс образовани€, кажутс€ горькими, как говорит јпостол: вс€кое наказание в насто€щее врем€ не мнитс€ радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды, Ч и еще: егоже любит √осподь, наказует: биет же вс€каго сына, егоже приемлет.  оторый бо есть сын, егоже не наказует отец (≈вр. 12, 6. 7. 11)? Ч “аким образом слово зло полагаетс€ иногда в значении прискорбных случайностей, как в след. изречении: и раска€с€ Ѕог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (»он. 3, 10). » еще: €ко милостив “ы еси √осподи, щедр, долготерпелив и многомилостив и ка€йс€ о злобах человеческих (»он. 4, 2), т.-е. о прискорбных лишени€х и бедстви€х, которы€ вынужден бывает, наводить на нас за грехи наши. ќб них другой ѕророк, зна€, как оне полезны дл€ некоторых, не из враждебнаго к ним чувства, но по желанию им спасени€, так молитс€: приложи им зла √осподи, приложи зла славным земли (»с. 26, 15). » —ам √осподь говорит: се јз наведу на т€ зла€ (»ер. 11, 11), т.-е. скорби и разорени€, которыми будучи в насто€щее врем€ спасительно наказан, вынужден будешь наконец обратитьс€ и поспешить ко ћне,  отораго в дни счасти€ своего забывал. ѕочему мы не можем признать их существенным злом, когда оне многим служат во благо и ведут их к воспри€тию вечных радостей. »так, Ч возвратимс€ к предложенному вопросу, Ч все считающеес€ обычно злом, причин€емое нам врагами, или другим каким образом нас поражающее, не должно быть почитаемо нами злом, но нечим средним. » тогда оно не будет уже таково, каким почитает его нанесший его в €ростном духе, а таково, каким восчувствует его претерпевающий его. ѕочему, когда —в€тому мужу будет причинена смерть, не должно думать, что ему причинено зло, а нечто среднее; потому что, тогда как дл€ грешника она есть зло, дл€ праведника бывает успокоением и освобождением от зол. —мерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть (»ов. 3, 23). ћуж праведный от такой смерти не претерпевает никакого ущерба, Ч так как ничего новаго Ч небывалаго не случилось с ним, Ч но что имело случитьс€ с ним по естественной необходимости, то прин€л он по злобе врага, не без пользы дл€ вечной жизни, и долг смерти человеческой, который надлежало ему отдать по неизбежному закону насто€щаго нашего существовани€, уплатил с богатым плодом страдани€ в залог великаго за него возда€ни€.

179. Ёто однакоже не обезвин€ет злодеев. Ќечестивый беззаконник не останетс€ без наказани€ оттого, что злоде€нием своим не мог причинить существеннаго вреда праведнику. »бо терпение Ч добродетель праведника, и не нанесшему смерть или страдани€, а терпеливо перенесшему их заслуживает награду. ѕочему как тот заслуженно понесет наказание за зверскую жестокость, так этот не смотр€ на то не потерпел никакого существеннаго зла; потому что мужеством духа своего терпеливо перенесши искушени€ и страдани€, он все, нанесенное ему со злым намерением, обратил себе во благо, в преумножение блаженства своего в будущей жизни.

180. “ак терпение »ова не диаволу, сделавшему его более славным своими искушени€ми, ст€жало доброе возда€ние, а ему самому, мужественно их перенесшему; и »уде не даровано будет освобождение от вечных мук, ради того, что предательство его послужило ко спасению рода человеческаго. »бо не на последствие дела надо смотреть, а на расположение делающаго. ѕочему нам должно неизменным сохран€ть твердое убеждение в том, что никому от другаго не может быть нанесено зло, если только кто сам не привлечет его к себе слабостию своего сердца и малодушием, когда и блаженный јпостол в одном стихе такое же утверждает положение: вемы, €ко люб€щим Ѕога вс€ поспешествуют во благое (–им. 8. 28). »бо говор€: вс€ поспешествуют во благое, ќн обн€л этим все вместе, не только такое, что считаетс€ счастием, но и такое, что почитаетс€ несчастием; как в другом месте о себе говорит тот же јпостол, что ќн прошел чрез то и другое: оружии правды десными и шуими, Ч т.е. славою и безчестием, гаждением и благохвалением: €ко лестцы и истинни: €ко скорб€ще присно же радующес€: €ко нищи, а многи богат€ще, Ч и проч. (2  ор. 6, 7Ч10). »так все, Ч как-то, что почитаетс€ счастием и что јпостол относит к десной стороне, означа€ то словами: слава и благохваление, так и то, что почитаетс€ несчастием и что выразил ќн словами: безчестие и гаждение, относ€ то к левой стороне, Ч соделываетс€ у мужа совершеннаго оружием правды: если он нанесенное ему (прискорбное) великодушно переносит, сража€сь этим самым, т.-е. как оружием пользу€сь тем самым, чем на него нападают, и им, как луком, мечем и крепчайшим щитом будучи вооружен против тех, кои ему то нанос€т, в совершенстве про€вл€ет свое терпение и мужество, восхища€ славнейшее торжество своей непоколебимости теми самыми вражескими стрелами, которы€ поражают его на смерть; и если таким образом ни счастием не вознос€сь, ни в несчастии не пада€ духом, но шеству€ пр€мою дорогою и царским путем, не будет он с такого мирнаго устроени€ сердца, ни нахождением радости сдвигаем как бы на десно, ни оп€ть нападением несчасти€ и приливом печали сталкиваем как бы на шуе. Ч ћир мног люб€щим закон “вой, √осподи, и несть им соблазна, свидетельствует св. ƒавид (ѕс. 118, 165); о тех же, которые при каждых наход€щих случайност€х измен€ютс€, соответственно их свойствам и различи€м, так говоритс€: безумный, €ко луна, измен€етс€ (—ир. 27, 11). “акже, о совершенных и премудрых говоритс€: люб€щим Ѕога вс€ поспешествуют во благое; а о слабых и неразумных возглашаетс€: вс€ противна суть мужеви безумну (ѕритч. 14, 7), потому что он ни счастием не пользуетс€ во благо себе, ни несчастием не исправл€етс€. “ака€ же нравственна€ сила требуетс€ дл€ того, чтоб мужественно переносить прискорбности, кака€ дл€ того, чтоб сохран€ть должную меру в радост€х; и то несомненно, что кого выбивает из своей колеи одна из сих случайностей, тот не силен ни против какой из них. ¬прочем счастие более вредит человеку, чем несчастие. »бо последнее иногда против воли сдерживает и смир€ет, и привод€ в спасительное сокрушение, или менее грешить располагает, или понуждает совсем исправитьс€; а первое, надмева€ душу пагубными хот€ при€тными лестьми, в страшном раззорении повергает в прах тех, кои по причине успехов счасти€ считают себ€ безопасными.

181. “акие совершенные мужи в —в. ѕисании иносказательно называютс€ обоедесноручными, каким был, как в книге —удей пишетс€, јод, который обеими руками пользовалс€, как десными (Ч3, 15). ƒуховно таким совершенством и мы можем обладать, если и счастие, почитаемое десным и несчастие, называемое шуиим, добрым и правым употреблением будем обращать к правой стороне, чтоб все, чтобы ни случилось с нами, было дл€ нас, по јпостолу, оружием правды. ¬о внутреннем нашем человеке мы усматриваем две стороны и, так сказать, две руки. » ни один из —в€тых не может не иметь, как той, которую мы называем правою, так и той, какую мы называем шуею; но совершенство его добродетели познаетс€ из того, что он ту и другую обращает в десницу, добре пользу€сь ими. „тоб €снее можно было уразуметь, о чем у нас речь, говорю: имеет муж —в€тый десную, когда €вл€ет духовные успехи, Ч когда, гор€ духом, господствует над всеми своими пожелани€ми и похотени€ми, когда будучи свободен от вс€каго диавольскаго нападени€, без вс€каго труда и неудобства отревает и отсекает плотски€ страсти, когда вознесшись от земли горе, на все насто€щее и земное смотрит, как на неустойчивый дым и тень пустую, и презирает то, как имеющее тотчас прейти, когда в восхищении ума, не только пламенно желает будущаго, но и €снейше видит его, когда действеннейше питаетс€ духовными созерцани€ми, когда €сно усматривает, как в отверстую дл€ него дверь, небесны€ таинства, когда чисто и пламенно возсылает молитвы к √осподу, когда разгоревшись огнем духа, всем устремлением души так пресел€етс€ к невидимому и вечному, что думает, Ч что он уже не находитс€ во плоти; имеет он также и шуюю, Ч когда объемлетс€ бур€ми искушений, когда к плотским вожделени€м воспламен€етс€ приливами похотных возбуждений, когда к неистовому гневу поджигаетс€ огнем раздражительных смущений, когда самовозношением подстрекаетс€ к гордости или тщеславию, когда угнетаетс€ печалию, смерть содевающею (2  ор. 7, 10), когда разстроиваетс€ в конец нападками злокозненнаго уныни€, и когда, по уходе всего духовнаго жара, цепенеет от охлаждени€ и некоей безотчетной тоски, так что не только добры€, внутренний жар возгревающи€, помышлени€ отход€т от него, но и псалом, и молитва, и чтение, и келейное уединение вместе с тем станов€тс€ дл€ него ужасно скучными, и все оруди€ добродетелей встречаютс€ с нестерпимым некоторым отвращением и нехотением, Ч чем всем, когда поражаем бывает монах, да ведает, что его теснит шу€€ сторона.

»так, кто ни по поводу того, что, как мы сказали, принадлежит к десной стороне, не будет надмен привход€щим тщеславием, ни против того, что принадлежит шуей части, мужественно ратоборству€, не впадет в отча€ние; тот тою и другою рукою будет пользоватьс€, как правою, и в том и другом действовании оказавшись победителем, получит пальму победы, как с шу€го, так и с деснаго своего состо€ни€. “аковую пальму, как читаем, заслужил блаженный »ов, который за действование деснаго венчалс€ венцем, когда, будучи богатым и знатным отцем седми сынов, каждодневно приносил √осподу жертвы за очищение их, жела€ сделать их не столько себе, сколько Ѕогу благоугодными и родственными, когда дверь его была отверста дл€ вс€каго приход€щаго, когда был он ногою хромых и оком слепых, когда овчинами с овец его были согреваемы рамена немощных, когда был он отцем сирот и мужем вдовиц, когда даже в сердце своем не радовалс€ о погибели врага своего. “от же оп€ть »ов, действу€ шуею, с неподражаемо высоким мужеством торжествовал над бедстви€ми, когда, в одно мгновение лишившись седми сынов, не как отец убивалс€ жестоким горем, но как раб Ѕожий упокоевалс€ в воле “ворца своего, когда из богатаго сделавшись беднейшим, из избыточнаго нагим, из здраваго прокаженным, из знатнаго и славнаго уничиженным и презренным, сохранил мужество духа не поврежденным, когда наконец, лишившись всего своего досто€ни€ и всех имуществ, сделалс€ обитателем гноища, и как бы некий тела своего ист€затель Ч жесточайший, чрепицею оскребал сочившийс€ гной и погружал персты в глубь ран, покрывавших все части тела его, извлекал оттуда червей. ѕри всем этом он ни в малейшее не впал похуление Ѕога, и ни в чем не пороптал на “ворца своего; даже что? Ч нимало не устрашась такого бремени наичувствительнейших искушений, он самую одежду, покрывавшую тело его, котора€ одна могла быть сохранена от диавольскаго расхищени€, потому что была на нем разодрав и отбросив от себ€, приложил еще и произвольную наготу к той, которою поразил его этот лютейший грабитель. “акже и волоса главы своей, которые одни оставались еще не прикосновенными из прежних знаков славы, обрезав бросил своему терзателю и, отсека€ таким образом то, что оставил ему свирепствующий враг, таким небесным гласом изъ€вил радость о торжестве своем над ним: аще блага€ при€хом от руки √осподни, злых ли не стерпим? наг изыдох от чрева матере мое€, наг и отъиду тамо: √осподь даде, √осподь отъ€т, €ко √осподеви изволис€, тако и бысть: буди им€ √осподне благословенно (»ов. 2, 10; 1, 21). Ч ќбоедесноручным по праву назову € и »осифа, который в счастии был любезен отцу, почтителен к брати€м, благоугоден Ѕогу, Ч в злосчастии целомудр, верен господину своему, в заключении темничном наикротчайш, об обидах не пам€тозлобив, врагам благотворителен, к завистливым, и почти убийцам своим, брати€м не только нежно благорасположен, но и богатно щедродателен. —ии и сим подобные праведно называютс€ обоедесноручными; так как они тою и другою рукою пользуютс€, как десницею и, проход€ сквозь исчисленны€ јпостолом искушени€, подобно ≈му могут говорить: оружии правды, десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением и проч. Ч Ѕудем и мы обоедесноручны, когда и нас не будут измен€ть ни обилие, ни скудость временных благ, и ни то не будет увлекать к удовольстви€м пагубной распущенности, ни это ввергать в отча€ние и ропотливость, но когда в том и другом случае равно воздава€ благодарение Ѕогу, равный извлекать будем плод и из счасти€ и из несчасти€; когда будем такими, каким был истинный обоедесноручник, ”читель €зыков, засвидетельствовавший о себе: аз навыкох, в нихже есмь, доволен быти. ¬ем и смир€тис€, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатис€ и алкати, и избыточествовати и лишатис€. ¬с€ могу о укрепл€ющем м€ (‘ил. 4, 11Ч13).

182. »скушение, как мы сказали, бывает дво€кое, Ч т.-е. чрез счастие и несчастие; причина же, по коей искушаютс€ люди, тро€ка: по большей части это бывает дл€ испытани€, иногда дл€ исправлени€, а нередко и дл€ наказани€ за грехи.

“ак дл€ испытани€, как читаем, перенесли, подобно »ову, бесчисленны€ скорби блаженный јвраам и многие —в€тые; дл€ него же и народ »удейский подвергаем был искушени€м в пустыни, как во ¬торозаконии говоритс€ ћоисеем: и да пом€неши весь путь, имже проведе тебе √осподь Ѕог твой, сие четыредес€тое лето в пустыни, да искусит т€, и озлобит т€, и уразумеютс€, €же в сердце твоем, аще сохраниши заповеди ≈го, или ни (¬тор. 8, 2), Ч и как напоминаетс€ о сем же в ѕсалме: искусих т€ на воде пререкани€ (ѕс. 80. 8). ј что »ов дл€ этого именно подвергс€ всему, что перенес, о сем пр€мо свидетельствует —ам Ѕог, говор€: мниши ли ћ€ инако тебе сотворивша, разве да €вишис€ прав (»ов. 40, 3)?

ƒл€ исправлени€ же это бывает, когда √осподь, смир€€ —воих праведных за малые какие нибудь и легкие грехи, или за превозношение своею праведностию, предает их разным искушени€м, чтоб в насто€щее врем€ очистив их от вс€кой скверны помыслов, и выжегши вс€кую, какую видит укрывшеюс€ во внутреннем их, нечистоту (»с. 1, 25), представить будущему испытанию подобными золоту чистому, не позвол€€ остатьс€ в них ничему, что, после сего испытав огнем суда, нашел бы необходимым очистить наказательным жжением. ¬ этом смысле сказано: многи скорби праведным (ѕс. 33, 20); также: сыне, не пренемогай наказанием √осподним, ниже ослабевай от Ќего обличаем. ≈гоже бо любит √осподь наказует: биет же вс€каго сына, егоже приемлет. јще наказание терпите, €коже сыновом обретаетс€ вам Ѕог: который бо есть сын, егоже не наказует ќтец? јще же без наказани€ есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (≈вр. 12, 5Ч9); и в јпокалипсисе: јз ихже аще люблю обличаю и наказую (Ч3, 19).   таковым под образом »ерусалима от лица Ѕожи€ ѕророком »еремиею еще така€ обращаетс€ речь: сотворю скончание во всех €зыцех (покончу их), в н€же разсп€х т€: тебе же не сотворю в скончание, но накажу т€ в суде, (»ер. 30, 11). ќ каковом спасительном исправлении молит св. ƒавид, говор€: искуси м€ √осподи и испытай м€, разжзи утробы мо€ и сердце мое (ѕс. 25, 2). “акже и ѕророк »ереми€, разуме€ спасительность такого искушени€, взывает: накажи нас √осподи, обаче в суде, а не в €рости (Ч10, 24). –авно и »саи€: благословлю т€ √осподи, €ко разгневалс€ еси на м€, и отвратил еси €рость “вою, и помиловал м€ еси (Ч12, 1).

ѕосылаютс€ удары искушений и по грехам. “ак √осподь угрожает послать такие удары народу »зраильскому, говор€: зубы зверей послю на т€, с €ростию пресмыкающихс€ по земли (¬тор. 32, 24); и в ѕсалмах о них говоритс€: многи раны грешному (Ч31, 10); также и в ≈вангелии: се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (»оан. 5, 14).

≈сть еще и четверта€ причина, по которой иным посылаютс€ некоторы€ страдани€, как знаем из ѕисани€, Ч именно, Ч да €в€тс€ чрез то слава и дела Ѕожии. “ак в ≈вангелии говоритс€ о слепорожденном: ни сей согреши, ни родител€ его, но да €в€тс€ дела Ѕожи€ на нем (»оан. 9, 3), Ч и о болезни Ћазар€: си€ болезнь не к смерти, но о славе Ѕожией, да прославитс€ —ын Ѕожий е€ ради (»оан. 11, 4).

≈сть и другие роды отмщений Ѕожиих, которыми поражаютс€ некоторые, превзошедшие самую высшую степень зла, и на которы€ были осуждены, как читаем, ƒафан, јвирон и  орей, и наипаче те, о которых говорит јпостол: сего ради предаде их Ѕог в неискусен ум творити неподобна€ (–имл. 1, 26, 28), Ч что надобно почитать более всех других наказаний т€жким. ќб них-то говорит ѕсалмопевец в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут мук (ѕс. 72, 5); ибо не заслуживают быть спасенными посещением √осподним и получить уврачевание посредством временных наказаний, как в неча€ние вложшиес€ и предавшие себ€ студаде€нию в делание вс€ки€ нечистоты (≈ф. 4, 19), Ч и по причине ожесточени€ сердца своего от долговременнаго пребывани€ в непрестанном грешении превышающие все меры очищени€ и отмщени€ в весьма короткий срок жизни в веке сем. “аковых Ѕожеское —лово укор€ет и чрез ѕророка јмоса: разорих вы, €ко разори Ѕог —одому и √оморру; и бысте, €ко главни€ исторжена из огн€, и ниже тако обратистес€ ко ћне, глаголет √осподь (јм. 4, 11), и чрез ѕророка »еремию: убих, погубих людей ћоих, и не обратишас€ от стезь своих (»ер. 15, 7), Ч и в другом месте: бил еси их и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша при€ти наказани€; ожесточиши лица свои, паче камене, и не хотеша обратитис€ (Ч5, 3). “ак наконец √осподь, как искуснейший ¬рач, истощив все спасительны€ врачества, и вид€, что не остаетс€ уже ни одного спасительнаго средства, которое можно было бы приложить к ранам их, некоторым образом как бы препобеждаетс€ великостию неправд их и вынужден быв отступить от милостиваго своего их наказани€, возглашает им, говор€: отъиметс€ рвение ћое от тебе и почию, и ктому не попекус€ (»езек. 16, 42). ќ других же, которых сердце не ожесточилось еще частостию грешени€, которые не заслужили еще такого жесточайшаго и истребительнаго казнени€, но способны прин€ть вразумительное наказание во спасение, говоритс€: накажу € в слух оскорбени€ их (вразумлю, дав услышать об угрожающей их скорби) (ќсии 7, 12).

183.  ак приобресть и сохранить терпение и благодушие? Ч »стиннаго терпени€ и благодуши€ ни приобресть ни сохранить нельз€ без сердечнаго смирени€.  огда терпение будет исходить из этого источника, тогда дл€ избежани€ скорби от непри€тностей не нужно будет ни запиратьс€ в келлии, ни укрыватьс€ в пустыни. ”твержда€сь в глубине души на добродетели смирени€, своей родительницы и охранительницы, оно не имеет уже нужды во внешних пособи€х. ѕочему, если по причине какой-либо напраслины мы растревоживаемс€, то €вно, что в нас не прочно утверждены основы смирени€, и здание наше внутреннее при набеге даже маленькой бурьки, подвергаетс€ разрушительному потр€сению. Ќе тогда терпение похвально и достойно удивлени€, когда внутреннее спокойствие хранитс€, не будучи потр€саемо никакими стрелами врагов; но тогда величественно оно и славно, когда пребывает непоколебимым, во врем€ устремлени€ на него бури искушений. » оно чем, по-видимому, сокрушаетс€ и потр€саетс€, тем более укрепл€етс€; и тем более изощр€етс€, что повидимому притупл€ет его. »бо никому не неведомо, что терпение получило свое им€ от перенесени€ прискорбностей, и потому никто не может быть провозглашаем терпеливым, кроме того, кто все, причин€емое ему, переносит без тревоги. » за это именно не незаслуженно так похвал€етс€ он —оломоном: лучше муж долготерпелив, паче крепкаго, удержива€й же гнев, паче вземлющаго град (ѕритч. 16, 32). ≈ще: долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (ѕритч. 14, 29). »так, когда кто потерпев напраслину, возгораетс€ огнем гнева, то нанесенное ему оскорбление должно почитать не причиною такого греха его, но лишь поводом к обнаружению сокрытой в нем болести (гневной), по смыслу притчи —пасител€ о двух домах, Ч одном, построенном на камне, и другом, построенном на песке, на которые оба с одинаковою силою напали устремлени€ вод и бури ветренны€, с неодинаковыми однакож последстви€ми; ибо при сем тот дом, который построен на твердом камне, никакого совсем вреда не потерпел от такого сильнаго напора, а который был построен на подвижном песке, тотчас разрушилс€, Ч и разрушилс€ очевидно не потому, что подвергс€ удару волн, наводнением на него устремленных, но потому что был по неразумию построен на песке. “ак и —в€тый человек не тем разнитс€ от грешника, что не столь же сильным, как он, искушением искушаетс€, но тем, что он не бывает побеждаем и великими искушени€ми, а тот падает и под малыми. » не было бы, как мы сказали, похвально мужество какого либо праведника, еслиб он €вл€лс€ победителем не будучи искушаем: да и места не могла бы иметь победа, еслиб не было вражескаго нападени€. »бо блажен муж, иже претерпит искушение зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Ѕог люб€щим ≈го (»ак. 1, 12). » по јпостолу ѕавлу сила Ѕожи€, не в покое и утехах, а в немощи совершаетс€ (2  ор. 12, 9). »бо так говорил √осподь »еремии: се положих т€ днесь аки град тверд, и в столп железный, и аки стену мед€ну, крепку, всем царем »удиным, и кн€зем его, и св€щенником его, и людем земли, и ратовати будут на т€, и не премогут, понеже с тобою јз есмь (»ерем. 1, 18. 19). (Ч—об. 18. 13).

184. “акого терпени€ € хочу представить вам два по крайней мере примера, Ч из коих один показала одна благочестива€ женщина, котора€, жела€ усовершитьс€ в добродетели терпени€, не только не бегала искушений, но еще искала, чтоб ее огорчали, и сколь ни часто была оскорбл€ема, не падала от искушений. ∆енщина эта жила в јлександрии, происходила от знатнаго рода, и в доме, оставленном ей родител€ми, благочестно работала Ѕогу. ќднажды пришедши к блаженной пам€ти јрхиепископу јфанасию, она просила дать ей на содержание и упокоение какую либо вдову из призираемых на церковном иждивении. ƒай мне, говорила она, одну из сестр, которую бы € успокоила. ѕервосв€титель, похвалив такое доброе намерение женщины и е€ усердие к делу милосерди€, приказал выбрать из всех такую вдовицу, котора€ бы превосходила всех честностию нравов, степенностию и обходительностию, чтоб желание €вл€ть такую щедрость не было подавлено худостию имевшей пользоватьс€ ею, и чтоб имеюща€ €вл€ть ее, быв оскорблена злонравием сей последней, не потерпела вреда в вере. »так прин€в такую избранницу, она привела ее в дом, и стала ей услуживать во всем. Ќо вид€ ее скромность и тихость, и получа€ от нее каждую минуту почет в благодарность за дело своего человеколюби€, она чрез несколько дней оп€ть пришла к пом€нутому ѕервосв€тителю и сказала: € просила, чтоб ты приказал дать мне такую, которую бы € упокоивала, и которой служила бы с полным послушанием. ќн сначала не пон€л, чего ради така€ речь и чего желает эта женщина, и подумав, что е€ прошение по безпечности смотрител€ за вдовицами было пренебрежено, не без душевнаго смущени€ спросил о причинах такого промедлени€. ≈му сказали, что к ней отправлена честнейша€ паче всех других вдовица. “огда он, догадавшись, чего искала та мудра€ жена, велел дать ей вдовицу непотребнейшую из всех, котора€ всех превосходила бы гневливостию, сварливостию, буйством, болтливостию и суетностию.  огда нашли и дали ей такую, она, вз€вши ее в свой дом, с таким же или еще с большим усердием стала служить и этой, как служила первой; в благодарность же за таки€ услуги получала от не€ только то, что та оскорбл€ла ее недостойною бранью, злословием, поношением и, укор€€ ее, с €звительным ругательством роптала, что она выпросила ее у јрхиепископа не на успокоение, а на мучение, и перевела более от жизни покойной к т€желой, чем от т€желой к покойной. “аки€ оскорблени€ продерза€ эта женщина простирала иногда до того, что не удерживала даже и рук, а та Ч госпожа усугубл€ла за это смиренны€ ей услужени€, науча€сь побеждать е€ разъ€рение не сопротивлением, но более смиренным себ€ ей подчинением, и укрощать е€ неистовство человеколюбивою кротостию. “акими опытами утвердившись вполне в терпении и достигши совершенства в сей желаемой добродетели, она отправилась к пом€нутому —в€тителю поблагодарить его и за мудрый ≈го выбор и за собственное благодетельное обучение, за то, что он наконец совершенно согласно е€ желанию назначил ей такую достойнейшую учительницу, непрестанными оскорблени€ми которой укрепл€€сь каждодневно в терпении, она достигла самаго верха сей добродетели. Ќаконец ты дал мне, ¬ладыко, дл€ успокоени€ такую, какую именно € желала иметь; а та перва€ своим почтительным ко мне отношением скорее мен€ упокоевала и утешала, чем € ее. Ч Ётого достаточно сказать о женском поле, чтоб воспоминанием о таком деле не только назидать, но и пристыжать себ€; так как мы, если не запр€чемс€ в келлии, то терпени€ сохранить не можем (Ч—об. 18. 14).

185. “еперь представим другой пример терпени€ јввы ѕафнути€, жившаго в совершенном уединении в знаменитой —китской пустыне, в которой он теперь пресвитерствует. ќн еще будучи юным иноком проси€л такою благодатною св€тостию, что сами великие мужи того времени дивились его преспе€нию, и, не смотр€ на то, что он моложе всех, сравн€ли его со старцами, и положили иметь его в сем сонме.  огда это огласилось, то зависть, возбудивша€ некогда против »осифа души братьев его, разожгла и против него €довитым огнем своим одного из числа скитских братий, который злоумыслил обезобразить красоту его каким-либо п€тном безслави€. ƒл€ сего, выждав врем€, когда ѕафнутий отправилс€ в воскресный день в ÷ерковь, вошел воровски в его келлию и, спр€тав между плетеницами, каки€ там обыкновенно плетут из пальмовых ветвей, свою книгу, пришел и себе в ÷ерковь, довольный своею хитростию; а по окончании воскресной службы пред всеми брати€ми принес св. »сидору, бывшему тогда пресвитером, жалобу, что у него из келлии украдена книга. Ёта жалоба так смутила всех, и особенно пресвитера, что не знали, что подумать, и что предприн€ть, быв поражены таким новым и неслыханным там преступлением. “огда донесший о сем обвинитель потребовал, чтоб удержав всех братий в ÷еркви, избранных из них нескольких послать обыскать все келлии.  огда три, назначенные дл€ сего пресвитером, старца, осмотревши все други€ келлии, пришли в келлию ѕафнути€, то нашли в ней скрытую между пальмовыми плетеницами книгу, как спр€тал ее там наветник, и вз€в ее, принесли тотчас в ÷ерковь и положили пред всеми. ѕафнутий, хот€ по чистой совести уверен был в своей непричастности никакому в сем греху; но как бы виновный в воровстве, предал себ€ суду старцев, изъ€вл€€ готовность понесть, что будет присуждено в удовлетворение и прос€ дать место его пока€нию. ќн ничего не говорил в свое оправдание, по стыдливой скромности опаса€сь, как бы, стара€сь словами смыть п€тно воровства, не подпасть сверх того еще осуждению и во лжи, когда никто не подозревал ничего другаго, кроме того, что найдено. ѕо окончании разбирательства и составлении о нем определени€, вышел он из ÷еркви, не упадши духом, а ввер€€ себ€ суду —амого Ѕога, и начал нести пока€ние, усугубив молитвы с обильными слезами, утроив пост, и в крайнем смирении духа простира€сь пред лицем людей.  огда в продолжение почти двух недель подвергал он себ€ таким образом вс€кому сокрушению плоти и духа, и потом в день субботний или воскресный рано утром пришел к ÷еркви не дл€ того, чтоб прин€ть —в€тое ѕричастие, а дл€ того, чтоб простершись у дверей е€ смиренно просить себе прощени€;Чтогда Ѕог, свидетель и ведец всего сокровеннаго, не терп€, чтоб он долее и сам себ€ сокрушал и был безславим другими, диавола наставил опубликовать то, что тот изобретатель зла, вещи своей вор безчестный, славы чужой хитрый обезславитель, учинил без вс€ких свидетелей. »бо объ€тый лютейшим демоном он сам раскрыл все хитрости скрытной своей проделки, и таким образом, кто был внушителем преступлени€ и козней, тот же сделалс€ и предательским разглашателем. ѕотом этот нечистый дух сильно и долго мучил несчастнаго сего брата, так что его не могли очистить от него не только молитвы бывших там прочих —в€тых, которые имели Ѕожественный дар власти над бесами, но и особа€ благодать »сидора ѕресвитера не изгнала этого лютейшаго мучител€, хот€ по щедродательности √оспода ему дарована была така€ над ними сила, что бесноватые и до дверей его не были доводимы, как получали исцеление. Ёто потому было так, что ’ристос √осподь славу сию сберегал дл€ ѕафнути€, чтоб обидчик исцелен был только молитвами того, против кого строил козни, и получил прощение в грехе своем и освобождение от насто€щаго наказани€, провозглаша€ им€ того, чью славу наде€лс€ затмить, как завистливый враг (Ч—об. 18,15).

186. ƒве причины побудили мен€ разсказать это дело: перва€, чтоб помышл€€ о непоколебимой твердости этого мужа, тем более €вл€ли мы невозмутимости и терпени€, чем меньшим подвергаемс€ наветам врага; втора€, чтоб восприн€ть из него твердое убеждение, что мы не можем быть безопасны от бури искушений и нападений диавола, если всю охрану нашего терпени€ и всю надежду на то будем полагать не в силах внутренн€го нашего человека, а в запорах келлии, или в уединении пустынном, или в сообществе —в€тых, или вообще в чем-либо вне нас сущем. »бо если √осподь, сказавший в ≈вангелии: ÷арствие Ѕожие внутрь вас есть (Ћук. 17, 21), не укрепит нашего духа силою —воего заступлени€, то напрасно будем мы наде€тьс€ Ч наветы врага воздушнаго или победить помощию живущих с нами людей, или отклонить от себ€ местным разсто€нием (т.-е. удалившись в пустыню), или не допустить до себ€ закрывшись стенами и кровлею (т.-е. заключившись в келлию). »бо все это имелось у св. ѕафнути€, и однакож искуситель нашел доступ к нападению на него, Ч и этого злейшаго духа не отразили от него ни оплот стен, ни уединение пустыни, ни заступление стольких —в€тых в том сообществе. Ќо как сей Ѕожий раб —в€тый не на внешнее что-либо возлагал надежду сердца своего, а на —амого всех сокровенностей —удию, то никак не мог быть разстроен козн€ми такого нападени€. “акже и тот, кого зависть ввергла в такое преступление, не пользовалс€ ли благоде€нием пустыни, ограждением отдаленнаго жилища и сообществом блаженнаго »сидора јввы и ѕресвитера и прочих —в€тых? » однакож, когда бур€ диавольска€ нашла его самого устроенным на песке, то не только сильный удар нанесла его жилищу (внутреннему устроению), но и совсем его разрушила. ѕерестанем же искать основ своего невозмутимаго мира внутренн€го вне себ€, и ожидать, что немощам нашего терпени€ может помочь чужое терпение. »бо как ÷арствие Ѕожие внутрь нас есть, так и враги человеку домашние его (ћф. 10, 36). » никто не сопротивл€етс€ мне более моего же чувства, которое есть самый близкий мне домашний. Ѕудем же внимать себе паче, чтоб наши домашние враги не могли нас у€звл€ть. »бо когда наши домашние не возстают против нас, тогда и ÷арствие Ѕожие пребывает в нас в невозмутимом мире душевном. » если взвесить тщательно причины происход€щаго в нас, то найдешь, что € не могу быть у€звлен никаким, даже самым зложелательным, человеком, если сам не буду возставать против себ€ немирностию своего сердца. ѕочему если бываю у€звл€ем, то причина этому не в нападении со вне, а в моем нетерпении. “ак тверда€ пища дл€ здороваго полезна, а дл€ больнаго вредна. Ќе может она повредить приемлющему ее, если ей к нанесению ему вреда не придаст силы немощь его (Ч—об. 18, 16).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1964 - | 1811 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.