Павильонные киносъемки представляют собой технологически сложный вид съемки. От того, в каких условиях приходится их проводить, во многом зависит успешность работы съемочных групп.
До начала съемок цеха и отделы технической базы на основании заявок съемочных групп проводят разностороннюю работу по строительству и отделке декораций, сборке подвесных осветительных лесов, монтажу киноосветительной аппаратуры и другим видам материально-технического обеспечения киносъемок. Главное внимание должно быть направлено на безопасную эксплуатацию осветительных лесов и электроаппаратуры. Сборка лесов ведется постановочным цехом (участком) киностудии в соответствии с утвержденной планировкой. Все элементы, из которых монтируются леса, должны проходить периодическую проверку на прочность и иметь соответствующие отметки об этом. Для того чтобы леса в процессе эксплуатации не раскачивались, их закрепляют откосами или растяжками к полу, колосникам, балконам кинопавильона или к специальным брусьям. После того как сборка лесов закончена, проводится их осмотр и сдача в эксплуатацию. В этой работе участвуют мастер кинопавильона, представитель светотехнического цеха и специалист по охране труда. Проверяются правильность расположения и надежность крепления лесов, наличие ограждающих перил.
Смонтированные леса должны отвечать требованиям электробезопасности, для чего металлические подвески (тросы), соединенные с рабочим потолком кинопавильона и предназначенные для закрепления лесов, обязательно разделяются специальными изоляторами. Обычно они имеют форму квадратного кольца, покрытого слоем прочного диэлектрического материала, и устанавливаются на высоте не менее 2 м от настила лесов. Тем самым создается разрыв возможной электрической цепи (неисправный киноосветительный прибор—человек—заземленная металлическая конструкция) и предотвращается возможность электро-травм. Аналогичные меры принимаются в случаях, когда леса расположены ближе 1,5 м к другим открытым заземленным металлическим конструкциям кинопавильона (элементы стен, трубы технологических коммуникаций, водопровода, коробы вентиляции и т.д.). Для электроизоляции применяются ограждения из дерева, стеклоткани и других диэлектрических материалов.
Все отмеченные в ходе приемки лесов недостатки устраняются постановочным цехом. Без этого леса не принимаются в эксплуатацию.
Если в результате осмотра лесов замечаний нет, составляется акт об их приемке, по которому светотехники получают разрешение монтировать на них киноосветительную аппаратуру и эксплуатировать их в течение съемок в данной декорации. После приемки осветительных лесов запрещается вносить изменения в схему их установки, снимать ограждения, устанавливать дополнительные переходы между секциями и производить иные переделки. Далее бригада осветителей приступает к монтажу киноосветительной аппаратуры. Он ведется на основании схем освещения, разрабатываемых по каждому фильму киноосветительной группой. Схема предусматривает количество, типы и расположение киноосветительных приборов.
Поскольку для всех осветительных лесов установлена максимальная рабочая (расчетная) нагрузка, вес приборов должен соответствовать этой величине. Дополнительные приборы, не предусмотренные схемой операторского освещения, могут устанавливаться по согласованию с мастером кинопавильона при условии, если максимально допустимая нагрузка не будут превышена.
Установка киноосветительных приборов в декорациях ведется бригадой осветителей, имеющих II—V квалификационную группу по технике безопасности, согласно схеме и указаниям кинооператорской группы.
Монтаж лесов, установка и обслуживание осветительнойаппаратуры являются категорией работ на высоте. К ним относятся работы, при выполнении которых работающий находится на высоте 1,3 и более метров от поверхности, перекрытия или рабочей настила и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте.
Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила! В этом случае должен использоваться предохранительный пояса.
Смонтированные приборы должны иметь устойчивое положение.!
В целях пожарной безопасности между ними и драпировками, заглушениями должно быть не менее 1,5 м. Фигурные затемнится необходимо устанавливать на безопасном расстоянии от воспламеняющихся предметов и материалов, поскольку под действием теп-1 ла, излучаемого киноосветительной аппаратурой, могут воспламеняться многие, считающиеся «безопасными» материалы.
Соединительные электрические кабели, служащие для подключения аппаратуры и оборудования, должны прокладываться так, чтобы они не мешали проходу людей и были видны во избежании повреждения и опрокидывания приборов. В местах прохода для защиты проводов и кабеля устраиваются переходные мостки. Распределительные щиты в кинопавильонах, предназначенные для; подключения киноосветительных приборов, должны быть оборудованы' световой сигнализацией об уровне напряжения и иметь предупредительные надписи об опасности. Включать и эксплуатировать киноосветительную аппаратуру, установленную в декорациях, могут только те осветители, которые имеют удостоверение о квалификационной группе по электробезопасности.