Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метода нравственного образования




1. До сих пор было говорено о том, как скорее обучать и обучаться наукам, искусствам и языкам. Теперь по справедливости припоминается выражение Сенеки: «мы должны не только учиться, но и научиться» [1], ибо учение есть только подготовление к большему, или, как он говорит: «это только наши первые опыты, но не наши дела»! Итак, что же будет делом? Изучение мудрости, которое возвышает и делает нас сильными и великодушными. Это и есть то, что я выше разумел под словами: нравственность и благочестие, с помощью которых мы делаемся высшими из творений, приближаемся к самому богу.

2. Итак, нужно, сколь возможно более, заботиться о том, чтоб искусство — вселять истинную нравственность и благочестие было точно установлено и введено в школы, дабы они были именно тем, что про них говорят, — «мастерскими для образования людей».

3. Искусство нравственного образования имеет шестнадцать главных правил (canones). Первое из них гласит: Юношеству должны быть внушаемы все добродетели, без исключения. Из того, что справедливо и честно, ничто не может быть исключено без пробела и нарушения гармонии.

4. II. В особенности же относится это к основным, или главным добродетелям: благоразумию, умеренности, самообладанию и справедливости, то есть — чтобы не возводилось здание без фундамента, чтобы части здания не находились в слабой связи с их фундаментом, и не имели бы в нем опоры неустойчивой.

5. III. Благоразумие должно почерпаться из хорошего преподавания, которое научало бы познавать истинные различия вещей и их достоинство. Ибо верное суждение о вещах есть верное основание для всякой добродетели. Прекрасно говорит Вивес: «Истинная мудрость есть безошибочное суждение о вещах, дабы мы каждой из них давали такую цену, какой она действительно стоит; дабы мы не гнались за пустяками, как за чем-нибудь ценным, и не пренебрегали достойным, как чем-нибудь не имеющим цены; дабы мы не осуждали заслуживающего похвалы, не хвалили достойного осуждения. Ибо здесь источник всех заблуждений в головах людей, и всякий порок здесь имеет свое начало; ибо нет ничего более вредного в человеческой жизни, как то искажение суждения, когда к вещам относятся не по достоинству их». «Поэтому следует», — продолжает он далее, — «с детства уже приучать ребенка к тому, чтобы он имел верные мнения, дабы последние созревали в нем одновременно с его годами. Пусть дитя влечется к тому, что правильно, бежит от того, что ложно, так чтобы привычка к правильному образу действий сделалась почти его второй природой» и т. д.

6. IV. Умеренности научаются ученики и приучаются сохранять ее в течение всего времени своего образования: в пище и питье, сне и бдении, в труде и отдохновении, в разговоре и в молчании.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: Ничего лишнего! дабы везде можно было охранить себя от пресыщения и отвращения.

7. V. Самообладанию должны они научиться в преодолении самих себя, — именно в обуздывании желания бегать или играть не в назначенное на то время, и в умерении своего нетерпения, ненависти и гнева.

Основанием для этого будет приучение их делать всё разумно и ничего не делать в порыве и с необузданностью. Человек — разумное существо; поэтому пусть приучается он руководиться разумом и при каждом деянии спрашивать себя: что, почему и как что-нибудь сделать правильно, дабы человек воистину был царем своих деяний. А так как дети еще не восприимчивы (по крайней мере не все) для такого столь обдуманного и разумного поведения, то будет в высшей степени полезно, при воспитании самообладания и власти над самими собой, приучать их исполнять больше волю других, чем собственную, — именно во всем и немедленно повиноваться старшим. «Кто хорошо дрессирует лошадей», говорит Лактаций, — «тот научает их сначала слушаться повода; следовательно, кто хочет образовать мальчиков, тот должен сначала приучить их, чтоб они слушались одного слова». Сколько в детях лежит надежды привести к лучшему состоянию человеческие смуты, которыми полон мир, когда люди будут доведены до того, что один будет следовать другому, все же делать всё по собственному обсуждению, и уже с самой ранней юности!

8. Справедливости научаются, когда дети никого не обижают, каждому воздают то, что ему предлежит, избегают лжи и обмана и являются верными своему дому и ласковыми. Воспитывать детей в этом отношении должно, как и в других добродетелях, теми средствами и способами, которые предписываются нижеследующими правилами.

9. Виды самообладания, особенно необходимые для юношества, суть: благородное прямодушие и преодоление трудностей. Ибо жизнь посвящается обхождению с людьми и разумно полезному труду; поэтому, нужно научать детей выдерживать взгляды людей и выполнять всякого рода честную работу, да не будут они нелюдимыми, мизантропами, тунеядцами и бесполезным бременем земли. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством речей.

10. Достойное уважения прямодушие вызывается частым обращением с почтенными людьми и исполнением в их присутствии даваемых ими поручений.

Аристотель так воспитывал Александра, что тот двенадцати лет от роду умел уже обращаться с разного рода людьми, с царями и с посланниками царей и народов, с учеными и неучеными, горожанами и сельчанами, и о каждом встречавшемся ему предмете разумно спрашивал и отвечал. Но, чтобы все учились подражать нашему всеобщему наставлению, необходимы правила для обхождения, практически применимые к делу, дабы дети прилично, скромно обращались и беседовали с учителями, с учениками, с родителями, с прислугой и с другими людьми, и в случае, если бы в ком-нибудь из учащихся выказались нерадение, опрометчивость, мужицкая грубость, дерзость и т. п., они могли бы быть снова разумно направлены на истинный путь.

11. IX. Привычку к труду молодые люди приобретают, когда они постоянно что-нибудь делают, будет ли это серьезное дело, или только развлечение.

Для привычки к труду совершенно всё равно, что, для какой цели и как делается. И в забавах можно научиться чему-нибудь, что пригодится в серьезный час, когда того потребуют время и обстоятельства. И так как действие изучается посредством действия (как это мы видели в свое время), то и работа изучается посредством работы, и притом так, что постоянные (однако не чрезмерные) занятия, умственные и телесные, превращаются в прилежание и, в конце концов, делают деятельному человеку бездеятельную праздность невыносимой. Поэтому и изречение Сенеки становится истиной: «Труд питает благородные души».

12. X. Родственную справедливости добродетель — расположение и готовность служить другим — необходимо вселять в юношество прежде всего.

С испорченной натурой тесно связан порок себялюбия; зараженный им требует, чтобы почти только на него одного обращалось всё внимание, между тем как для него не имеет никакого значения то, что случается с другими. В этом недостатке и заключается причина разнообразнейших смут в человеческих делах, вследствие того, что каждый заботится только о себе, между тем как внимание к общему благосостоянию отходит на задний план. След., нужно прилежно запечатлевать в юношестве общую задачу нашей жизни, — именно, что надо жить не только для нас самих, но и для бога и ближнего, т. е. для человеческого общества; дабы серьезно убежденные в этом юноши уже с детства приучались подражать богу, ангелам, солнцу и другим благороднейшим созданиям, — созерцая их, стремиться исполнить свое назначение в служении обществу, быть полезными сколь возможно большему числу людей. Отсюда произойдет общее возвышение благосостояния, как в частной, так и в общественной жизни, — когда для общей пользы все пойдут рука в руку и везде один другому сумеют и и пожелают служить. Будут же это знать и хотеть только те, кто научился.

13. XI. Усвоение добродетелей должно начинаться в самой ранней юности, прежде чем дух воспримет пороки.

Ибо если ниву засеять дурными семенами, то она хотя и произведет растения, но что это будут за растения! Плевел и сорная трава. Если же есть намерение возделать ниву, то можно возделать лучше и с более верным успехом рассчитывать на урожай, если сначала, в самой ранней весне, вспашут ее, засеют и взборонят. Вообще, приобретение хороших привычек с нежного детства имеет чрезвычайно важное значение; ибо чем раз бочка была наполнена, тем долго еще будет отдавать впоследствии.

14. XII. Добродетелям научаются — когда постоянно занимаются делами, достойными уважения.

Мы уже видели (в XX-й и XXI-й главах), что научаемся — познанию чрез познавание, труду — чрез труд. Следовательно, как дети легко научаются ходить посредством хождения, говорить — посредством говорения, писать — посредством писания; точно также должны они научаться и послушанию — посредством послушания, воздержности — посредством воздержания, правдивости — посредством соблюдения правды, постоянству — посредством упражнения в терпении; только бы они не имели недостатка в людях, которые словом и примером шли бы впереди их.

15. XXIII. Примеры правильной жизни со стороны родителей, нянек, учителей, соучеников должны постоянно освещать путь.

Дети — как обезьянки (simiolae): что́ они видят, тому охотно подражают, — как хорошему, так и дурному, и даже без особого приказания; потому они научаются раньше подражать, чем познавать. Я имею в виду одинаково — сколько живые примеры, столько же и заимствованные из истории; однако прежде всего живые, ибо они действуют непосредственнее и сильнее. И потому, если честные родители — заботливые оберегатели домашней дисциплины, если учителя суть избраннейшие из числа людей и по своим добрым нравам достойны подражания, то это будет наилучшим средством возвысить учеников до истинно-нравственной жизни.

16. XIV. Но к примерам следует присоединять предписания, жизненные правила, дабы подражание улучшалось, дополнялось, усиливалось. (Сравни, что было сказано в XXI-й главе, правило 9-е.) Такие жизненные правила можно заимствовать как из Священного Писания, так и из изречений мудрецов. Напр., чем и как можно предохранить себя от зависти? каким панцирем можно защитить свою грудь против скорби и всякого рода неприятностей, встречающихся почти на каждом шагу в жизни? как сдерживать радость, каким образом обуздывать гнев, прогонять преступную любовь? и подобное; но всё сообразно с возрастом и с степенью развития воспитанников.

17. XV. Также следует весьма заботливо оберегать детей от обращения с дурными людьми или детьми, дабы первые не заразились от последних.

Ибо, вследствие испорченности нашей натуры, дурное легче пристает и крепче держится. Поэтому, со всем тщанием следует удалять от юношества всякий повод к соблазну, как напр. дурные товарищества, соблазнительные книги, пустые и бессодержательные сочинения (ибо если при этом примеры зла не касаются глаз и ушей, то всё же в душе остается яд); наконец, также следует удалять и праздность, дабы дети от нечего делать не научились делать дурное, или дабы чрез занятие пустяками не тупели умственно. И потому полезно доставлять им постоянно занятия, будут ли это серьезные вещи, или забавы, — только не следует дозволять им праздности.

18. XVI. И так как мы не обладаем столь острым зрением, чтобы не проскользнуло что-либо дурное, то крайне необходима дисциплина, чтобы противодействовать злым нравам.

Ибо враг наш — сатана сторожит нас не только тогда, когда мы спим, но и тогда, когда мы бодрствуем и сеем на духовную ниву добрые семена; он вмешивается и рассеивает между них свои плевелы; оттого, испорченная натура колеблется то в одну, то в другую сторону, так что нужна сила для противодействия злу. Противодействие же достигается посредством дисциплины, т. е. посредством строгих выговоров и наказаний, словесных и телесных[2], смотря по требованию обстоятельств, но всегда — вслед за проступком, дабы заглушить в самом зародыше порок или даже, если возможно, вырвать его с корнем. Итак, в школах должна быть применяема дисциплина, не столько ради знаний (которые, будучи сообщены при хорошей методе, скорее составляют удовольствие, приманку для человеческого ума), сколько ради нравов. Но о дисциплине будет говорено в XXXI-й главе.

ГЛАВА XXIV





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.