Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория капитализма Э. Дюркгейма




Как мы помним, по Дюркгейму развитие общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, об­щество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индуст­риальное общество).

Человеческая история начинается с механической солидарности — пер­вобытного состояния, в котором господствуют принудительный коллекти­визм, единообразие составляющих общество индивидов, сходство выполня­емых ими трудовых функций. Итак, в самом начале истории нет ни разделе­ния труда, ни личности. Разделение труда — признак только современного высокоразвитого общества. Углубление специализации труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, повышать их качество, профессионализироваться в избранном занятии, честно конкурировать меж­ду собой, развивая тем самым личностные задатки. Постепенно уходят в прошлое репрессивное право и одноликий коллективизм, формируются до­говорное государство и органическая солидарность. Именно углубляющее­ся разделение труда наносит смертельный удар по такому коллективному сознанию, которое без остатка регламентирует жизнь людей, стоит над ними как господствующая и подавляющая сила.

Переходный период от традиционного к индустриальному обществу мож­но назвать доиндустриальным обществом, когда ослабевает тирания коллек­тивного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются не по признакам родства, а по содержанию трудо­вой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяет не единокровность, а выполняемая им функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате сме­шения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейны­ми формами.

Еще в Древнем Риме появились первые профессиональные организа­ции — корпорации чиновников (сена­торов, всадников, жрецов) и ремеслен­ников (цехи). И профессиональные союзы, и трудовые организации фор­мируются по территориальному при­знаку, что свидетельствует об углубле­нии территориального разделения тру­да, прежде всего между городом и деревней. Оседлость и закрепленность за профессией уступают место социальной мобильности, перемещению това­ров и рабочей силы.

Средневековый город становится концентрированным выражением за­рождающейся индустрии. Вначале каждый город имел столько суконников и виноделов, сколько было нужно для его жителей. Но конкуренция раз­рушила натуральную замкнутость: базельских суконщиков из родного го­рода вытесняют эльзасские, быстро и по недорогой цене продающие свой товар. Промышленность переступила национальные границы. Города все более специализируются, например появляются университетские центры. На смену ассоциации, характерной для стадии механической солидарнос­ти, приходит кооперация, свойственная только органической солидарнос­ти. В первой людей объединяет сходство специальностей, во второй — их различие. Кооперация возможна только там, где:

♦ существует личная свобода и свобода выбора профессии;

♦ сформировались профессиональный труд и профессиональное управ­ление;

♦ возникли развитые и товарно-денежные отношения;

♦ появились договорные (контрактные) отношения, основанные на вза­имном обмене и обязательствах.

Индустриальное общество возможно только там, где все стороны социаль­ной и экономической жизни регулируют законы. В обществе органической со­лидарности каждый индивид — личность. Здесь усложняется социальная орга­низация общественного труда, промышленность определяет экономические успехи общества. С ростом численности населения усиливается разделение тру­да, повышается интенсивность обменадеятельностью, социальных связей. При этом разделение труда есть мирный способ решить острейшие проблемы, возникающие вследствие конкуренции, существенный способ сохранить обще­ственный порядок, создать социальную солидарность нового типа.

Но есть и немирные пути — репатриация, физическое устранение слабо­го, гражданская война. Они сокращают население и временно снимают со­циальную напряженность. Однако эти экстремальные формы предполагают кардинальную переориентацию ценностей, разрушение устоев, традиций коллективных верований. Только профессионализация и специализация функций усиливают ценностную ориентацию людей на сохранение общества Спустя десятилетие идеи Дюркгейма о разделении труда как мирном спо­собе решения исторических проблем развивает Макс Вебер. Трактовка эко­номического действия как мирного способа достижения материальных пре­имуществ и благ оказалась весьма плодотворной. Согласно такому подходу (практически полностью отсутствующему в марксизме), война — это немир­ный способ получения рабочей силы (рабов), основного и прибавочного продукта общества (военные трофеи) и даже некой сверхприбыли (контри­буции), которых можно добиться мирной экономической конкуренцией.

повышением производительности тру­да, развитием предпринимательской деятельности.

Дюркгейм полагал, что хотя совре­менный капитализм далек от идеапа, но его здоровые начала — крепкая эко­номика и органическая солидарность, культура и цивилизованность — пре­обладают над нездоровыми. Нормаль­ное состояние общества у Дюркгейма напоминает социализм — развитое экономическое планирование и нор­мативное регулирование социальных отношений, которое не удушает, а спо­собствует личной свободе. Дюркгейм-реформист, чуждый всяким револю­циям, считал, что капитализм должен сам избавиться от «собственных бо­лезней» (аморальных форм разделения труда) — конкуренции, эксплуатации. классовых конфликтов, рутинизации труда и деградации рабочей силы — за счет еще большего развития разделения труда, а не за счет свержения капи­тализма. По пути реалистического анализа социальных проблем общества и реформистского их разрешения (к еще большей социальной солидарности) пошла фактически вся западноевропейская социология. За одним единствен­ным исключением, каковым оказался марксизм.

Пожалуй, только Дюркгейму удалось построить сравнимую по глубине и масштабам с веберовской теоретическую систему, которую можно отнести к социологии труда и экономической социологии. По большому счету, док­торская диссертация Дюркгейма «О разделении общественного труда», гле изложена вся его социально-экономическая теория общества, написанная в ранние годы, уступает фандаментальной работе Вебера «Экономика и обще­ство», созданной в последние годы жизни: по масштабу охватываемых про­блем, глубине их анализа, грандиозности замысла и его воплощения. Дюрк-геймовский трактат в какой-то мере равноположен «Философии денег» Г. Зиммеля, анализ которой в отечественной литературе никогда не прово­дился.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 767 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.