Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Протестантизм и протестантская этика




Решающую роль в возникновении капитализма Вебер отводил протестан­тизму. Протестантизм (от лат. protestans, p. п. protestantis — публично доказы­вающий) — одно из главных направлений христианства (наряду с католициз­мом и православием), представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождени­ем с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Евро­пе. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося цер­ковного канона, господствующей идеологии или существующего социально­го устройства. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний протестантизм, или неопротестантизм: баптисты, методисты, ква­керы, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или «Святые последних дней», Армия спасения, Христианская наука и др.

Большинство течений протестантства формировалось под идеей религи­озного возрождения в виде ривайвелизма (движения духовного возрожде­ния). В настоящее время протестантизм наиболее распространен в Сканди­навских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Сегодня общее число протестантов достигает почти 500 млн человек. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и других протестантских церквей и деноминаций. Протестантизм можно ква­лифицировать как одно из фундаменталистских движений, поскольку он, как и подобает подобным идейным направлениям, основан на стремлении вос­кресить «забытое и искаженное» вероучение первохристиан.

Стремление вернуться к истинным христианским ценностям и незамут­ненному сознанию отцов церкви получило весьма противоречивое оформ­ление: протестанты сохранили основные догматы, в том числе представле­ние о бытии Бога, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католи­ческое учение о чистилище), об Откровении и др., но почти полностью изменили обрядовую часть. Протестанты старались во всем походить на пер­вых христиан, не имевших роскошных храмов и икон, имущества и иерар­хии. Простота в отправлении культа у них сочетается с фанатичной предан­ностью Богу, образ которого, как они считают, надо носить в своем сердце, а не вешать на стены. Поэтому убранство протестантских церквей крайне

45 ФеврЛ.Укт. соч. С. 214.

простое и даже бедное. В молитвенных домах протестантов нет пышного убранства, алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Протестантизм упразт-нил многие таинства, оставив только крещение и Евхаристию, отверг уче­ние о благодати, упразднил молитвы за умерших, почитание святых и мно­гочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Богослуже­ние протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное Писание отвергнуто Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкова­ние стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).

Протестантизм, по мнению С.С. Авериниева, создал культуру — мирскую и церковную, которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного по­слушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая дело­вая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респекта­бельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократическо­го великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в ста­новлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.

Протестантизм отказался от проти­вопоставления духовенства мирянам и сложной церковной иерархии, мона­шества и целибата, присущих католи­цизму, выступив

за упрощение религи­озного культа. Обмирщая церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получа­ет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать бо­гослужение без посредников (церкви и духовенства).

Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора). Недаром протестантский север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индуст­риального развития обогнал южные регионы Европы — центры католициз­ма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитали­зацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений про­тестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).

По мнению Вебера, изменение экономической структуры в Англии от феодализма к капитализму и частному предпринимательству произошло в XVI в. Одним из важных факторов такого изменения была специфическая протестантская этика.

Протестантская этика — неформальная система норм и ценностей про­тестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отли­чие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фик­сированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Рефор­мации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («каль­винистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для бо­гословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях.

Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, пре­допределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравствен­ности заметно расходились с христианской моралью Средневековья. Про­тестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасе­ние человека заранее определенным немотивированным решением Бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и зна­чение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Соглас­но протестантизму, основными симптомами избранности к спасению яв­ляются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление ве­рующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критери­ев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно М. Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — зна­чит согрешить перед Богом. Протестантская этика освятила труд и осуди­ла праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы.

Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало об­ретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из добрых дел, протестантизмом осужда­лось — милосердие понималось преж­де всего как предоставление возмож­ности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бе­режливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика рег­ламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требо­вала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что луч­ший способ угодить Богу — получать возможно большую прибыль.

Осуждение лености в протестантизме относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна Богу (в ряде пуританских колоний Америки в XVII в. были приняты законы об обязательном начать-ном образовании). Но, поскольку главным ее назначением было освоение Писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипро­светительский характер протестантской этики проявился и в осуждении те­атра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной тра­ты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оп­равданны, если становились источником дохода.

Протестантская этика, согласно Веберу, явилась духовным выражени­ем новых тенденций в западноевропейском обществе и в таком качестве действительно сыграла важную роль в формировании дисциплины и куль­туры труда. Она отразила психологию и надежды широких слоев тружени­ков и воплотила общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной для людей деятельности, необходимость профессионального совершенствова­ния, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. Совре­менные протестанты ратуют за возвращение к традиционным ценностям трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные про­граммы помощи бедным за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные идеалы (безраз­дельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), считают без­работицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться.

Вебер отдавал себе отчет в том, что нарисованная им картина протестан­тской трудовой этики и ее влияние на зарождение капитализма — это всего лишь историческая реконструкция того, что было на самом деле. Но рекон­струкция сознательная, предпринятая им на основе его же методологии «иде­альных типов». Эмпирическая реальность может и не соответствовать тому идеальному типу протестантизма, который изобразил Вебер. В частности, с критикой веберовской версии выступили протестантские теологи, считая, что он серьезно исказил суть дела46. По мнению Г. Робертсона, движущей силой капитализма был католицизм, а согласно теории Л. Брентано, таковой выс­тупали политические идеи47.

Достоинством веберовской теории генезиса капитализма является увяз­ка экономических и социальных аспектов. Вебер раскрыл влияние экономи­ки на социальную структуру общества на примере современного капитали з-ма, обозначив два основных класса — буржуазию и пролетариат. Они при­вязаны к четвертому варианту, если следовать модели Ф. Паркина. Однако для других вариантов Вебер не дает столь четкой привязки, поэтому остает­ся только догадываться о том, какая социатьная структура, какие классы, сословия и социальные группы соответствуют тому или иному историческому

типу капитализма.

4(' История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979. С. 294.

47 Се.'шгмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 43—44.

 

ЭВОЛЮЦИЯ КАПИТАЛИЗМА

В социологической литературе, как зарубежной, так и отечественной, еще не сложилось окончательного мнения относительно того, какое из двух понятийкапитализм или индустриальное общество — является более широким и включает другое как свою часть или аспект. Одни авторы полагают, что капиталистическое обществоэто частный случай инду­стриального, что капитализм — лишь одна из форм выражения или один из этапов развития индустриального общества. Другие авторы утверж­дают прямо противоположное: индустриальный взлет был возможен лишь потому, что на определенном историческом этапе появился мощ­ный класс собственников. Каких бы разных позиций ни придерживались социологи, но все они сходятся во мнении, что индустриальное общество и капитализм — два тесно связанных между собой понятия.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Капитализм означает такую систему производства, основная часть кото­рой находится в частной собственности относительно немногочисленной группы людей, систему производства, организованную ради получения при­были. Капиталистическим считается общество, где подавляющая часть лю­дей (У4 занятого населения) является наемными работниками или нанима­телями. Капитализм — специфический тип общества, которое образуют не­зависимые друг от друга ассоциации (товарищества, компании, акционерные общества) и экономические институты (рынок, кредитная система, биржи, банки, собственность), созданные для выполнения основных экономичес­ких функций (изготовление товаров и оказание услуг), которые при других типах общества выполнялись бы семьей, родом, кланом, общиной или госу­дарством. Капитализм успешно функционирует только тогда, когда суще­ствуют частная собственность, свобода контракта, прибыль, накопление капитала и инвестиций, широкая кредитная система, свободный рынок тру­да, заработная плата и рынок товаров и услуг, на котором цены определяют­ся спросом, предложением и конкуренцией.

Капитализмом двигает рынок, а рынком управляют спрос и предложение, которые в свою очередь зависят от уровня цен. Чем выше цены, тем меньше товаров люди стремятся купить, и наоборот. Таким образом, в каждый дан­ный момент времени существует определенное отношение между рыночной ценой товаров и денежным выражением спроса на них. Цены назначают продавцы, а деньги предлагают покупатели. Продавец — посредник меж ту производителем и покупателем. Если производители решат произвести се­годня товаров больше, чем вчера, то возросшее количество предложенных товаров может быть продано только по более низким, чем вчерашние, ценам

Работа при капитализме обладает статусом оплачиваемого труда, а заня­тия распределяются через рынок труда, где рабочие подыскивают себе рабо­тодателей, готовых платить заработную плату или жалованье в обмен на ту пользу, которую они получают от применения навыков, знаний и физичес­ких усилий рабочего. Разъясним некоторые фундаментальные понятия, на которых строится курс обществознания.

При капитализме труд выступает товаром. Это означает, что наемный работник, обладающий определенными способностями к труду (он физичес­ки и психически здоров) и профессиональной квалификацией (подготовкой, знаниями и практическими навыками по конкретной специальности) пред­лагает свою рабочую силу предпринимателю в обмен за известное вознаграж­дение — заработную плату.

Для консервативных социологов типа Питера Бергера капитализм — основа процветания, равенства и свободы, для радикальных социологов типа Карла Маркса такой основой является социализм. Капитализм час­то ассоциируется с высоким уровнем неравенства. Когда возможность за­рабатывать — единственный путь получить товары и услуги, некоторые индивиды будут способны контролировать больше коллективных ресур­сов, чем другие, независимо от их потребностей. Чтобы уменьшить поли­тический эффект дестабилизирующего общество неравенства, капитали­стические общества, особенно с демократическим правлением, должны отходить от принципов чисто рыночной системы распределения к инкор­порированию социальных программ благосостояния, медицинского стра­хования, пенсий и т.д.

Современный капитализм представляет собой тип смешанной экономики. где частная инициатива развивается под «присмотром» государства, конку­ренция ограничена влиянием монопольных механизмов. Такая система со­стоит из двух частей — рыночной и планируемой. Рыночная состоит из мел­ких фирм и индивидуальных предприятий, цены регулируются только кон­куренцией. Планируемую систему образуют крупные корпорации, которые контролируют действия мелких фирм и цены.

Обществом смешанного типа собственности на средства производства является Израиль. Здесь существуют три хозяйственных сектора: государ­ственный, на который приходится 21,5% валового национального продук­та, профсоюзный (предприятия Гистадрута) — 20,3% и частный — 58.2 г валового национального продукта. В государственной собственности нахо­дятся все электро- и водоснабжение страны и 40% транспорта. Доля государ­ства в обшей сумме внутренних инвестиций превышает 50%. По мнению американского ученого М. Харрингтона, преобразования в плане «нового социализма» на Западе будут сопровождаться «периодическими структурны­ми кризисами капитализма». Харрингтон не предвидит в ближайшие 50 лет такого «последнего» кризиса, который привел бы к замене капитализма социализмом. К середине XXI в. развитые страны, как и сегодня, будут иметь смешанную экономику. На пороге «нового социализма» она будет более че­ловечной, но полностью еще не трансформируется'.

 

Современные формы капитализма включают: краткосрочное (антицикли­ческое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государ­ственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носяшие рекомендательный характер; прямое (законодательные и админис­тративные акты) и косвенное регули­рование (налоги, расходы государ­ственного бюджета, амортизационная политика). Постепенно утвердившая­ся во многих странах социально-ори­ентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во второй половине XX в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения.

Если ранний капитализм XIV—XVIII вв. представлял собой лишь один из элементов общества, то современный превратился в общественную систему. Если в прежние времена распространение капитализма ограничивалось от­дельными регионами, то современный капитализм охватил всю Западную и Северную Европу всего лишь за 100 лет — с 1750 по 1850 г., а в последующие 50 лет распространился на всю обитаемую территорию планеты. Он стал гло­бальным, и его принято называть мировым капитализмом.

По мнению П. Друкера, капитализм прежних эпох был уделом небольших, замкнутых общественных групп. Он почти не затрагивал аристократию, зем­левладельцев, военных, крестьян, представителей свободных профессий, ремесленников, даже наемных рабочих. Капитализм Нового времени активно проникал во все слои общества и трансформировал их. Он привел к быстро­му внедрению новых орудий труда, производственных технологий, матери­алов, сельскохозяйственных культур, методов — всего, что сегодня входит в понятие «технология».

С ростом интернационализации хозяйственной жизни, развитием транснациональных корпораций усиливаются региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономи­ки. Это нашло отражение в возникновении таких организаций, как Орга­низация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Евро­пейское сообщество и др. Они активно помогают нашей стране двигаться по пути рыночных и демократических преобразований. Хотя далеко не всегда нам нравятся их методы «воспитания» (указания, предупреждения, одергивания, экономические санкции и др.), учиться рыночной экономи­ке нам все равно придется.

Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). — http:// www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/336/6l.htmi.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1807 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.