Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 7. От разных истоков - к одному полю деятельности




Основные модели теоретического обоснования практики социаль­ной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах

социальной работы.

Идеал для социального работника — найти результативный баланс между теорией и практикой. Таким результативным продуктом мо­жет являться модель, которую объясняет конкретные положения в той области, которая охватывает теория (Elster.1981).

Модельэто обоснованное предложение в методике работы, на­правленное на решение социальных проблем разных уровней. Модель схе­матизирует и упрощает практику.

Социальная работамногосторонняя дисциплина, которая требу­ет хорошего знания не только моделей социальной работы, используе­мых в мировой практике, но и знания теоретических истоков даных мо­делей. Только достаточная теоретическая база поможет социальному работнику выбрать ту или иную стратегию свой работы, создать свой собственный стиль работы. В связи с этим изложенные в данной книге пять групп основных моделей: психодинамические, интеракциональные, конфликтно-теоретические, системные, модели научения помогут каж­дому специалисту хорошо ориентироваться в различных направлениях социальной работы и критически оценить индивидуальные подходы к работе с клиентами.

ВВВДЕНИЕ

Социальную работу можно кратко определить как содержание про­фессиональной деятельности социальных работников, которое, в свою очередь, зависит от статуса учреждения, в котором она проводится, от характера проблем, которые необходимо решить, и от квалификации ра­ботника, то есть его образования. Социальная работа, таким образом, не


является чем-либо раз и навсегда определенным и, следовательно, может быть оценена как осуществляемая хорошо или плохо.

В этой книге мы хотели показать, что каждый социальный работник является частью широкой традиции, охватывающей многие сферы. В за­рубежной литературе уже стало принято говорить о «социально такой-то работе» (имеются ввиду другие дисциплины). Пэйн (Payne, 1991) выделя­ет 10 групп моделей, а конкретно в американском контексте (Turner, 1986) было представлено свыше 20 различных моделей. Модели влияют друг на друга, и не всегда легко отнести конкретную модель к тому или иному направлению. При определении последнего мы можем воспользоваться критерием практического использования. Кроме того, можно объяснить свой выбор местом преподавания, например, в медицинских или специа­лизированных учебных заведениях по социальной работе, и целями пре­подавания соответствующего предмета, среди которых различаются прак­тически ориентированные и имеющие второстепенное педагогическое значение. Важно также иметь представление о том, какие модели счита­ются центральными в мировом масштабе. Используя эти критерии, мы смогли выделить пять групп моделей, которые, вместе взятые, охватыва­ют всю область социальной работы Норвегии: системно-теоретические, психодинамические, воспитательные, интеракциональньге и конфликтные модели.

Мы старались придерживаться классификаций, традиционных для социологии и психологии. Исходным пунктом нашей работы явился ло­зунг: «Нет ничего более практического, чем хорошая теория». Читая об истории предмета, различных путях развития, дискуссиях и отстаивании конкретных идей, понимаешь, что люди склонны видеть вещи «штучно и по частям».

Описание различных перспектив, их смысловых центров поможет нам увидеть общую картину и выяснить, на каких позициях мы сами находим­ся. Тогда мы сможем действовать более осознанно (Smith, 1987). В прак­тике социальной работы очень важны самооценка (саморефлексия) и ос­мысление своей роли. Не стоит, однако, уходить слишком далеко и увлекаться теоретическими рассуждениями по поводу того, что нам над­лежит делать. Практика имеет свою логику, которую мы не в состоянии понять в отрыве от действия.

Все теории в социальной работе можно разделить на две группы — теории для социальной работы и теории о социальной работе: «Суще­ствуют теории, предназначенные для социальной работы. Они помогают нам понять людей и их ситуацию. Они дают информацию для практики.


Кроме того, есть также теории социальной работы. Они объясняют смысл, задачи и характер самой социальной работы» (Howe, 1987:166). В этой книге рассматривались ключевые теории для социальной работы, кон­цепции и стратегии, которые могут быть использованы в реальной ситуа­ции. Мимоходом мы говорим также и о социальной работе. Что представ­ляет из себя социальная работа? Какова природа социальной работы, в чем заключаются ее цели? Для кого она существует, кто является ее целе­вой группой (получателем)? Как выглядит социальная работа на практи­ке?

В этой, заключительной, главе, мы расскажем более подробно о том, что мы понимаем под теорией, моделью и идеологией. Затем мы обобщим знания о различных направлениях социальной работы и границах, кото­рые мы очертили для нее в нашей книге. Еще мы попробуем выявить об­щее и различное между разными направлениями социальной работы. И, наконец, мы попытаемся выделить в предмете наиболее значимые момен­ты для социальных работников.

ТЕОРИЯ, МОДЕЛЬ И ИДЕОЛОГИЯ1

«Знать, но не мочь» — дилемма теоретика. В то же время дилемма практика — «мочь, но не знать». И не так уж просто перебросить мост или проложить тропинку между двумяэтими путями. Идеал для социаль­ного работника — это найти продуктивный баланс между теорией и прак­тикой. Когда люди довольствуются хорошими ответами и не ставят новых вопросов — это знак застоя и стагнации в науке. То же и в ситуа­циях, когда мы не получаем ответов, имеющих практическое значение или способных повлиять на характер действия — мы удаляемся от пред­мета социальной работы. В то же время, нельзя и только задавать вопро­сы. Предмет должен быть как бы хороводом вокруг и теории, и практики (сравните высказывание Ваделя о то, что исследование — это хоровод между теорией и практикой). Необходим определенный минимум понима­ния того, что заложено в теории для того, чтобы осознанно выполнять практические задачи: «Любая практика социальной работы неизбежно теоретична, в том смысле, что все мы пытаемся разобраться в мире вок­руг нас» (Howe, 1987:166).

1 Понятия «теория», «перспектива» и «идеология» могут в социальной литературе и повседневной речи использоваться вместо друг друга. В этой книге, например, поня­тия «теория» и «перспектива» нередко употреблялись в качестве синонимов.


Социальную работу можно разделить на три части следующим обра­зом: практика, учебный предмет и сфера научных изысканий (Siiriainen, 1992:19; Soydan, 1990). Поскольку эта книга написана в учебных целях, то не было необходимости глубоко вдаваться в суть отношений между пятью направлениями социальной работы. К сожалению, пока в этой об­ласти проводится слишком мало исследований.

Нас как преподавателей предмета «социальная работа» больше все­го интересовал обучающий момент. Следовательно, мы, в силу нашего положения, имеет свои особый взгляд на социальную работу. Наша пер­спектива, таким образом, охватывает теорию, модель и идеологию, и может быть широкой или узкой. Фокусируя на чем-либо свое внимание, мы переносим его с чего-либо другого. Мы всегда нацелены на что-либо и никогда не оказываемся без цели и направления. Бесперспективная соци­альная работа имеет место, когда мы постоянно меняем направления и когда мы не можем отличить одну перспективу от другой.

«Теория» — это более узкое понятие, чем «перспектива». Теория — это система общих утверждений о событиях, происходящих в той или иной сфере действительности (Elster, 1981). Теория естественного отбора, на­пример, с «выживанием сильнейших» и сохранением лучших особей. Этот образ мышления связан с функционализмом. Придерживаясь требований, предъявляемых к научной теории, мы можем сказать следующее: «Науч­ная теория построена таким образом, что, основываясь на ней, а иногда и на других теориях, мы может строить конкретные гипотезы, которые мо­гут быть проверены опытным путем» (Gilje and Grimen, 1993:15). Мы можем, как правило, сказать, где данная теория применима, а в обще­ственных науках нередко бывает трудно сказать, действенна она или нет. Могут появиться новые, непредвиденные обстоятельства. А значит, мы должны уметь фальсифицироватьтеорию, опровергнуть ее и разоб­раться, в какой части она не действует. Минимальным требованием к научным теориям является наличие обстоятельств или фактов, опровер­гающих ее (ibid: 18). В противном случае теория будет настолько общей, что ее невозможно будет отличить от общеизвестных знаний о человеке. Это требование касается, прежде всего, эмпирических знаний. Напри­мер, диалогу и языку придается огромное значение в символическом ин-теракционизме, а в работе с больным аутизмом они не так уж важны. Более плодотворным нам представляется искать модели в традиции тео­рий научения. Проработав какое-то время в тюрьме, большинство соци­альных работников, скорее всего, станут исходить из межличностных конфликтов, нежели примут функционалиста ческу ю перспективу гармо-


нии. Представляя все эти теории, мы пользовались дедуктивным мето­дом, заключающимся в выведении частного из общего.

Еще одна форма выработки теорий — это индуктивный метод, когда из частных посылок делается общий вывод. Теория становится здесь стер­жнем, на который мы нанизываем практический опыт, и помогает нам оценить и осмыслить его. «Теория, как мы ее понимаем, представляет собой систематизированный и обобщенный практический опыт. Теории, таким образом, не имеют абсолютно обобщающего характера. Они кон­текстуально обусловлены в отношении, например, времени, ситуации или проблемы» (Bunkholt og Larsen, 1995:14). Практика усложняется тем, что существует целый ряд различных теорий, охватывающих одно и то же поле деятельности, и часто приходится делать выбор в пользу той или иной перспективы. Главный недостаток выбора в том, что в своем усер­дии социальный работник может неправильно понять смысл теории, зани­маясь теорией ради теории. Том Андерсен (Andersen, 1994) ссылается на слова Гулишиана о том, что теории полезны, но не стоит влюбляться в них до такой степени, чтобы вырубать их в камне. Еще один мудрец как-то сказал, что «теория — это хороший слуга, но плохой господин!» (Nielsen, 1985:260). Из каждой теории мы можем выделить отдельные моменты и объединить их в модель, которая объясняет более конкретные положения в той области, которую охватывает эта теория (Elster, 1981). Такого рода моделью в социальной работе является реляционная модель — модель, сфокусированная на отношениях между социальным работни­ком и пациентом. Реляционная модель может быть создана в рамках лю­бой теоретической перспективы. Теории и модели составляют диалекти­ческое единство. Модели необходимы для того, чтобы более точно описать нечто, а теории нужны для создания хороших моделей (Elster, I980).

Модель в социальной работе можно определить как обоснованное предложение в методике работы, направленное на решение социальных проблем разных уровней (ср.: Sverdrup, 1989). Модель схематизирует и упрощает практику. Мы говорили, что интеракциональные модели кон­центрировались вокруг чувств и интеракций. Модели, относящиеся к те­ории систем, фокусируются на решении проблем и достижении целей.

Идеология привнесла в теорию нормативное измерение. Идеология связана с тем, каким мир должен быть, а не с тем, каков он есть. Если, например, в работе с детьми профессиональная идеология берет верх над эмпирическим ее пониманием, то это может привести к игнорированию действительных трудностей работы. «Любая работа с людьми обязатель­но основывается на определенной идеологии, но в случае если идеологи-


ческое или методологическое понимание приводит к отрицанию сложно­сти и многосторонности проблемы, то это повлечет за собой излишние повторения, неправильное понимание задач и, в конечном счете, вызовет стагнацию» (Bunkholt og Larsen, 1995:15). Поэтому в работе по уходу за детьми идеологический момент опускается, в то время как эмпирические и теоретические (основанные на практике) компоненты занимают все боль­шее место (там же). Социальный работник выполняет свои обязанности не из идеологических соображений, а отталкиваясь от существующих знаний о том, как можно улучшить жизненную ситуацию пациента. И все же социальная работа несет на себе сильный нормативный и идеологичес­кий отпечаток, поскольку невозможно определить, что «хорошо для па­циента» или что общество должно или может сделать, чтобы улучшить качество его жизни, исходя исключительно из профессиональных или ней­тральных соображений. Неприятие идеологий как части социальной ра­боты так же нелепо, как и заявление о том, что социальная работа — это только одна идеология, а не наука.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2281 - | 2079 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.