Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классификация божественных качеств




Ибн ал-Каййим пишет: «Качества Всеблагого и Всевышнего Господа делятся на несколько категорий.

1. Атрибуты, относящиеся к божественной сущности, такие как зат (сущность), мауджуд (существующий), шей (существо).

2. Атрибуты, связанные с качествами, наделенными смыслом, например: ал-‘Алим (Знающий), ал-Кадир (Всесильный), ас-Сами‘ (Слышащий).

3. Атрибуты, связанные с божественными деяниями, например: ал-Халик (Творец), ар-Раззак (Наделяющий уделом).

4. Атрибуты, отрицающие недостатки, но непременно указывающие на достоинство, поскольку отсутствие какого-либо отрицательного качества само по себе не является совершенством, например: ал-Куддус (Святой), ас-Салам (Пречистый).

5. Большинство людей не упоминают этой категории. К ней относятся имена, связанные не с одним определенным качеством, а несколькими качествами, и обладающие не одним, а несколькими значениями, например: ал-Маджид (Славный), ал-‘Азим (Великий), ас-Самад (Самодостаточный).

Славным называется Тот, Кто обладает многочисленными совершенными качествами, и такой смысл вытекает из значения самого слова. Оно указывает на изобилие, множество, излишек. В таком значении оно используется в выражениях «в мархе и афаре (названия деревьев — Прим. переводчика) огня вдоволь» и «накормил верблюдицу фуражом вдоволь». Отсюда и выражение «Господь славного Трона». Трон назван славным из-за его размеров, величия, достоинства. Задумайся над тем, как это имя связано с мольбой о благословении Посланника, мир ему и благословение Аллаха, которой он обучил нас.

…это имя связано с мольбой о благословении Посланника (саля Ллаху алейхи ва салам), которой он обучил нас. — Речь идёт о мольбе: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ибрахима, и даруй благодать Мухаммаду и семейству Мухаммада, как даровал Ибрахиму. Воистину, Ты — Достохвальный, Славный. [Муслим; Насаи; со слов Абу Мас‘уда аль-Ансари, цит. по: Навави, т. 2, с. 359].

Это — молитва о добавке, щедром даре, изобильном и нескончаемом, и упоминаемое здесь имя должно соответствовать такой просьбе. К примеру, мы говорим: «Прости меня и смилуйся надо мной, ведь Ты — Прощающий, Милующий». Здесь нежелательно говорить: «…ведь Ты — Слышащий и Видящий». Мы пытаемся приблизиться к Нему посредством Его имен и качеств, и это — кратчайший и самый угодный путь, ведущий к Нему.

Здесь уместно упомянуть, к примеру, хадис, переданный Ахмадом и ат-Тирмизи: «Держитесь за “О Обладающий величием и щедростью”» (Ахмад и ат-Тирмизи). В другом хадисе сказано: «О Аллах, прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и щедростью!» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Это — просьба и поиск близости к Нему посредством того, что Ему надлежит хвала, и нет божества, кроме Него, Щедрого. Это — поиск близости к Нему посредством Его имен и качеств. Какая мольба больше заслуживает быть услышанной?! И какая мольба может быть угоднее Аллаху?! Это — одна из основ единобожия. Мы лишь слегка коснулись ее, но это должно быть ясно тому, кто прозрел по воле Аллаха. Но вернемся к нашей теме — именам Аллаха, указывающим на несколько качеств.

Именем ал-‘Азим (Великий) тоже нарекается Тот, Кто обладает многими совершенными качествами. То же самое можно сказать об имени ас-Самад (Самодостаточный). Ибн ‘Аббас сказал: «Это — Господин, Чье главенство совершенно». Ибн Ваил сказал: «Это — Господин, Чье главенство достигло высшего предела». ‘Икрима сказал: «Тот, выше Которого нет никого». Аз-Заджжадж сказал: «В Том, Чье главенство достигло высшего предела, нуждается все сущее». Ибн ал-Анбари сказал: «Знатоки языка единодушны в том, что Самодостаточный — это Господин, Который превыше всего, в Ком нуждаются люди во всех делах». Это имя образовано от слова, означающего ‘собирать’, ‘устремляться’. Этот — Тот, к Кому обращены устремления, в Ком собраны все качества превосходства. Такой смысл вкладывается в это слово в языке. Один из поэтов сказал: «Ал-Абкар возвестил о кончине лучшего в бану асад — ‘Амра ибн Йарбу‘, господина, старейшины».

Арабы называли своих старейшин самад, потому что к ним устремлялись люди и потому что они обладали всеми качествами, которые должны быть присущи настоящему господину.

6. Качество, возникающее в результате сочетания двух имен и качеств. Это — нечто большее, чем каждое из них в отдельности, например: ал-Гани ал-Хамид (Богатый, Достохвальный), ал-‘Афувв ал-Кадир (Снисходительный, Всемогущий), ал-Хамид ал-Маджид (Достохвальный, Славный). Это относится ко всем именам и качествам, которые упомянуты в Коране в сочетании с другими именами и качествами. Так, богатство и хвала относятся к выражениям совершенства, но вместе они указывают на иное проявление совершенства. Он славен оттого, что богат и ни в чем не нуждается. Он славен оттого, что достоин всякой хвалы. Он славен и оттого, что эти качества сочетаются в Нем. То же самое можно сказать об именах ал-‘Афувв ал-Кадир (Снисходительный, Всемогущий), ал-Хамид ал-Маджид (Достохвальный, Славный), ал-‘Азиз ал-Хаким (Могущественный, Мудрый). Задумайся над этим, ведь это — одно из самых славных знаний.

Что касается качеств, отрицающих недостатки, то они относятся к Всевышнему Аллаху только тогда, когда указывают на одно из проявлений совершенства. К примеру, ал-Ахад (Единственный) указывает на то, что только Аллах обладает качествами Господа и качествами Бога; ас-Салам (Пречистый) подразумевает отсутствие у Него любых изъянов, не совместимых с совершенством. То же самое относится к повествованиям, отрицающим обладание Аллахом какими-либо качествами. Всевышний сказал: «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (ал-Бакара, 255), что указывает на совершенство Его жизни и заботы о творениях. Всевышний сказал: «Усталость ничуть не коснулась Нас» (Каф, 38), из чего вытекает совершенство Его могущества. Слова «Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в пылинку» (Йунус, 61) указывают на совершенство Его знания. Слова «Он не родил и не был рожден» (ал-Ихлас, 3) подразумевают совершенство Его самодостаточности и независимости. Слова «Нет никого равного Ему» (ал-Ихлас, 4) означают, что только Аллах обладает совершенством, не имея равных Себе. Всевышний также сказал: «Взоры не могут постичь Его» (ал-Ан‘ам, 103). Это указывает на Его величие, ведь Он превыше того, чтобы Его можно было объять. Таким же образом рассматриваются все качества Аллаха, отрицающие наличие у Него недостатков». (Ибн ал-Каййим. Бадаи‘ ал-фаваид. Т. 1. С. 159-161). [Затем автор сформулировал двадцать правил, которые заслуживают быть записанными золотыми буквами: Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 159–170].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2266 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.