Представители съемочной группы (кинорежиссер или директор) проводят подробный инструктаж с участниками съемок, в ходе которого обращают внимание на порядок и условия проведения съемок. Участников массовки следует разбивать на группы численностью не более 50 человек и назначать в каждой из них специально подготовленных бригадиров. Если в массовых сценах снимаются животные или по ходу съемок используются различного рода машины и механизмы, должна быть заранее предусмотрена координация в действиях, по возможности проведены репетиции. Особое внимание должно обращаться на степень подготовленности участников массовых сцен с учетом взаимодействия между группами.
При киносъемках, проводимых с различных видов транспортных средств (воздушный, водный, наземный), должны применяться специальные устройства для крепления аппаратуры и размещения участников киносъемки, обеспечивающие безопасность труда (предохранительные пояса, страхующие канаты, ограждения и т.д.). Такие киносъемки могут проводиться только после инструктажа и под наблюдением соответствующих специалистов.
Безопасность работы в киноэкспедициях во многом зависит от организации работы автотранспорта съемочной группы. Для проведения киносъемок в экспедицию направляются различные транспортные средства общего и специального назначения.
Продюсер должен обеспечить место стоянки и охрану транспортных средств, закрепленных за съемочной группой. Все вопросы эксплуатации автотранспорта, включая безопасность движения и использование транспортных средств, решаются старшим водителем.
При организации работы на съемочной площадке большое внимание нужно обращать на безопасную эксплуатацию киноосветительной аппаратуры. Соединительные электрические кабели должны располагаться так, чтобы их нельзя было повредить. Если работа проводится в сырых местах, в дождливую погоду или с использованием по ходу съемок воды (искусственный дождь, тушение пожара и т.д.), аппаратура должна быть защищена от влаги. Работники, обслуживающие аппаратуру, должны работать в диэлектрических перчатках и обуви. Электрический кабель и распределительные коробки в этих случаях укладываются на изолирующие подставки, в качестве которых используются, например, диэлектрические коврики и козлы, изготовленные из токонепроводящих материалов.
Если для съемок используются передвижные электростанции (лихтвагены), подключать киноосветительную аппаратуру могут только работники, обслуживающие эти агрегаты. При интерьерных съемках для питания киноосветительных приборов чаще всего используется местная электросеть. Подключать к ней аппаратуру может только специалист энергохозяйства данного объекта, у которого имеется квалификация по электробезопасности не ниже третьей группы. Бригадир осветителей (старший осветитель) съемочной группы не имеет право самостоятельно подключать киноосветительную аппаратуру к местной электросети. Несоблюдение этого правила на практике приводило к выводу из строя систем энергоснабжения и даже к возникновению пожаров.
При использовании в ходе съемок дождевальных установок на съемочной площадке повышается опасность попадания работников под воздействие электрического тока. Поэтому дополнительное внимание должно быть уделено электробезопасности. Для этого при монтаже установки нужно исключить возможность попадания воды на токоведущие части. Отводы для использованной воды устраиваются в тех местах, где не пролегают временные линии электропередачи.
В некоторых фильмах действие происходит на берегах различных водоемов, в болотистых местах. Такие киносъемки следует проводить с особым вниманием. Организуя съемки, продюсеру следует обратиться к помощи местной спасательной службы, работники которой тщательно исследуют дно и состояние водоема. При необходимости проводится дополнительная подготовка водоема и прибрежной территории. При киносъемках на воде работники спасательной службы несут постоянное дежурство, имея необходимые средства для оказания помощи. Если требуется, участники киносъемок снабжаются спасательными жилетами. Важно, чтобы все плавательные средства, используемые при киносъемках (понтоны, плоты и т.д.), были исправны и соответствовали расчетной нагрузке. Если по ходу киносъемок исполнители находятся в водоеме или обливаются водой, на это необходимо получить разрешение врача.
Если артист не умеет плавать, то для его обучения заранее нанимают тренера-инструктора. Когда же съемка ведется на общем и среднем планах, артистов следует заменять дублерами. Во время съемок на воде обязательно должно быть установлено дежурство медицинского персонала.
Артисты допускаются к съемкам, если температура воды не ниже +18°С. Е сли при этом температура окружающего воздуха + 18°С и ниже, администрация съемочной группы должна организовать обогрев исполнителей и предоставить им сухую одежду по окончании съемки каждого дубля.
При температуре воды ниже +18°С осуществляется съемка дублера (спортсмена-моржа). В некоторых случаях для съемки артистов в холодной воде применяют гидрокостюмы, надетые под игровую одежду. Различные прыжки и падения в воду исполняются только специально подготовленными артистами или дублерами. Съемки таких сцен разрешается проводить в каждом конкретном случае в зависимости от высоты прыжка и глубины водоема. Т ак, например, при прыжке в воду с выс. 3 м глубина водоема должна быть не менее 1,5 м.
Для проведения киносъемок на льду необходимо заранее проверить толщину и состояние льда, получить заключение спасательной службы о минимально допустимой его толщине. При съемках льда с трещинами должны быть приняты меры безопасности (использования страховочных поясов, багров и пр.). Для исполнения опасных кадров должны привлекаться спортсмены-дублеры.
По целому ряду фильмов возникает необходимость в батальных киносъемках. Батальными в современном кинематографе принято считать сцены, показывающие эпизоды военных сражений с участием различных родов войск, с использованием военной техники и сложных пиротехнических эффектов.
Подобные съемки представляют собой опасность для их участников, связаны с возможностью получения травм в результате неосторожного обращения с оружием, несоблюдения мер предосторожности при создании пиротехнических эффектов (взрывы, шрапнели, ракеты, дымовые завесы и т.п.). Опасность эта в большинстве случаев носит комплексный характер, так как батальные сцены вбирают в себя многие виды съемок. При постановке сцен боев участникам приходится выполнять различные виды трюков в условиях сложного рельефа местности, среди зданий, различных предметов, конницы, действующей военной техники, взрывов, огня и т.п.
О масштабах проводимых пиротехнических взрывных работ на батальных съемках говорят такие цифры. Во время съемок ряда батальных сцен фильма «Солдаты свободы» (режиссер Ю. Озеров) в кадре было одновременно до 500 взрывов различной силы — от небольших локальных до фоновых, каждый из которых требует около двух килограммов тола. В этих съемках участвовали до 250 танков, большое количество другой техники, тысячи человек массовки.
В съемках одного из эпизодов фильма «Фронт за линией фронта» (режиссер И. Гостев) было использовано 7000 шашек черного дыма, 5000 малых пиротехнических шашек, 600 магниевых факелов, 1000 бомб, 1000 автоматов, 300 ручных гранат. Нередко к участию в батальных киносъемках привлекается большое количество людей. Так, например, в съемках Бородинского сражения (киноэпопея «Война и мир») участвовали почти 15 тыс. чел. из различных родов войск.
Особая роль в организации батальных киносъемок отводится военным консультантам. В их задачи входит не только соблюдать историческую точность и достоверность, но и решать вопросы безопасности. Военные специалисты участвуют в разработке планов проведения батальных съемок, определяют с учетом конкретных условий места взрывов и безопасные расстояния от них, осуществляют оперативное руководство воинскими подразделениями в ходе подготовки и проведения съемок боя. Если в киносъемках участвуют воинские подразделения, командование назначает одного из командиров ответственным за технику безопасности. Для того чтобы его указания распространялись на работников съемочной группы и других участников съемки, продюсер должен заключить с ним договор и издать соответствующее распоряжение по группе.
Работа по подготовке батальных киносъемок проводится следующим образом.
- Когда выбрана местность и определены точки съемки, составляется подробный топографический план с нанесением на него деталей задуманного кадра.
- Исходя из этого разрабатываются, конкретные предложения по мероприятиям, запланированным ранее в «Журнале по охране труда съемочной группы».
В этой работе принимают участие руководители съемочной группы и все заинтересованные работники.
- В точном соответствии с разработанным планом на местности условными знаками размечают маршруты движения людей и техники. Экипажи танков, боевых и других военно -транспортных средств проходят пешком свои маршруты и изучают особенности движения по местности. Проводится подробный инструктаж всех участников киносъемки.
- После этого осуществляется подготовка пиротехнических средств. Каждый пиротехник или исполнитель обеспечивает работу не более 5—8 эффектов, иначе теряется оперативный контроль над эффектами и может возникнуть опасность. Все эффекты управляются со специальных пультов при помощи электрических запалов. Пиротехнические заряды располагаются в стороне от намеченных маршрутов движения техники и помечаются флажками или вехами. При подготовке взрывов в грунте заранее роют воронки и засыпают их просеянным грунтом, торфом или другим мягким засыпным материалом. Воронки делают такого размера, чтобы при срабатывании заряда не были нарушены их стенки. Если необходимо, чтобы при взрыве летели комья или камни, их имитируют кусками легких, окрашенных в соответствующий цвет пенопластов.
Для того чтобы снизить степень опасности пиротехнических эффектов во время киносъемок, на «Мосфильме» были разработаны и используются пиротехнические изделия для имитации взрывов снарядов и бомб, которые получили название имитаторов. Эти изделия обеспечивают требуемый эффект, при срабатывании не создают ударную взрывную волну и этим выгодно отличаются от других взрывчатых веществ. В настоящее время для имитации взрывов в непосредственной близости от людей применяются только изделия этого типа. При взрыве даже рядом с человеком они не могут привести к травме, связанной с длительной потерей трудоспособности или к другим серьезным последствиям. Особое внимание должно уделяться безопасности при работе со взрывами на воде. Образующаяся при имитации взрыва детонационная волна чрезвычайно опасна для органов слуха и зрения находящихся в воде людей. Поэтому в таких случаях за безопасное принято расстояние не ближе 250 м до места взрыва. Несоблюдение этого правила приводило к несчастным случаям. Съемочная группа снимала сцену высадки десанта под обстрелом. По плану заряды, заложенные на берегу реки и в воде, взрывались до подхода к берегу двух катеров с десантниками. Однако из трех зарядов, установленных в воде, один сработал своевременно, второй не взорвался, а третий взорвался с опозданием, когда десантники уже выпрыгивали из катеров. Взрывной волной был тяжело контужен снимавшийся в сцене артист.
При проведении киносъемок с использованием пиротехнических эффектов и оружия старшим на съемочной площадке является оружейник-пиротехник, и его указания по безопасности труда являются обязательными для всех участников киносъемок. Безопасность батальных киносъемок во многом зависит от предварительных репетиций.
Особое значение имеют продуманная организация работ, согласованность и точная координация действий различных групп участников, четкое взаимодействие всех родов войск, занятых в съемке, отработка последовательности включения взрывов в соответствии с действиями отдельных звеньев массовки.
При проведении репетиций и съемок батальных сцен широко используются различные громкоговорящие установки, радио- и телефонная связь, средства сигнализации. Администрация съемочной группы должна также обеспечить дежурство представителей пожарного надзора и медицинского персонала. Их численность определяется масштабами киносъемок.
После окончания киносъемок с использованием пиротехнических эффектов продюсер должен обеспечить проверку объекта в течение 3—5 часов.
Пиротехники (военные специалисты) тщательно осматривают территорию, на которой производились работы. В том случае, если выявляются причины, которые могут привести к несчастным случаям с людьми и возникновению пожара, принимаются меры по их устранению.
Особо следует сказать о применении оружия при киносъемках. На него распространяются все правила, действующие в отношении боевого (огнестрельного) оружия.
Вопросы хранения, учета, транспортировки и использования оружия решаются в соответствии с нормативными документами и контролируются органами внутренних дел. Оружие, применяемое на киносъемках, проходит специальную предварительную подготовку, которая позволяет исключить возможность боевого выстрела. Для этого в патроннике оружия помещают специальный упор, который не допускает прохода патрона с боевой пулей.
Стрельба холостыми патронами из огнестрельного оружия должна производиться так, чтобы ствол был направлен в сторону от живой цели. Безопасным считается в этих случаях расстояние в 20 м.
При стрельбе из орудия пиротехническими выстрелами людям запрещается находиться перед орудием ближе 20 м, при этом угол наклона ствола орудия к горизонтали должен быть не менее 45°. При необходимости стрельбы на более близком расстоянии применяются уменьшенные заряды из составов, дающих только вспышку и дым без сильной взрывной волны.
Холодное оружие, применяемое на киносъемках (сабли, кинжалы, ножи, кортики и др.), может быть настоящим или бутафорским. У настоящего холодного оружия должны быть затуплены лезвия и концы. Бутафорское оружие изготавливается без острых концов и лезвий.
Чтобы обеспечить безопасность при киносъемках с использованием оружия, проводится тщательный и подробный инструктаж всех участников съемки о правилах обращения с оружием и холостыми патронами, а также принимаются меры, предотвращающие хищение оружия.
В некоторых фильмах имеются сцены с животными, которые сами по себе могут являться источниками повышенной опасности для окружающих. Животных для съемок берут из зоопарков, цирков, у частных лиц. Иногда приходится вести специальный отлов диких животных. Без заключения ветеринара животные к съемкам не допускаются.
Для подготовки зверей администрация привлекает опытных специалистов-дрессировщиков. Безопасность при съемке находится в прямой связи с умелой дрессировкой: тщательное изучение характеров и повадок животных, определение индивидуального подхода к ним, умение своевременно распознать и предупредить все возможные отклонения от нормы поведения с их стороны, смену настроений и т.д. Важным моментом является создание привычной обстановки, приучение зверей к условиям съемочной площадки.
Во время репетиций и съемок с участием животных дрессировщик отвечает за безопасность работы съемочной группы. Чтобы полностью обезопасить участников съемки, кадры с животными снимаются в манежной клетке, причем артистов в этом случае заменяют специалисты-дублеры, или такие кадры снимают комбинированным способом. При киносъемке с животными на съемочной площадке должно быть организовано дежурство ассистентов дрессировщика со средствами защиты от возможного нападения. Ими могут быть факелы из легковоспламеняющихся материалов, длинные стальные вилы и пики, пожарные стволы с имеющимися на них кранами для пуска воды. Продюсер должен также обеспечить выполнение требований к содержанию и транспортировке животных и к оборудованию для них специальных помещений.