Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средние века. Никколо Макиавелли




Социальная сфера

государствах, где больше досуга и благоденствия и где сверх то­го заботятся о добронравии, бывают следующие особые должности: гинекономия (наблюдение за поведением женщин, особенно во время религиозных и общественных празднеств), педономия (об­ласть воспитания детей), гимнасиархия (гимнасиарх — лицо, на­блюдавшее за обучением и воспитанием юношей и организацией соревнований); кроме того, попечение... об имеющихся в государ­стве общественных зрелищах"4.

Анализируя различные системы государственного устройства, Аристотель не забывает упомянуть, что для гармоничного развития граждан необходимо и соответствующее воспитание "для детского и для остальных возрастов, нуждающихся в воспитании"5.

"Забота о теле должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела — воспитанию души"6. Аристотель указывает на важность сохранения здоровья для того, чтобы обеспечить наилучшую заботу о теле. "Так как следует заботиться о здоровье жителей, а это связано с соответ-

1 Аристотель. Указ. соч. Кн. 5. VII. 8.

2 Там же. I. 1.

3 Там же. I. 7.

4 Там же. Кн. 6. V. 13.

5 Там же. Кн. 7. XIII. 9.

6 Там же. XIII. 23.


3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

ствующим местоположением города, то на втором плане будет за­дача устроить в городе здоровое водоснабжение"1. Очень важна за­бота о здоровье нарождающегося поколения, для этого Аристотель приводит несколько государственных мер.

Чтобы "физические силы воспитываемых достигли высшего со­вершенства", Аристотель предлагает жесткий контроль над "брач­ным соединением"2. По его мнению, следует установить границы возраста, подходящего для заключения браков и произведения по­томства, для мужчин — с 37 до 70 лет, а для женщин — с 18 до 50 лет. Верхняя граница обусловлена репродуктивной способно­стью, а нижняя — тем, что необходимо обеспечить физическое со­зревание лиц, вступающих в брак (ранние браки Аристотель не ре­комендует, так как это ведет к рождению слабых и низкорослых детей, причем преимущественно женского пола).

Аристотель советует законодателям "предписать им (беремен­ным женщинам) ходить ежедневно на поклонение божествам, в чьем ведении находятся роды"3, необходимо также обязать их забо­титься о своем теле и не питаться скудной пищей, чтобы рождались здоровые дети. Что касается новорожденных детей, то "ни одного калеку выращивать не следует". Так как число рождений ограничи­вается, то в случае, если "должен родиться ребенок сверх этого по­ложенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у за­родыша появится чувствительность и жизнь"4, если же ребенок не "сверхплановый" и нормальный, то не должен иметь место отказ от его выращивания.

Социальная политика Аристотеля включает и обеспечение де­тей правильным (с точки зрения развития в них воинственных на­клонностей) питанием, необходимость закаливания и движения.

Наибольшее внимание во всей социальной сфере Аристотель уделяет воспитанию и образованию молодежи: "Законодатель дол­жен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию моло­дежи... Воспитание должно соответствовать каждому государствен­ному строю..."5.

Образование должно быть одинаковым и обязательным для всех граждан. "Так как государство в его целом имеет в виду одну конеч-

1 Аристотель. Указ. соч. Кн. 7. X. 3.

2 Там же. XIV. 1.

3 Там же. XIV. 9.

4 Там же. XIV. 10.

5 Там же. Кн. 8. I. 1.


Глава 3 История социальной политики

ную цель, то, ясно, для всех нужно единое и одинаковое воспита­ние, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не част­ным делом, как теперь, когда всякий печется о своих детях частным образом и учит частным путем тому, чему ему вздумается. Что име­ет общий интерес, тем и следует заниматься совместно. Не следует, кроме того, думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них явля­ется частицей государства. И забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о целом"1. Таким образом, "долж­ны существовать законы, касающиеся воспитания, и последнее должно быть общим"2.

Аристотель предлагает следующую систему образования. Все за­нятия он делит на "такие, которые приличны для свободнорожден­ных людей, и на такие, которые свойственны несвободным"3.

Несвободными или ремесленными называются "такие искус­ства и занятия, которые исполняются за плату: они лишают лю­дей необходимого досуга и принижают их"4. Таким образом, сво­боднорожденные могут изучать только свободные науки и только до известных пределов. Обычными предметами обучения являют­ся четыре: грамматика (т.е. чтение и письмо), гимнастика, музыка и иногда рисование. "Грамматика и рисование изучаются как предметы, полезные в житейском обиходе и имеющие большое практическое применение; гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества... музыку поместили в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа... стре­мится доказать нам возможность не только правильно напра&лять нашу деятельность, но и прекрасно пользоваться досугом"5.

"Детей следует обучать общеполезным предметам не только ра­ди пользы — таково, например, обучение грамоте, но и потому, что благодаря этому обучению возможно бывает сообщить им и ряд других сведений"6. Аристотель считает, что физическое воспитание должно предшествовать воспитанию умственному, но, признавая важность эстетического развития, он предостерегает против злоупо-

1 Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. I. 2.

2 Там же. I. 3.

3 Там же. П. 1.

4 Там же.

5 Там же. П. 3.

6 Там же. III. 1.


3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

требления развитием чувства прекрасного, так как "те, которые слишком ретиво направляют детей в эту сторону и оставляют их не­воспитанными по части того, что необходимо для жизни, в дейст­вительности делают из них ремесленников; они делают их полез­ными для жизни государства только в одном отношении"1.

Таким образом, мы можем отметить, что, обращаясь к пробле­мам социального характера, Аристотель исходит из необходимости обеспечения достойной жизни гражданам справедливого государст­ва. Сюда входит забота об их здоровье, обеспечение соответствую­щего воспитания молодежи. Воспитание включает в первую очередь физическое развитие; рекомендуется также прививать уважение к существующему государственному строю. Социальная политика (по Аристотелю) должна быть направлена на создание и поддержку среднего класса, что предполагает наличие адекватной имуществен­ной и перераспределительной политики.

Средние века. Никколо Макиавелли

Самый известный трактат Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянского общественного деятеля, политического мыслителя, историка, военного теоретика — "Государь", опубликованный в 1532 г., посвящен вопросам создания сильного государства.

Государство признается Макиавелли высшим проявлением че­ловеческого духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Вопреки норме средневекового ми­ровосприятия Макиавелли отводит воспитательные функции не церкви, а государству.

Политический идеал Макиавелли — римская республика, в ко­торой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок, учитывать интересы граждан и рас­пространять влияние на другие народы.

По мысли Макиавелли, государь играет огромную роль в разви­тии и упрочении силы государства. От качеств и свойств государя зависит характер политических законов, а в итоге — судьба государ-

2 Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. III. 5.

Глава 3 История социальной политики

ства и живущих в нем людей. Учитывая сложную социально-поли­тическую и экономическую ситуацию современной ему Италии, Макиавелли "призывает" государя быть в политике не романтиком и не утопистом, а реалистом, учитывающим сложившуюся ситуа­цию, чтобы выполнить свою основную миссию — создать мощное благополучное единое национальное государство1.

3.2.5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.