Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии




Описания никогда не существовавших стран и районов, где чело­век счастлив и беззаботен, земля щедра и обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение изначально присущее людям стремление к золотому веку всеобще­го равенства, братства, любви и благоденствия.

Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают твор­чество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. "Рай" и "Божественная комедия" Данте, где воплощен идеал автора — патриархальная Флоренция прошлого; Телемская обитель в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле; "Сон в лет­нюю ночь" и "Буря" Шекспира; утопия из "Дон Кихота" Серван­теса; страна гуигнгнмов в "Путешествии Гулливера" Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия2.

Томас Мор "Утопия"

Развитие утопической мысли неизбежно определялось политиче­ской, социально-исторической ситуацией, в Средние века — преж­де всего волнениями крестьянской и городской бедноты. В XV— XVI вв. с зарождением буржуазии формируется новое, гуманисти­ческое мировоззрение. Гуманисты — предшественники будущей

1 См.: Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калинин­
град, 2000. С. 8-85.

2 См.: Семибратова И. Путешествие по странам мечты // Зарубежная фантастическая
проза. М., 1989. С. 5-16.


р

3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

эпохи Просвещения — верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды "отцов церкви" на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и пра­во каждого на свободное бытие1.

Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении ан­глийского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора (1478—1535) — его знаменитом сочинении "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государ­ства и о новом острове Утопии" (1516).

Во второй части этой книги автор подробно знакомит читателя с тщательно разработанной моделью общественного строя, при ко­тором нет частной собственности и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществле­ны производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до шести часов; граждане Утопии освобождены от вы­полнения наиболее тяжелых работ.

Если более детально обратиться к выделяемым в современной социальной политике направлениям — так, как мы могли бы про­анализировать социальную политику какой-либо из современных стран, то можно отметить предложения автора "Утопии" для сфе­ры здравоохранения, системы образования, в решении проблем занятости и безработицы, обеспечения старости, семьи и т.д.

Итак, здравоохранение в Утопии отличается прежде всего сво­ей бесплатностью. Мор описывает больницы как просторные белые здания со знающими и заботливыми врачами и персоналом. Любой гражданин Утопии при обнаружении симптомов той или иной бо­лезни может по своему желанию совершенно безвозмездно лечить­ся в них.

Образовательная политика государства прежде всего нацелена на развитие наиболее одаренных представителей населения. В еже­дневном расписании, едином для всех жителей Утопии, вьщелены специальные часы для занятий, которые проводятся в форме лек­ций. Посещение подобных занятий обязательно для отобранных членов общества, но также свободно и для всех желающих.

1 Семибратова И. Указ. соч. С. 5—16.

Глава 3 История социальной политики

В Утопии поддерживается полная занятость населения. Это зна­чит, что все население трудоспособного возраста и способное тру­диться занято в общественном производстве. Безработица в Утопии не существует. Для всех жителей находится работа, отказ от работы рассматривается как тунеядство. К числу трудоспособного населе­ния относятся все, достигшие соответствующего возраста, за исклю­чением калек (которым, впрочем, тоже находится общественно по­лезное занятие), больных и некоторых других категорий. Рабочий день длится всего шесть часов, но, по утверждению Мора, этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности государст­ва в продуктах и произвести даже некоторый излишек.

Жители Утопии не боятся старости. Главным в семье по закону является самый старший. Старики получают такие же права на жи­лье и пищу, как и остальные члены общества.

Итак, сущность социально-экономической политики в Уто­пии заключается в том, что благосостояние государства целиком и полностью определяет благосостояние каждого его члена. Госу­дарство опекает своих граждан во всех сферах жизнедеятельности, будь то семья, здоровье, средства к существованию, образование или занятость.

Завершая краткое рассмотрение утопического проекта Т. Мора и его идей относительно социального благоустройства жизни гра­ждан, отметим, что этот проект, так же как и другие утопические программы, во многом предвосхитил и даже подготовил будущие модели социальной политики патерналистских систем социально­го обеспечения.

"И наш век, и последующие века сочтут его историю школой верных и полезных начал, из которой каждый сможет брать и при­спосабливать перенятые установления к собственному своему госу­дарству, ведь в книге своей Мор показал нам образец блаженной жизни и дал наставление, как жить", — писал один из современни­ков Т. Мора1.

Томмазо Кампанелла "Город солнца"

Немалый вклад в развитие жанра социальной утопии внес итальян­ский философ и писатель Джованни Доменико Кампанелла (1568— 1639), принявший в монашестве имя Томмазо. Написанная в 1602 г.

1 Вступительные письма // Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 93—94.

3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

и опубликованная в 1623 г. его книга "Город солнца, или Идеаль­ная республика" представляет собой программу всеобщего социаль­ного преобразования.

Согласно идее Кампанеллы, в идеальном обществе собствен­ность должна быть упразднена; труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до четырех часов; огромное внимание уделяется раз­витию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках ученых. Община берет на себя и ответ­ственность за воспитание детей. Общественное воспитание детей в государстве Кампанеллы осуществляется сначала с помощью игр. Затем обучение соединяется с трудом в процессе освоения различ­ных ремесел.

По замыслу автора, все в городе солнца призвано поставить людей в одинаковые условия, благодаря чему им становится чуж­да жадность, неведомы богатство и бедность. Кампанелла вслед за Платоном раскрепощает женщину. Свободная во всем, она зани­мается трудами и науками наравне с мужчинами, за исключением тяжелых работ.

3.2.6

Новое время. Томас Гоббс "Левиафан"

Значительный вклад в развитие идей социального реформирова­ния и понимание возможностей социального благоустройства вне­сли работы мыслителей эпохи Просвещения.

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, один из зна­менитых создателей теории общественного договора, в своей рабо­те "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковно­го и гражданского" (1651) размышляет о справедливом устройстве государства.

Философ ставит вопрос о государственной благотворительности, видя в ней необходимое условие справедливого государственного управления: "Если многие люди вследствие неотвратимых случай­ностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворитель­ности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как бьшо


Глава 3 История социальной политики

бы жестокостью со стороны кого-либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно также было бы жестокостью со стороны суверена — государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности"1.

Важное значение для справедливого устройства государства имеет "равномерное налогообложение". Равенство последнего, по мысли философа, зависит не от равенства богатства, а от равенст­ва долга каждого человека государству за свою защиту. "Равенство обложения определяется скорее равенством потребления, — пишет Гоббс, — чем богатством тех лиц, которые одинаково потребля­ют. Ибо на каком основании должен бы быть более обременен тот, кто работает много и, сберегая плоды своего труда, мало по­требляет, чем тот, кто живя беспечно, мало приобретает и расхо­дует все приобретенное, в то время как один получает не больше защиты от государства, чем другой? Когда же налогами облагает­ся то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно сво­ему потреблению и государство не терпит убытка от расточитель­ности частных лиц"2.

3.2.7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1199 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.