Павел весьма озабочен вопросом жизни верующего. Он утверждает тот факт, что мы должны вести достойную жизнь (4:1), не поступать как люди этого мира (4:17). Он также призывает нас поступать как чада света (5:8), как мудрые (5:15). В данном стихе апостол умоляет верующих жить так, чтобы повседневное хождение характеризовалось любовью. Каждый верующий постоянно нуждается в возрастании в любви, так как она является исполнением закона (Рим. 13:8-10). По мере возрастания в любви, мы также видим необходимость в ее большем умножении. И ввиду того, что любовь в библейском определении является совершенной противоположностью плоти, то мы всегда нуждаемся в напоминании о ней и в поощрении к любви.
Слово итак относит нас назад к последней части главы 4, особенно к стиху 32. Доброта, сострадание и прощение является характерными чертами Бога, Который есть любовь. Сам Бог отличается безграничной благостью, сострадательностью и всепрощением, и мы достигаем этих добродетелей путем подражания их Источнику. Mimetes подражание - это термин, от которого произошло название "мимический актер", то есть человек, подражающий определенным чертам другой личности. Как подражатели Богу, христиане должны принимать характерные черты Бога, а более всего Его любовь. Вся христианская жизнь является воспроизведением благости, что подмечается в Личности Христа. Спасением человека Бог преследует цель искупить его от греха и уподобить "образу Сына Своего" (Рим. 8:29). Уподобиться Христу -значит стать совершенным, как совершенен Бог (Матф. 5:48). "Как послушные дети, - говорит нам Петр, - не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, Но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят" (1 Пет. 1:14-16; Лев. 11:44). Великая надежда верующих состоит в том, что: "Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (I Иоан. 3:2). Мы можем подражать Его любви, потому что "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5).
Когда Александр Македонский в своей армии обнаружил труса, которого тоже звали Александром, то сказал этому воину: "откажись от своей трусости, или откажись от своего имени". Те, кто носят Божье имя, должны подражать Его характеру. Даже в наших ограниченных обстоятельствах существует возможность, по Божьей благодати, отражать, Его сущность.
Чтобы узнать, каким является Бог, мы должны изучать Его Слово, Его откровение о Себе Самом. Его великое раскрытие Себя. Однако, чем больше мы узнаем о Божьем характере, тем больше познаем насколько далеко мы стоим от Него, видя Его высоту и абсолютное совершенство и нашу неспособность исполнить повеление уподобиться Ему, быть таким как Он. Именно поэтому нужно "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке", дабы нам "исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. 3:16, 19). Мы можем подражать Богу только тогда, когда Иисус Христос Господь в Своем совершенстве поселится в нас. Только благодаря Его Духу мы можем стать подобными Ему. Поэтому, мы должны полностью подчинить себя действию и владычественному влиянию Святого Духа, чтобы исполнить наставление Павла, изложенное в Послании к Коринфянам: "Все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 16:14).
Нет ничего противоестественного в том, что дети похожи на своих родителей. Они обладают характером своих родителей и инстинктивно подражают их поведению и поступкам. Через Иисуса Христа Бог даровал нам право быть Его детьми (Иоан. 1:12; Гал. 3:26). Как Павел заявил в начале этого письма, Бог избрал нас, "предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф. 1:5). Наш Небесный Отец свят - и мы должны быть святы. Он добр - и мы должны быть добры. Он полн прощения - и мы должны прощать. Бог во Христе смирил Себя - и мы должны себя смирять. Бог - есть любовь и, как Его "возлюбленные чада", мы должны жить в любви. Конечно, эта способность не естественная, но сверхъестественная, и она требует новой природы и постоянного проявления силы Святого Духа, действующего в нас посредством послушания Божьему Слову.
Величайшее доказательство любви появилось в незаслуженном прощении нас. Бог засвидетельствовал о Своей великой любви тем, что отдал "Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). Божья любовь принесла человеку прощение. Бог возлюбил мир такой великой любовью, что распростер Свое прощение грешному, мятежному, жалкому и отвратительному в своих преступлениях человечеству, послав Своего Сына отдать на кресте жизнь, чтобы люди не увидели вечной смерти. Он предложил миру дар вечного общения с Ним.
В связи с тем, что прощение является высочайшим свидетельством Божьей любви, оно также будет и наиболее убедительным доказательством нашей любви. Любовь всегда будет побуждать нас прощать людей точно так же, как любовь побудила Бога во Христе простить нас (Еф. 4:32). Ничто большее, чем неспособность к прощению, не раскрывает ожесточенного состояния сердца, лишенного любви. Дух непрощения свидетельствует об отсутствии любви (см. 4:31). Напротив же, присутствие прощения всегда доказывает наличие любви, потому что только любовь имеет побуждение и силу к прощению. Наша любовь измеряется способностью к прощению.
И независимо от того, что мог бы совершить против нас другой верующий, нанеся нам ущерб, поступив несправедливо, Христос уже внес плату за тот грех. Независимо от боли, клеветы, гонения, или какого иного вреда, причиненного нам, жертва Христа сильна уплатить за вину их греха. Когда христианин проявляет мстительность против своего брата, или таит этот дух в своем сердце, то он не только грешит тем, что позволяет эгоистической ненависти контролировать им, но и тем, что попирает жертву Христа своим старанием воздавать наказанием за грех, цену которого уже уплатил Господь.
Христос уже внес плату за каждый грех, и мы не имеем права взыскивать за грех любого человека, даже неверующего. Петр считал, что довольно было прощать согрешившему "до семи раз". Но Иисус сказал: "Не говорю тебе "до семи", но до седмижды семидесяти раз" (Матф. 18:22). Во Христе все наши "грехи ради имени Его" (1 Иоан. 2:12); Он простил нам все грехи" (Кол. 2:13) (добавлено выделение). В Нем "мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф. 1:7).
Глубина нашей любви проявляется в размере нашего прощения точно так же, как глубина Божьей любви проявляется в величине Его прощения. "Более же всего, - говорит Петр, -имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8). Греческое слово, переведенное как "усердную" относится к мышце, растянутой до предела. Наша любовь должна быть растянутой до предела, чтобы покрыть "множество грехов". Чем больше эта любовь, тем больше грехов она покроет всепрощением.
Глубина нашей любви также измеряется нашим знанием о величине прощенного нам долга вины нашей. Когда Иисус сидел за столом у Симона Фарисея, вошла некая блудница и помазала ноги Иисуса дорогим благовонием, омывая их слезами. Симон вознегодовал на нее за этот поступок и выразил свое разочарование по поводу того, что Иисус разрешил подобной женщине прикоснуться к Нему. Иисус же в ответ привел притчу: "У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой - пятьдесят, Но как они не имели чем заплатить, он простил им обоим. Скажи же который из них более возлюбил его? Симон отвечал: думаю тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил". Сравнив как Симон и эта женщина отнеслись к Нему, Иисус сказал: "А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит" (Лук. 7:36-47).
Симон же, сознавая полностью величину греха в своей жизни, а поэтому не ощущая и необходимости в прощении, не был способен прощать и других людей, особенно тех, кого он считал в моральном и социальном отношении падшими. Непрощение - это уровень самоправедности, точно так же, как прощение свидетельствует об уровне любви. Способность любить, а поэтому и прощать, зависит от сознания величины нашей вины, которую простил нам Бог. Непрощение является также уровнем неверия, потому что тот человек, который не испытывает нужды в прощении, не нуждается и в Боге.
Роберт Филконер рассказывает о случае, имевшем место с ним в одном городе, где он читал в среде бедняков о женщине, омывавшей ноги Иисуса слезами. Во время чтения, он услышал громкое рыдание. Он взглянул и увидел, что плакала худенькая девушка, лицо которой было обезображено оспой. После того, как он произнес слова утешения, чтобы успокоить ее, девушка спросила: "Придет ли опять Тот, Кто простил эту женщину? Я слышала, что Он возвратиться вновь. Но скоро ли?" "Он может придти очень скоро. Но почему ты об этом спрашиваешь?" - спросил ее Филконер. Разразившись опять безутешными рыданиями, девушка проговорила: "А не может ли Он немножко повременить? У меня все еще не такие длинные волосы, чтобы я могла отирать ими Его ноги".
Тот, кто видит величие Божьей любви, проявившейся в прощении множества его грехов, будет и сам проявлять прощение с любовью. Такой человек прощает с любовью, потому что Его Небесный Отец простил с любовью, и он желает подражать Своему Отцу.
Образец