Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная концепция индустриального общества




СЕМИНАР

ТЕМА. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Цели:

- формирование знаний у студентов о предпосылках возникновения капитализма, социологических воззрениях ведущих социологов, отличительных чертах индустриального общества, об основных этапах эволюции капитализма;

- формирование умений у студентов систематизировать и производить обобщения изучаемой информации, выделять главные идеи, изучаемой проблемы.

 

План семинара

Представления о современном обществе.

Предпосылки возникновения капитализма.

3. Социологические воззрения о капитализме:

а) О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Бюхер;

б) Раймон Арон;

в) Уолт Ростоу;

г) современная концепция индустриального общества.

Отличительные черты индустриального общества.

4. Социологические теории капитализма:

а) теория капитализма Э. Дюркгейма;

б) учение о капитализме В. Зомбарта;

5. Социология капитализма М. Вебера:

а) исторические типы капитализма;

б) универсальный и современный капитализм;

в) «капиталистический дух»: внутренняя структура и точки эволюции;

г) протестантизм и протестантская этика;

6. Эволюция капитализма:

а) походы к определению понятия «капитализм»;

б) отношения между трудом и капиталом;

в) торговый капитализм;

г) индустриальный капитализм;

7. Подведение итогов семинара.

 

Литература

1. Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). М., 2003.

2. История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979.

3. Февр Л. Бои за историю. М., 1999.

4. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997.

5. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. № 8—9.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Индустриальное общество возникло в Западной Европе 250 лет назад, а в некоторых регионах Земли оно еще даже не наступило. Оно основа­но на крупном машинном производстве, капиталистическом рынке и молодой демократии. Самым многочисленным в социальной структуре является рабочий класс, по 10-12 часов работающий на фабриках и проживающий в тесных жилищах. В экономике производитель господ­ствует над покупателем, который только еще учится защищать свои по­требительские права. Двигателем прогресса впервые становится науч­но-технический прогресс. Социальные отношения атомизируются и обезличиваются, а человек, как утверждают некоторые ученые, превра­щается в придаток машины.

НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА

Современное общество прошло два периода развития, которые соответ­ствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному.

Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Севе­ро-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, француз­ской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демокра­тию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств.

Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распреде­лительных отношений.

Именно XVIII в. считают отправ­ной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неже­натые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным обо­рудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-ре­шающими устройствами.

Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких измене­ниях, происходивших по мере перехода западного общества из первой ста­дии развития — аграрного производства во вторую — индустриального раз­вития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фаб­рике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабрич­ном неквалифицированном или малоквалифицированном труде.

Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабрич­ной системы массового производства, но и появлению массовой школы со­временного типа. Школы стали нужны как никогда ранее.

Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, син­хронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и закан­чивают работу.

Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преиму­щественно индивидуальными и разнообразными.

В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира про­явились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постинду­стриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сек­тора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть ра­бочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, ос­нованное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транс­порт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и уп­равление).

Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсче­там, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще оста­нутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество на­зывают информационным. Ведущую роль в нем играют знания.

Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство лю­дей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышлен­ности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыва­нием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобиль­ная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредствен­но сборкой автомобилей.

Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повыше­ния уровня образования.

Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производ­ство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математи­ческого, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов от­ражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в попу­лярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений.

Социологические воззрения

В научный оборот термин «индустриальное общество» ввел Сен-Симон. Заслуга в теоретической разработке одноименной концепции принадлежит его ученику О. Конту.

О. Конт

Он применял термин для противопоставления ново­го, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Конт всесторонне изучил его особенности, сформули­ровал законы развития и функционирования. Согласно одному из них — за­кону трех стадий, всемирная история подразделяется на теологическую, ме­тафизическую и позитивную. Последний этап истории отмечен превраще­нием науки в производительную силу, заменой военного строя промышленным, углублением разделения и кооперации труда. В индустри­альном обществе впервые складываются профессионально-квалификацион­ные группы, расширяется разнообразие экономических форм жизни, растет материальное благосостояние населения. Недостатками индустриального развития Конт считал чрезмерную специализацию, концентрацию населения в городах, рост преступности, а самое главное — разрушение фундамента об­щества, а именно солидарности или согласия (консенсуса) людей. Разделе­ние труда и конкуренция развивают только профессиональную солидарность, которая постепенно перерастает в корпоративизм, стоящий на защите узко­групповых интересов.

Э. Дюркгейм

Вслед за ним Э. Дюркгейм полагал, что в индустриальном обществе со­кращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдель­ной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяются не единокровностью, а выполняемой функцией. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

Концентрированным выражением зарождающейся индустрии становит­ся средневековый город. Он стремится развить все отрасли промышленнос­ти и снабжать продукцией окружающие села. Внутри города жители груп­пируются по профессиям. Происходят изменения и более высокого уровня. В плотно населенной Европе складывается множество независимых госу­дарств, между которыми устанавливаются торгово-договорные отношения. Формируется международный рынок.

Европейская промышленность в эту пору распространяется за нацио­нальные границы. Города все больше специализируются: появляются уни­верситетские, фабричные, портовые, бюрократические, финансовые цент­ры. На смену ассоциации, характеризовавшей стадию механической соли­дарности, приходит кооперация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во вто­рой — их различие.

Индустриальное общество возможно только там, где законы регулируют все стороны социальной и экономической жизни. Рост городов ускоряет социальную мобильность, перемену места жительства и места работы. Там, где выше плотность населения, там выше мобильность и технический про­гресс. В XVIII в. образуется коллективное сознание европейского общества, а международное разделение труда институциализируется. Западная Европа превращается в центр индустриального развития.

Идеи индустриального общества развивались также в немецкой полит­экономии XIX — начала XX в., в частности, в работах К. Бюхера, сводившего всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного хо­зяйства. Натуральное, аграрное, «традиционное», докапиталистическое об­щество провозглашается отсталым, индустриальное, промышленное, капи­талистическое — прогрессивным, передовым. Процесс перехода от натураль­ного к промышленному обществу объясняется стечением обстоятельств: техническими нововведениями в производстве, протестантской этикой, ду­хом конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т.п.

Взгляды Конта и Дюркгейма заложили фундамент современной теории индустриального общества. Но они жили 100 лет назад, с тех пор та реаль­ность, которую они анализировали, изменилась, как изменились и представ­ления об обществе. В 1960-е гг. появилась новая теория — постиндустриаль­ного общества. Ее автор Д. Белл полагал, что эпоха индустриального обще­ства в западном мире окончилась, хотя в других регионах она продолжается. Следующим поколением ученых, внесших значительный вклад в разви­тие теории индустриального общества, являются П. Друкер, Р. Арон, У. Ро-стоу, Дж. Гэлбрейт и др.

Раймон Арон

Французский социолог и политолог Раймон Арон (1905-1983) — один из создателей теории единого индустриального общества и современной теории международных отношений. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о стро­ительстве большой индустрии и контовские идеи индустриального общества, Арон утверждал, что технический прогресс создает не множество типов об­щества, а единственную универсальную форму, единый тип общества (еди­ное индустриальное общество), различными модификациям которого выс­тупают западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). По­литические и идеологические различия между ними — ничто по сравнению с общим промышленным основанием, которое их объединяет.

Арон выделяет следующие пять универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу: предприятие полностью отделено от семьи; про­мышленное предприятие вводит свое­образный способ разделения труда; промышленное предприятие предпола­гает накопление капитала; всякое инду­стриальное общество строится на стро­гом экономическом расчете; во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация ра­бочих. Разумеется, каждая его разновидность, капитализм и социализм, вно­сит в универсальную модель отличительные черты, главная среди них — фор­ма собственности, в одном случае частная, в другом — коллективная. Для ка­питалистического варианта индустриального общества, согласно Арону, характерны такие свойства, как: частная собственность на средства производ­ства; рынок и децентрализация экономики; социальная дифференциация об­щества на собственников и наемных работников; движущая роль погони за прибылью; равновесие спроса и предложения, кризисы и циклические коле­бания экономики. При социализме все наоборот: нет частной собственности; вместо децентрализации экономики плановое управление промышленностью; нет двух полярных классов, а вместо них — социально не расчлененная масса

Аюп R. War and Industrial Society. Westport, CN, 1980; 28 Lectures on Industrial Society. L., 1968; Trois essaissur 1'age industrielle. P., 1966.

тружеников, выступающая совладельцем общенародной собственности; стрем­ление к прибыли сохраняется и при социализме, но является не индивидуаль­ным, а общественным стимулом к труду; наконец, в социалистической эко­номике нет кризисов и стихийного колебания цен.

Можно не согласиться с предложением Арона о том, что мотив получе­ния прибыли у социалистических предприятий так же силен, как и у капи­талистических. Действительно, прибавочная стоимость присуща любому типу индустриального общества, в том числе социалистическому, и непра­вильно утверждать, будто только при капитализме существуют извлечение прибавочной стоимости и эксплуатация рабочих. Но в отличие от советских хозяйственников капиталисты умели поставить мотив прибыли на службу научно-техническому прогрессу и развитию предпринимательства. При этом капиталисты большую часть прибавочной стоимости инвестировали в про­изводство, а у советских предприятий почти все забирало государство. Воп­рос в том, куда оно девало огромные суммы: на непомерно раздутые штаты бюрократов и военно-промышленный комплекс или на заработную плату работникам и инвестирование в социальную сферу. По разным оценкам, советское государство возвращало из прибавочного продукта на оплату тру­да от 19 до 37%, а на Западе более 40%. В связи с этим никак нельзя согла­ситься с утверждением Арона, будто бы излишек стоимости, созданной ра­бочими, и при социализме, и в при капитализме в равной мере возвращает­ся обществу в целом. Но другое его утверждение о том, что неравенство доходов одинаково характерно как для социалистического, так и для капи­талистического типа, пожалуй, следует считать справедливым. Доходы на капитал —- незначительная часть общих доходов, а главный фактор неравен­ства— неравенство заработной платы, которое определяется неравенством способностей и производительности работников.

Правда жизни состоит в том, заявляет Арон, что не существует в чистом виде ни капиталистической, ни социалистической разновидностей индус­триального общества на нашей планете. Реальный капитализм, по его мне­нию, в ряде случаев отступает от идеального типа и приближается к соци­ализму. Так, в западных странах все же есть коллективная собственность, возникшая в результате национализации ряда предприятий после Второй мировой войны.

Индустриальное общество требует жесткой дисциплины, иерархии, су­бординации, а демократические идеалы ориентируют на равенство, свобо­ду, самоопределение личности. Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального обще­ства (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии — сво­бодой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.

Уолт Ростоу

В начале 1960-х гг. американский социолог Уолт Ростоу (р. 1916) выдви­нул теорию «стадий экономического роста», по которой эволюция общества определяется главным образом уровнем развития техники. В опубликован­ной в 1960 г. книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест»2 он разделил историю человечества на пять стадий.

Традиционное общество — включает все общества вплоть до конца XVII в. до капитализма; характеризуется низкой производительностью труда, господ-

2 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 199?. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971.

ством в экономике сельского хозяйства, иерархической социальной струк­турой, властью земельных собственников, отсталой наукой и техникой.

Переходное общество — период создания предпосылок для последующего «сдвига»: увеличение капиталовложений надушу населения, рост произво­дительности сельского хозяйства, появление нового типа предприимчивых людей (своего рода «новых русских»), рост национализма, формирование централизованного государства.

Стадия «сдвига» (take-off) — характеризуется промышленной революци­ей и началом индустриализации, которые ведут к повышению доли накоп­лений капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, ко­ренному изменению методов производства.

Стадия зрелости — завершение индустриализации и возникновение высо­коразвитых в промышленном отношении стран, характеризуется быстрым ростом промышленности, появлением новых отраслей производства, увели­чением капиталовложений до 20% ва­лового национального продукта, вне­дрением достижений науки, увеличе­нием доли городского населения до 60—90%, изменением структуры заня­тости. Хозяйство страны становится ча­стью мирового хозяйства. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургичес­кой, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую отрасли.

Стадия «высокого массового потребления» — доминирование сферы по­требления над сферой производства, перемещение с периферии в центр сфе­ры услуг и производства товаров массового потребления. Революция в по­треблении характеризует экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за макси­мальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Возникает новый средний класс: специа­листы, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предпри­ниматели и др. Капитализм теряет свою агрессивность, а государство сосре­доточивает внимание на удовлетворении потребностей собственного насе­ления, отказываясь от внешней экспансии. Ростоу полагал, что всем критериям соответствует только США. Но так было в его времена. Сегодня по уровню материального благополучия более 10 стран догнали, а то и обо­гнали Соединенные Штаты, зато сами они по внешним показателям (агрес­сивная внешняя политика, стремление военной силой навязать демократи­ческие ценности) уже не отвечают критериям высокой стадии.

Ростоу полагал, что на главной, третьей стадии Англия находилась в конце XVIII в., Франция и США — в середине XIX в., Германия — во второй поло­вине XIX в., Россия — в 1890—1914 гг., Индияи Китай — в 1950-е гг. А сколько времени страна должна находиться на этой стадии? Ростоу считал, что с на­чала промышленной революции до периода зрелости должно пройти 50— 60 лет; он не уточнил, в каких случаях время увеличивается, а в каких сокра­щается, какие социально-исторические, культурные и географические фак­торы замедляют прогресс, а какие, наоборот, ускоряют3.

Rosiow W. W. Theorists of Economic Growth from David Hume to the Present With a Perspective on the Next Century. N.Y.; Oxford, 1990.

Для того чтобы общество шагнуло из доиндустриальной эпохи в индуст риальную, ему надо многократно увеличить расходы на производство и нч уку. Откуда страна возьмет деньги — это другой вопрос, но уровень инвес­тиционной активности на стадии сдвига не должен опускаться ниже w 1 у о а на следующей фазе быть не менее 20% национального дохода4.

В последующем воззрения Ростоу были развиты Д. Беллом, 3. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и др.

Современная концепция индустриального общества

В своем современном варианте концепция индустриального общества разделяет человеческую историю на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общества. Ког­да создавалась теория индустриального общества, особенно ее современный вариант, то считалось, что данное понятие отражает не какой-то этап исто­рии, который наступил после промышленной революции и вскоре закончит­ся, а всю современную эпоху, которая будет продолжаться неизвестно как долго. В этом свете иначе стал выглядеть капитализм. Теперь он обозначал только ранний этап индустриального общества, ограничиваясь странами Европы XIX — начала XX в. Универсальная черта индустриального общества состоит в том, что промышленность как господствующая форма хозяйство­вания находится в руках частных собственников, которые помимо своей основной функции являются еще и менеджерами. Однако совпадение соб­ственника и управляющего в одном лице — явление временное. По мере роста масштабов промышленности произойдет отделение собственности от конт­роля над производством. Менеджер и собственник обособятся. Сформиру­ется самостоятельный класс менеджеров.

Среди представителей этого направления наибольшую известность при­обрел лидер современной либеральной мысли в США Дж. Гэлбрейт. Взгля­ды Гэлбрейта и его последователей свидетельствовали о стремлении либера­лов дать позитивные ответы на вызовы радикализма, социализма и нацио­нально-освободительных движений 1960-х гг. В 1967 г. в книге «Новое индустриальное общество» Гэлбрейт развивал идеи исторического компро­мисса между капитализмом и социализмом, для обозначения которого ввел новое понятие — конвергенция. Концепция конвергенции обосновывала объективную закономерность сближения производительных структур и си­стем экономического управления при социализме и капитализме. Лейтмо­тивом этой и последующих книг Гэлбрейта являлась мысль, что негативные стороны научно-технической революции могут быть устранены только на основе развития в рамках капитализма процесса социализации.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Отличительные особенности индустриального общества заключаются в следующем:

- утверждение индустриального технологического уклада как доминиру­ющего во всех общественных сферах (от экономической до культурной);

- изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокраще­ние доли занятых в сельском хозяйстве (до 3—5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40—45%);

4 См.: Rostov/ W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. 3rd ed. Cambridge. 1995. P. 4, 8-9.

- интенсивная урбанизация;

- возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;

- образовательная революция: переход к всеобщей грамотности и форми­рование национальных систем образования;

- политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права);

- рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»);

- изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»);

- изменение демографического типа развития (низкий уровень рождае­мости, смертности, рост продолжительности жизни, старение населе­ния, т.е. рост доли старших возрастных групп).

 

Индустриальное общество родилось в XVIII в. Оно — дитя двух револю­ций — экономической (Великая промышленная революция в Англии) и по­литической (Французская революция 1789—1794 гг.). Они изменили лицо Ев­ропы: первая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию — классовую, а вторая — политические свободы и права, а также новую политичекую форму общества — демократию, основанную на равенстве всех людей перед законом.

 

К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса:

1) урбанизация — переселение людей в города и распространение городс­ких ценностей жизни на все слои населения, неотъемлемый спутник друго­го процесса — индустриализации.

В результате усиливавшейся индустриализации все большая часть насе­ления перемещалась в города. Везде возникали рабочие кварталы, обитате­ли которых жили в нищете. Так, в Лондоне рабочая семья из десяти человек занимала нередко лишь одну комнату площадью 10 кв. м. В Париже только около 50% зданий было пригодно для жилья. Их характерной особенностью были сырость, плохая вентиляция и недостаток освещения. На задних дво­рах скапливались отбросы и нечистоты. Берлин был третьим — после Лон­дона и Парижа — европейским центром, в котором население постоянно увеличивалось.

В России соотношение городского и сельского населения стало резко меняться после отмены крепостного права (1861). Доля горожан в обшей массе населения европейской России поднялась с 9,98% в 1863 г. до 12,9% в 1897 г. и до 15,3% в 1914 г. Наиболее быстро росли города, ставшие центра­ми фабрично-заводской промышленности, железнодорожные, морские и речные порты. Большое распространение в городах и рабочих поселках по­лучили фабрично-заводские казармы, в которые насильственно селили ра­бочих. Обязательной частью городского быта стали трущобы и ночлежные дома для бездомных;

Таблица 1 Сравнительная таблица

 

Критерий Доиндустриальное общество Индустриальное общество
Размер сообщества Обычно небольшое (деревня) Обычно большое (город)
Социальные отношения Преимущественно первичные (лич­ные, доверительные) Преимущественно вторичные (без­личные, анонимные)
Разделение труда Незначительное, в основном поло­возрастное Очень развитое: занятия высоко специализированы
Статус Преимущественно предписанный Отчасти предписанный, но главным образом достигаемый
Социальная структура Относительно простая: малое ко­личество статусов и четко опреде­ленных институтов, не считая семьи Сложная: большое количество статусов и четко определенных институтов
Социальный контроль В основном неформальный, со­стоящий в спонтанных реакциях сообщества В основном формальный, основан­ный на законах, полиции и судах
Ценности Традиционно ориентированные, религиозные Ориентированные на будущее, светские
Культура Гомогенная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценно­сти Гетерогенная: большое количество субкультур с различными нормами и ценностями
Технология Примитивная, использующая фи­зическую силу человека и домаш­них животных Высокоразвитая, в основном ис­пользующая преимущества машин
Социальные изменения Медленные Быстрые

Источник: Robertson!. Sociology. N.Y., 1977. P. 91.

2) индустриализация — применение научных знаний к промышленной тех­нологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам вы­полнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые живот­ные.

Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологий постоянно растет. Эту возможность обеспе­чивает именно урбанизация — выкачивание сельского населения и превра­щение его в городское высокообразованное. Для человечества переход к про­мышленности был такой же значительной революцией, как переход к зем­леделию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения. Сегодня в сельском хозяйстве США заня­то 5% населения, в Германии — 10%, в Японии — 15%.

Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространя­лось и на простых людей. Еще в XVI1 в. простолюдинов отказывались счи­тать полноправными членами общества, если они находились в экономичес­ки зависимом положении.

В отличие от земледельческих государств и империй индустриальные стра­ны более многочисленные — десятки и сотни миллионов человек. Это вы­сокоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появи­лись тысячи и десятки тысяч профессий, большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз.

Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть — аграрным. Престиж первого постоянно растет, а вто­рого падает, правда, до известного предела. Наступит время, и престиж про­мышленного труда также начнет неумолимо снижаться в связи с переходом к следующей стадии — постиндустриальному обществу.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития высту­пало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Доиндустриальное общество имело экономику, основанную на первич­ном производстве (охота, собирательство, огород, фермерство). Индустри­альные общества имеют экономическую и социальную структуру, основан­ную на машинной технологии и крупномасштабных системах производства. Инвестиции расширили финансовую власть Запада по всему миру. В резуль­тате немногие индустриально развитые страны господствуют над остальным миром экономики и политики. Индустриализация является основой более широкого социального процесса — модернизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1845 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.