Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


».ћ.—еченов Ц основатель науки о поведении




¬ начале 60-х годов XIX века в книжке журнала дл€ врачей "ћедицинский вестник" по€вилась стать€, слух о которой распространилс€ "по всей –уси великой". ќдин ссыльный вспоминал, что встретил в далекой —ибири купчиху, котора€ сообщила ему: в ѕетербурге профессор —еченов учит, что "души нет, а есть только рефлексы" (вроде тех, что Ѕазаров и другие тургеневские герои изучают у л€гушек). —тать€ принадлежала —еченову и называлась "–ефлексы головного мозга". ѕо свидетельству современников, в то врем€ не считалс€ образованным человек, на прочитавший этого трактата. „то же в нем доказывалось? ѕочему трактат вызвал среди читающей публики такую бурю? ƒаже герои Ћьва “олстого употребл€ли это выражение: "рефлексы головного мозга".

ѕрименив хорошо известное слово "рефлекс", —еченов придал ему совершенно новый смысл. ќн сохранил восход€щую к ƒекарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). —лово "машина" было метафорой. ќно указывало на то, что наши действи€ совершаютс€ по строгим законам, которые не завис€т от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы. ќни должны быть безостаточно пон€ты из устройства и работы "машины Ц тела".

¬ свое врем€ много шума наделал трактат французского философа XVIII века Ћаметри "„еловек машина". јвтор из страха перед власт€ми опубликовал его под именем какого-то безвестного англичанина. » когда вышел из печати сеченовский трактат, враги материализма стали обвин€ть —еченова в том, что он пытаетс€ реанимировать идеи этого безбожного француза. Ќо русска€ интеллигенци€ была достаточно образованна, чтобы пон€ть сеченовский вызов. ”потребл€€ термин "рефлекс", он наполнил его таким содержанием, которое сохран€ло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строго научного объ€снени€ высших про€влений личности.

 ратко рассмотрим, во что превратилась старинна€ модель рефлекса под руками —еченова. –ефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. ѕервое, начальное звено Ц внешний толчок Ц раздражение центростремительного нерва, которое передаетс€ в мозг (второе звено), а оттуда отражаетс€ (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, Ц третье, завершающее звено). ¬се три звена (блока) были —еченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый, о котором мы расскажем дальше.

»так Ц первый блок. »м, согласно новой сеченевской схеме, €вл€етс€ не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становитс€-чувствованием Ц сигналом. »наче говор€, рефлекс начинаетс€ с различени€ (благодар€ органам ощущений) тех внешних условий, в которых совершаетс€ ответное действие. ѕоэтому оно изначально не €вл€етс€ "слепым" толчком. ќрганизм, говор€ современным €зыком, получает информацию о среде, в которой он будет действовать. —еченов назвал этот принцип "началом согласовани€ движени€ с чувствованием Ц сигналом". Ёто и есть тот первичный акт поведени€, который отличает открытое —еченовым неклассическое понимание рефлекса от всех прежних трактовок этого пон€ти€. «десь перед нами на€ву выступает иде€ неразлучной св€зи организма со средой. Ёто движение Ц не простое отражение наподобие того, как луч отражаетс€ от зеркальной поверхности. ќно совершаетс€ только потому, что сообразуетс€ с услови€ми внешней среды благодар€ сигналам, идущим от нее к органам воспри€ти€ и различени€ этих сигналов. Ќо и этим дело не ограничиваетс€.

—еченов выдвинул оригинальный взгл€д на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. ћышца, по —еченову, это не только рабоча€ машина, выполн€юща€ команды мозга. «адолго до —еченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Ќо не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. ћышца Ц такова важнейша€ мысль —еченова Ц служит также органом познани€. ¬ ней имеютс€ нервные (сенсорные, чувствительные) окончани€, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных услови€х совершаетс€ действие. Ѕолее того, дальнейшие исследовани€ привели —еченова к гипотезе, согласно которой именно работающа€ мышца производит операции анализа, синтеза, сравнени€ объектов и способна, как это доказывалось еще √ельмгольцем, производить бессознательные умозаключени€ (иначе говор€ мыслить).

»з этого €вствует, что лишь по видимости рефлекторна€ работа завершаетс€ сокращением мышцы. ѕознавательные эффекты ее работы передаютс€ "обратно" в центры головного мозга и на этом основании измен€етс€ картина (образ) воспринимаемой среды. ѕоэтому в механизме поведени€, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Ќе прерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. ќно образует тот фундамент, на котором складываетс€ другой, более высокий уровень отношений организма со средой. ѕоследний отличаетс€ тем, что поведение становитс€ психически регулируемым. ≈сли раньше главным началом служило, как сказано, "согласование движени€ с чувствованием Ц сигналом", то теперь возникает новый уровень ориентации организма в окружающем мире. ѕроисходит переход от поведенческого уровн€ к психическому. Ќа базе рефлекторно организованного поведени€ возникают психические процессы.

—игнал преобразуетс€ в образ воспри€ти€ предмета, т.е. в психический образ. Ќо тогда и действие становитс€ уже другим. ќно Ц не проста€ реакци€ на сигнал (как это было на поведенческом уровне). ќно сообразуетс€ с "картиной" среды, которую осваивает организм. »з движени€ оно превращаетс€ в психическое действие. ƒо-психическое поведение становитс€ психически регулируемым. —оответственно измен€етс€ и характер умственной работы. ≈сли раньше она €вл€лась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позвол€ла определ€ть рассто€ние между предметами, их величину и т.д. чисто "автоматически", без вмешательства сознани€), то теперь, как было аргументированно показано —еченовым в трактате "Ёлементы мысли" (первое издание опубликовано в 1878 году), из элементарных операций мысли преобразуютс€ в самые сложные.

Ќо здесь мы уже перешли из области науки о поведении в другую область, оперирующую другими категори€ми, Ц в область психологии. Ќапомним, что это было в тот период, когда назрело врем€ отделени€ психологии от философии. » —еченов, опира€сь на разработанное им. учение о поведении, предлагает свой проект создани€ новой, объективной психологии.

ќн пишет трактат " ому и как разрабатывать психологию?" (187-3). —еченов вз€лс€ за него, поскольку решил ответить на обвинени€, выдвинутые против рефлекторной теории  .ƒ. авелиным в книге "«адачи психологии". ѕо существу же это был ответ не только  авелину, но всем, кто считал —еченова отрицателем психологии, апологетом версии, что психика сводитс€ к рефлексам, изучаемым на л€гушке. ќн доказал, что не отрицает психологию, которую назвал "родной сестрой физиологии".

ќн убежден, что ее передовые тенденции, уже возникшие в этой науке в трудах таких ученых, как √ельмгольц, ƒондерс и др., и обещающие ей прогресс в будущем, бесспорно свидетельствуют в пользу объективного метода в противовес субъективному (интроспективному), который был тогда господствующим во вновь возникающих лаборатори€х. Ёто был первый в истории план построени€ психологии как объективной науки, котора€ не может ограничиватьс€ тем, что "нашептывает обманчивый голос самосознани€". » дальнейший ход развити€ психологического познани€ доказал правоту —еченова.

–ассмотрев преобразовани€, внесенные —еченовьем в различные звень€ рефлекторной схемы, мы не коснулись одного из важнейших, а именно, относ€щегос€ к центральному звену этой схемы Ц головному мозгу. –абота€ в ѕариже, в лаборатории  лада Ѕернара, —еченов открыл так называемое центральное торможение. — этим открытием были св€заны крупные преобразовани€ и в физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. ƒо —еченова, объ€сн€€ де€тельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним пон€тием Ц пон€тием о возбуждении. ќткрытие —еченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действи€ организма (рефлексы), но и задерживать их. Ёто открытие €рко показывает, как порой тесно св€заны научные решени€ с социальными задачами, за которые беретс€ ученый.

Ќапомним, что после великой реформы 1861 года русское общество сотр€сали острейшие идейные столкновени€. ÷ентром споров стал антропологический принцип (именно этим термином „ернышевский обозначил свою знаменитую статью в журнале "—овременник"). »наче говор€ Ц принцип, позвол€ющий объ€снить природу человека как целостного телесно-духовного существа. ƒискуссии о душе и теле приобрели остроту, какой русские интеллектуалы прежде не знали. Ќо вопрос осмысливалс€ не только как чисто научный. –ечь шла о таком поведении организма, которое не только приспосабливаетс€ к среде, но и обладает внутренней силой сопротивлени€ непосредственно действующим раздражител€м, способностью не идти у них на поводу, а противосто€ть им и следовать собственной внутренней программе. ќткрытие торможени€ доказывало, что организм обладает такой способностью.

ќбъектом экспериментов —еченова были высшие нервные центры л€гушки. Ќо став€ эти эксперименты, он имел в виду человека и его поведение. ќб этом говорит, в частности, и его попытка изучить торможение не только на животном, но и на самом себе.  онечно, он не рисковал здоровьем других. ¬ качестве подопытного он избрал самого себ€, поставив на себе мучительный и небезопасный эксперимент.

ќткрытие центрального торможени€ использовалось —еченовым не только дл€ объ€снени€ того, как формируетс€ волева€ личность.  огда рефлекс обрываетс€, не перейд€ в движение, то это, по —еченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались зр€шними. Ќе получив внешнего выражени€, завершающа€ часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движени€ познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращаетс€ в мысль, хот€ и незримую, но продолжающую служить организатором поведени€. Ётот процесс преобразовани€ внешнего во внутреннее получил им€ интериоризации.

ѕон€тие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе ∆ане и ‘рейдом.

—еченовым была создана научна€ школа Ц сперва как небольшой коллектив, который под руководством лидера, в пр€мом общении с ним, разрабатывал конкретную научную программу. “ака€ школа у него была в течение нескольких лет, когда совместно с группой учеников он экспериментально доказал, вопреки критикам, что существует феномен центрального торможени€. ѕрограмма была исчерпана. ”бедительные доказательства гипотезы получены. ≈го вчерашние сотрудники зан€лись другими темами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1371 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2445 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.