1. Слова, указывающие на Всевышнего Аллаха, не ограничиваются Его именами и качествами. Например, слова шей (существо), мауджуд (существующий), каим бинафсихи (самодовлеющий) тоже указывают на Аллаха, но не относятся к прекрасным именам и возвышенным качествам.
2. Если какое-либо качество содержит проявления совершенства и недостатка, то оно не относится к именам Аллаха в самом широком смысле. К Аллаху относится только те его значения, которые указывают на совершенство. Сюда можно отнести такие эпитеты, как ал-мурид (желающий), ал-фа‘ил (действующий), ас-сани‘ (изготовляющий). Эти слова не относятся к именам Аллаха. Его можно назвать Совершающим то, что пожелает, но ошибается тот, кто называет Его Изготовляющим в широком смысле этого слова, потому что такие атрибуты, как желание, действие, изготовление не лишены негативных проявлений. Подобные атрибуты и поступки относятся к Аллаху только тогда, когда речь идет о проявлениях совершенства.
3. Упоминание о конкретном божественном действии не означает того, что Аллах обладает соответствующим именем, которое может употребляться самостоятельно, в самом широком смысле. Так, один из поздних богословов ошибочно причислил к прекрасным именам такие эпитеты, как ал-Мудилл (Вводящий в заблуждение), ал-Фатин (Соблазняющий), ал-Макир (Ухитряющийся). Аллах бесконечно далек от подобных заявлений! Эти качества относятся к Пречистому Аллаху только тогда, когда мы говорим об определенных действиях, но мы не можем нарекать Его подобными именами или придавать Ему эти качества безусловно. А лучше всего об этом известно одному Ему!
4. Прекрасные имена — это имена собственные и качества. Описание Аллаха ими не противоречит тому, что все они — имена собственные. Этим атрибуты Аллаха отличаются от качеств рабов, которые не могут быть именами собственными. Одно и то же качество может быть присуще многим творениям, и поэтому оно не может быть именем собственным одного из творений. Что же касается качеств Аллаха, то они относятся только к Нему.
5. Прекрасные имена имеют разные аспекты: с позиции указания на божественную сущность все они являются именами собственными одной личности, а с позиции божественных атрибутов каждое из них выступает отдельно.
6. Имена и качества Аллаха не постигаются разумом, и мы узнаем о них только из текстов откровения. Но это правило не распространяется на слова, используемые для указания на Аллаха, такие как кадим (извечный), шей (существо), мауджуд (существующий), каим бинафсихи (самодовлеющий). Это — окончательное решение относительно того, можно ли называть Аллаха именами, которые не встречаются в Коране и сунне.
7. Если имя Аллаха употребляется самостоятельно, в абсолютном смысле, то от него можно образовывать отглагольные имена и глаголы, указывающие на Его атрибуты. Так, среди Его имен — ас-Сами‘ (Слышащий), ал-Басир (Видящий) и ал-Кадир (Всемогущий). Следовательно, Его можно охарактеризовать такими качествами, как слух, зрение и могущество, а также соответствующими глаголами. Всевышний сказал: «Аллах уже услышал слова…» (ал-Муджадала, 1);
«Мы предопределили меру, и как прекрасно Мы предопределяем!» (ал-Мурсалат, 23). Данное правило относится к переходным глаголам (т. е. требующим после себя дополнения в винительном падеже без предлога — Прим. переводчика). Если же имя образовано от непереходного глагола, то для указания на Аллаха можно использовать как его, так и образованное от него отглагольное имя (масдар), но нельзя использовать глагол. Так, среди имен Аллаха — ал-Хайй (Живой), но не принято говорить, что Аллах живет.
8. Поступки Всеблагого и Всевышнего Господа происходят от Его имен и качеств, а имена творений происходят от их поступков. Следовательно, действия и поступки Аллаха исходят от Его совершенства, а совершенство творения зависит от его поступков. Они получают имена после того, как их деяния обретают форму. Совершенство Господа извечно, и Его деяния совершенны. Совершенны Его сущность и качества, и Его поступки, происходящие от этого совершенства, тоже безупречны. Что же касается творений, то они достигают той или иной степени совершенства благодаря своим поступкам.
9. Качества бывают трех видов: одни являются проявлением совершенства, другие — недостатком, а третьи не указывают ни на совершенство, ни на недостатки. Справедливо отметить и существование четвертой категории — качеств, которые иногда являются проявлением совершенства, а иногда — недостатком. Всевышний Господь не имеет никакого отношения к последним трем категориям, ибо все его качества указывают исключительно на совершенство. Качества присущи Ему в своих совершенных проявлениях, и его совершенство абсолютно. То же самое можно сказать о Его именах, ибо все они прекрасны и совершенны. Нет имен прекраснее, и ни одно из них не может быть заменено чем-то более совершенным или хотя бы равным по смыслу. Эпитеты, которые используются при толковании имен Аллаха, неравноценны им. Напротив, они используются лишь для облегчения понимания значений этих имен. Если это ясно тебе, то знай, что качества присущи Ему в самых совершенных проявлениях. Его имена прекрасны, совершенны и имеют самый полный смысл. В них нет ни примеси порока, ни недостатка.
Из качеств, указывающих на знание и осведомленность, Ему присущи имена ал-‘Алим (Знающий), ал-Хабир (Ведающий), а не ‘акил (разумеющий) или факих (разбирающийся); ас-Сами‘ (Слышащий), ал-Басир (Видящий), а не сāми‘ (слушающий), бāсир (зрячий) или назир (смотрящий). Из качеств, указывающих на доброту, Ему присущи имена ал-Барр (Добродетельный), ар-Рахим (Милующий), ал-Вадуд (Любящий), а не шафук (жалостливый) и т.п. Среди Его имен — ал-‘Али (Возвышенный), ал-‘Азим (Великий), но не рафи‘ (приподнятый) и не шариф (уважаемый). Среди Его имен — ал-Карим (Великодушный), а не сахи (щедрый); ал-Халик (Творец), ал-Бари (Создатель), ал-Мусаввир (Дарующий облик), а не фа‘ил (действующий), сани‘ (изготовляющий) или мушаккил (придающий вид); ал-Гафур (Прощающий), ал-‘Афувв (Снисходительный), а не сафух (проявляющий великодушие), сатир (покрывающий недостатки) [*]. То же самое относится к остальным именам Всевышнего.
Ему присущи только самые совершенные и прекрасные качества, которые не могут быть заменены другими. Задумайся же над этим. Его имена — самые прекрасные, а качества — самые совершенные. Не отворачивайся же от имен, которыми Он нарек Себя, чтобы заменить их другими. И не ищи замены тем качествам, которыми Он описал Себя и которыми Его описал Посланник, среди того, чем Его нарекают сторонники лжи, лишающие Его качества всякого смысла.
[*] Здесь автор подчеркивает то, что в арабском языке эпитеты, указывающие на имена и качества Аллаха, совершенны и имеют наиболее полный смысл. Известно, что щедрость — одно из божественных качеств. Но Аллах назвал Себя не именем сахи (щедрый), а именами ал-Карим (Великодушный), ал-Джавад (Щедрый). Он не нарек Себя именем сатир (покрывающий недостатки), но среди Его прекрасных имен — ас-Ситтир (Покрывающий, Защищающий). Эти имена имеют более совершенные значения и этимологию, они лишены недостатков и ущербных оттенков, и то же самое относится ко всем именам Аллаха. — Прим. переводчика.
Литература, использованная при составлении этой главы:
[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 161–162]
[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 167–168]