Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение о капитализме В. Зомбарта




Лидер последнего поколения немецкой исторической школы В. Зомбарт (1863-1941) еще при жизни считался классиком. В Германии он был даже более известен, чем Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер. Он был хорошо осве­домлен о работах русских ученых, в частности М. Ковалевского, знал Г. Пле­ханова, с П. Струве находился в постоянной переписке и высоко ценил тру­ды А. Чаянова. Целое поколение социологов и экономистов дореволюцион­ной России выросло на его трудах, а в СССР вплоть до 1930-х гг. его сочинения были самой известной научной литературой Запада.

В своих трудах Зомбарт исследовал развитие общества, в частности — капиталистической «экономической системы», существующей в рамках со­ответствующей «экономической эпохи». Главные труды Зомбарта посвяще­ны методологическим вопросом социальных наук, строению и развитию современного общества, историческому генезису капитализма, эволюции буржуазного класса, экономической истории Западной Европы, в особенно­сти возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фак­тический материал), проблемам социализма и социальных движений. Сре­ди других его трудов — «Фридрих Энгельс» (Friedrich Engels, 1895), «Социа­лизм и социальные движения» (Socialism and the Social Movement, 1896),

 

Зомбарт начал изучение специфики со­временного западноевропейского капита­лизма почти одновременно или чуть рань­ше М. Вебера. Поэтому можно предпола­гать, что именно Зомбарт повлиял на обращение Вебера к обстоятельному ис­следованию того, что впоследствии полу­чило название социологического учения о капитализме, а не наоборот. (Даже поня­тие «капитализм» принадлежит Зомбарту, и в этом признании солидарны ведущие экономисты и социологи; и понятие «ка­питалистический дух», по мнению специ­алистов, впервые употребил Зомбарт в 1902 г., а не Вебер.) Чтобы сделать резуль­таты своих научных поисков предметом широкого обсуждения, они совместно ре­дактировали журнал, к первому выпуску (1904) которого они написали совместную вступительную статью. Зомбарт был из­бран первым председателем Немецкого социологического общества и оказал немалое влияние на становление европейской социологии начала XX в. в целом. А начинал он как приверженец социалистических идей и прослыл знатоком марксизма. Первым в университетах Германии он ввел в 1892-1893 гг. семинар по Марксу, нарушив табу и поплатившись за это. В ранних работах (1894, 1896, 1902) испытал влияние марксизма, в даль­нейшем выступал против исторического материализма и экономическо­го учения К. Маркса. Его творчество претерпело весьма странную эволю­цию — от романтических и социалистических идей в самом начале до кон­сервативных и нацистских в конце жизненного пути. Последняя его работа «Немецкий социализм», переведенная в 1934 г. на английский язык пол названием «Новая социальная философия», содержала откровенно пронацистские идеи и была направлена против Великобритании, считавшейся родиной европейского капитализма.

Зомбарт понимает социологию достаточно широко — как познание жиз­ни людей, включая и человеческую культуру, точнее как систематическое знание о конкретных фактах жизнедеятельности человеческого общества. опирающееся на эмпирию и опыт. Как и Вебер, Зомбарт начал анализиро­вать современный капитализм не сразу. Предварительно он провел конк­ретное исследование аграрной сферы. Во второй половине 1880-х гг. в те­чение нескольких лет он изучал формирование капиталистических отно­шений в аграрной итальянской области Римская Кампанья. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, Зомбарт разработал понятие «экономической систе­мы» как некой целостности, вызывающей к жизни специфические для нее экономические институты и представляющей собой выражение «духа» об­щества (при этом Зомбарт отождествляет понятия духа и общества). Зом­барт попытался создать свою теорию первоначального накопления капита­ла, выдвинув в качестве основного источника накопления аккумуляцию феодальной земельной ренты.

При сравнении концепций капитализма Вебера и Зомбарта, которые во многом схожи, четко выделяются принципиальные отличия: понимание Зомбартом капитализма как уникального, а Вебером как универсального исторического явления; отведение главной роли в формировании современ­ного капитализма протестантской этике у Вебера и любой форме религии у Зомбарта1; расхождение в источниках и сроках появления капитализма: если Вебер связывал капитализм с протестантизмом и относил к Германии и Швейцарии XVI в., то Зомбарт находил его в зрелом виде уже во Флоренции XV в.2; провозглашение принципа воздержания от оценочных суждений и последовательное его применение на практике у Вебера и постоянное нару­шение этических канонов, субъективизм и пристрастность оценок у Зомбар­та; различная трактовка Зомбартом и Вебером тех человеческих качеств. которые помогли возникнуть европейскому капитализму.

Свою концепцию Зомбарт основывал на анализе культуры, понимая пол ней прежде всего сумму духовных факторов. У Зомбарта решающее значе­ние имели три типа факторов — организационные, технологические, куль­турные. Культура понималась им не как совокупность музеев, художествен­ных произведений и этических принципов, а как «хозяйственный дух», весьма напоминающий «стиль хозяйствования» Артура Шпитгоффа\ который обозначал этой категорией форму или образ, принимаемые хозяйственной деятельностью в определенную эпоху.

 

В. Зомбарт рассматривал протестантизм как идеализацию евангельской бедности, проповедь кото­рой, призывая к неистовой скаредности, представляла собой доктрину мелких лавочников. Некоторые специалисты, в частности Оливер Кокс, относили начало формирования капитали;ма к еще более раннему времени, а именно отдавали пальму первенства Венеции XI в.

 

Корни капитализма, согласно учению Зомбарта, надо искать не в эконо­мической реальности, а в идеях, прежде всего в идеях европейского Просве­щения, идеалах разума и контроля над природой. Зомбарт настаивал на том, что капитализм развился из свойств человеческого мышления и поведения, упростивших переход к новому хозяйственному укладу. Под хозяйственным духом, которым были одержимы все поколения европейских буржуа, под­разумевались неутомимость, безграничная предприимчивость, стремление к обогащению, конкуренция и рациональность.

Если Вебер видел в протестантизме один из основных элементов форми­рования капитализма, то у Зомбарта перводвигателем выступает любая ре­лигия, в частности иудаизм. Он сомневался в способности протестантизма служить духовной родиной европейского капитализма, некой исторической закваской, из которой впоследствии появился «дух капитализма». В связи с этим Зомбарт прямо указывал на негативную роль протестантизма в своей книге «Буржуа»4:

Протестантизм означает прежде всего серьезную опасность во всех от­ношениях для капитализма и в особенности для капиталистического хо­зяйственного образа мыслей. Это и не могло ведь быть иначе. Капита­лизм — как на него ни смотреть и как его ни оценивать — происходит из мирского начала, он «от мира сего», и поэтому он всегда будет нахо­дить тем более приверженцев, чем более взгляд людей будет устремлен на радости этого земного мира, и поэтому же он всегда будет ненавидим и проклинаем людьми, для которых все земное имеет значение только приготовления к жизни в новом мире. Всякое углубление религиозно­го чувства должно порождать безразличное отношение ко всем хозяй­ственным вещам, а безразличие по отношению к хозяйственному ус­пеху означает ослабление и разложение капиталистического духа. А так как реформационное движение, без сомнения, имело последствием внутреннее углубление человека и усиление метафизической потребно­сти, то капиталистические интересы вначале должны были понести ущерб по мере распространения духа Реформации. У лютеранства это анти капиталистическое настроение еще усиливалось массивно-домохозяйственным образом мыслей самого Лютера, который в своей хозяйственной философии уходил далеко назад от учения Фомы Аквинского. И мы можем, не думая долго, сказать, что в странах, где лютеранство становится господствующим, воздействие религии на хо­зяйственную жизнь — поскольку оно вообще имело место — свелось, несомненно, не к способствованию, но безусловно скорее к препятствованию капиталистической тенденции.

Зомбарт говорил, что для капиталистического производства наиболее пригоден именно переселенец, не связанный со страной, — тот, для кого эта страна является не родной землей, а «недвижимостью». В качестве примера он приводил США, экономическому процветанию которых в решающей сте­пени способствовали европейские мигранты. Немалую роль в капиталисти­ческом развитии Германии играли переселившиеся туда из Франции проте­станты, гугеноты и евреи. Носителями капиталистического духа у него вы­ступают евреи, которым в наибольшей мере присущи бережливость. расчетливость и стремление к деньгам. Все факторы, повлиявшие на станов­ление капиталистического духа, взяты из идей иудаистской религии, указы­вал Зомбарт. Культурные стереотипы иудаизма мало чем отличались от по­веденческих нормативов протестантизма и потому могли вполне проявить себя как катализатор капитализма. Именно евреи Центральной и Северной Европы с их религиозной твердостью, беспокойным духом и неукорененно­стью среди других народов являлись, согласно Зомбарту, носителями капи­талистического духа suigeneris. История приготовила им роль торгового на­рода. Расселяясь в городах, они рас­пространяли там капиталистический дух. Страны, принимавшие евреев, вскоре начали экономически процве­тать. Это Германия, Голландия, Фран­ция и Англия. Страны, их изгонявшие, например Испания, Португалия, эко­номически хирели и надолго исчезали из ряда экономических лидеров Ев­ропы. Книга «Евреи и хозяйственная жизнь», где рассматривались эти воп­росы, стала модной в Германии, хотя из-за нее он нажил много врагов среди европейских интеллектуалов, обвинявших Зомбарта в антисемитизме.

В своих поздних произведениях (после 1913 г.) Зомбарт смягчил перво­начальную позицию, пытаясь обнаружить исторические корни капитализма в развитии городов и торговли. На этот раз всю вину за развитие капитализ­ма, к которому он не питал симпатий, Зомбарт возложил на женщин. Соглас­но его воззрениям этого периода, именно они составили по преимуществу праздный средний класс нарождающегося капиталистического общества. Представительницы прекрасного пола требовали от мужчин постоянного внимания, дорогих подарков и роскоши, а это способствовало в конечном счете развитию торговли, процветанию ремесел и развитию текстильной промышленности — колыбели индустриальной революции, свершившейся в Англии. Таким образом, мотивирующей силой возникновения капиталис­тического духа явились женщины, а его носителями — стремившиеся угодить их прихотям мужчины.

Общим для Вебера и Зомбарта было признание лидирующей роли в ге­незисе капитализма не экономических, а культурно-этических и религи­озных факторов. В этом Вебер и Зомбарт не только расходились с Марк­сом, но и сознательно противопоставляли ему свои принципы. В работе «Буржуа» Зомбарт показывает, что сам факт возникновения буржуа-пред­принимателя явился величайшим историческим событием в сфере культу­ры и духа. Зомбарт исходил из простой идеи, известной еще со времен ан­тичности: эпоха — это дух. Экономика каждой эпохи есть явление духов­ной жизни в той мере, как ее любой продукт, а предпринимательство — не экономическое, но метаэкономическое явление, корни которого надо ис­кать в европейской душе. Сам по себе капитализм — высшее достижение человеческого духа и культуры.

Отдавая симпатии предприимчивому буржуа, Зомбарт с тревогой наблю­дал за усиливающейся бюрократизацией жизни. В двухтомном труде «Совре­менный капитализм» (1902) Зомбарт рассматривает экономическую историю на большом временном отрезке и огромном фактическом материале. Здесь он обращается к родоплеменному строю, рабовладению, натуральному хо­зяйству и капитализму. На основе обобщения исторического материала он строит собственную периодизацию капитализма, включающую ранний, раз­витой и поздний этапы. Его концепция периодизации капитализма была принята в социальной науке, получив высокую оценку ведущих общество­ведов Европы.

Зомбарта, как и его учителя Г. Шмоллера, относят к числу видных эконо­мистов и социологов. И хотя в его учении заметны следы влияния работ К. Маркса, Зомбарт сознательно и целенаправленно боролся с историческим материализмом. Он отрицал существование общественных классов. Действи­тельно, рассуждал Зомбарт, ни пролетариат, ни буржуазия внутри себя не яв­ляются чем-то целостным. Напротив, они состоят из различных социальных групп, которые отличаются друг от друга экономическим положением.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1215 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.