Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И Великая французская революция




Великая французская революция повлекла за собой огромные со­циальные и политические изменения в жизни Европы. Согласно историкам и социальным мыслителям, никакое другое событие ми­ровой истории прежде не было подготовлено столь долгой цепью философской рефлексии3. К этому относится и история станов­ления индивидуалистического государства всеобщего благососто-

1 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и граж­
данского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 269.

2 Там же.

1 См.: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.


3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

яния. Основным теоретическим документом называют "Общест­венный договор" Ж.-Ж. Руссо1.

Наследие Великой французской революции — Декларация прав человека от 1789 г. — читается прямо как компендиум философии индивидуалистического государства всеобщего благосостояния и руссоистского общественного договора. Статья первая начинается словами: "Люди рождаются свободными. Они остаются свободны­ми и равными в своих правах"2. И у Руссо можно прочитать: "Че­ловек родился свободным"3. Во второй статье присутствуют понятия естественного права и определение абстрактного индивида, которые характеризуются преимущественно его правом на свободу и собст­венность. В данной статье написано: "Целью всякого политическо­го объединения является сохранение естественных и неизменных прав человека. Эти права суть право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление подавлению"4.

Наконец, шестая статья непосредственно перекликается с иде­ями Руссо: "Закон есть выражение общей воли"5.

Немецкий ученый К. Хюбнер в работе "Нация" (1991) проводит сопоставление французской Декларации прав человека и изданного в ходе американской революции Билля о правах. Исследователь констатирует, что значительное сходство двух этих документов оче­видно. Но есть и принципиальные различия: "С одной стороны, в Билле о правах мы читаем, что все люди свободны от рождения и имеют врожденные права, к которым помимо прав на свободу, соб­ственность и безопасность относится положение, что всякая власть исходит из народа. Но, с другой стороны, в американском Билле о правах отсутствуют идеи, которые входили бы в мир идей Руссо, как это обнаружилось во французской Декларации прав человека"6.

Далее анализ и сопоставление французского и американского документа выявляет различное понимание отношения граждани­на к закону. Так, в седьмой статье французской Декларации прав человека, непосредственно примыкающей к статье шестой, где речь как раз шла об общей воле, речь идет главным образом о безропот-

1 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998.

2 Цит. по: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.

3 Там же.

4 Там же. С. 107.

5 Там же.

6 Там же. С. 107—108.


Глава 3 История социальной политики

ном повиновении гражданина закону как выражению этой общей воли. Далее говорится о его строгом применении и презумпции не­виновности до суда.

В американском же Билле о правах в этой связи, напротив, под­робно и категорически указывается на те права и средства, которые находятся в распоряжении отдельного человека для защиты от госу­дарственного насилия и юстиции. Например, десятая статья Билля о правах штата Массачусетс, где сказано: "Каждый индивид в обще­стве имеет право на защиту своей свободы, счастья в жизни, своей собственности согласно существующим законам". Соответственно одиннадцатая статья гласит: "Каждый член национального сообще­ства должен иметь в своем распоряжении определенные средства, чтобы в законах найти защиту от беззакония, оскорбления, угрожа­ющих его личности, его владению и его достоинству". Наконец, в статье двенадцатой устанавливается, что "Каждый гражданин дол­жен иметь право предоставить все доказательства, которые сви­детельствуют в его пользу, требовать очной ставки со свидетелем и быть выслушанным в ходе своей защиты без ограничения, сам или с помощью выбранного им защитника"1.

Можно видеть, что этих сюжетов нет во французской Деклара­ции прав человека. Здесь на первом плане стоят нация, общая воля и законы, проистекающие из них, словно нечто священное и непри­косновенное, а не индивид, как это преимущественно имеет место в американских биллях.

Хюбнер делает вывод об отличиях французского и американ­ского документов: "И там, и тут якобы утверждается, что человек рожден свободным. Однако ученики Руссо видели свободу чело­века именно в том, что свою атоиг ргорге он трансформирует в атоиг ее зог, а его переход в государственное состояние приобрета­ет новое качество, а именно радостную и безусловную преданность Общему Благу. Составители же американских биллей настаивали на том, что свобода естественного состояния хотя и ограничивается государством, но в основе своей остается той же самой и состоит в преследовании собственного интереса, индивидуальных желаний и стремлений"2.

1 Хюбнер К. Указ. соч. С. 109. 1 Там же.

Л


3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

Эти различия весьма существенны для всей будущей перспекти­вы развития теории государства благосостояния и социальной поли­тики современных обществ. Известно, что Т. Джефферсон гордил­ся тем, что в Америке победила социальная "идея, которая не была обязана своим появлением никакому преданию или традиции, но единственно опиралась на отдельных индивидов и сиюминутные представления о полезности. Благодаря этому возникло специфиче­ское американское сознание, все больше и больше начинавшее при­нимать облик особенного американского образа жизни. Америка породила определенный менталитет, который имеет свои историче­ские корни. В первом приближении речь здесь идет о том поле на­пряжения между пуританизмом и капитализмом, идеализмом и прагматизмом, республиканством и либерализмом, которое...про­низывает американский духовный мир, выступая в виде американ­ского характера"1.

Так, в XVIII в. все отчетливее проявляются предпосылки соци­альной политики будущего, очертания ныне действующих моделей: либеральной (англо-американской) и корпоративной (континен­тальной), сочетающей свободу индивида в решении социальных проблем с вмешательством государства.

3.2.8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.