Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологический материализм Фейербаха




С точки зрения Фейербаха (1804-1872), - непосредственного ученика Гегеля, а затем его критика, перешедшего на атеистические и материалистические позиции. В фундаменте гегелевской философии лежит христианское мировоззрение. Если проанализировать христианское понимание Бога, то видно, что характеристики, которыми наделяется Бог, являются характеристиками человеческого рода. Христианская теологии и связанная с ней спекулятивная философия являются скрытыми, не осознающими себя антропологическими учениями. При этом в теологии сущность человека характеризуется более конкретно, чем в философии, где абсолютизируется способность к мышлению.

Итак, критика, Фейербахом христианской религии перерастает в критику гегелевского идеализма, в котором он видит рафинированную религию, а точнее, теоретическое обоснование религии. В итоге Фейербах отвергает всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского материализма. Нет никакого Бога и надприродного духа, заявляет он. А есть нескончаемая материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Причем Фейербах сознательно отказывается анализировать отвлеченного материю, которой уделяли огромное внимание французские материалисты. Центральной неувязкой философии, согласно Фейербаху, обязан быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такового смещения упора с природы на человека материализм Фейербаха принято именовать антропологическим материализмом.
В различие от религии, которая опирается на веру в догматы, философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и до этого всего разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия обязана заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таковым образом, центральная неувязка всякой философии — соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. В итоге вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей германской классики, у Фейербаха обретает вид психофизической трудности, то есть вопроса о соотношении души и тела.
Непосредственное тождество души и тела, а означает, идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте, деятельность случайная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». По другому говоря, Фейербах конкретно отождествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием германского идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, обосновывали они, и как раз при помощи мозга и остальных телесных и культурных органов субъект создает идеальные виды внешнего мира.
таковым образом, лишь в собственной деятельности мозг становится органом идеального. И не неважно какая, а лишь культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о чудесном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования искру мысли. А животные, общаясь с природой, наслаждаются повадками, привычками, элементарными психическими видами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, естественно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в трудности этих тел тут непринципиальна.
Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но Фейербах, как понятно, отбросил гегелевский идеализм, а совместно с ним н гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах совместно с грязной водой выплеснул дитя.

По мнению Фейербаха, философия будущего преодолеет свое отличие от религии, не будет уже философией в спекулятивном понимании, а станет антропологией - всесторонним учением о человеке, о его теоретическом и практическом отношении к миру. В новой антропологии образ человека будет формироваться как на основе данных наук, так и на основе религиозного учения о Боге, т.е. по Фейербаху, учения о человеческой сущности. Человек в этой антропологии понимается не только как часть природы, а как универсальное природное существо. По форме - он часть природы, по сути - вся природа в ее особом индивидуализированном проявлении. Он - ее особая производительная сила. То, что это так, видно из истории человечества, которая является процессом постепенного выявления изначальной, природной по происхождению, сущности человеческого рода. В ходе истории эта сущность опредмечивается и осознается, хотя первоначально и в превращенной - религиозной форме. Перемены в религии предвещают и сопровождают переход от одной исторической эпохи к другой. Появление потребности в новом учении о человеке, которой соответствует новая антропология, проектируемая Фейербахом, знаменует, по его мнению, новый уровень проявления природной человеческой сущности, новую эпоху мировой истории.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.