Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности марксистской философии




 

Философия марксизма создана К Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895). Возникновение марксизма - революционный переворот в философии и общественной науке в целом. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму.

В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьезное значение, по словам Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия - открытие закона сохранения и превращения энергии (М.В.Ломоносов, Ю.Майер), клеточной структуры живых организмов (М.Я.Шлейден и Т.Шванн), а также создание Ч.Дарвином эволюционного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина - торжество идеи развития.

Но разрабатывая свое учение, Маркс и Энгельс опирались на достижения не только естествознания, а прежде всего общественных наук. Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. По Марксу, у Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. В своей критике идеалистических воззрений Гегеля основоположники марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и прежде всего на материализм Фейербаха. Диалектический материализм и есть результат коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и природной реальности.

Идеи выдающихся английских экономистов А.Смита (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823), создавших трудовую теорию стоимости, способствовали созданию Марксом и Энгельсом научной социальной философии - исторического материализма. Противоречия между богатыми и бедными, между трудом и капиталом давно уже вызывали у людей, мечтавших о социальной справедливости. Ярким выражением этого протеста в истории общественной мысли стал утопический социализм. Наиболее крупные его представители - Ш.Фурье (1772-1837), А.Сен-Симон (1760-1825) и Р.Оуэн (1771-1858) - подвергли глубокой и острой критике противоречия капитализма, высказали ряд догадок о новом, социалистическом обществе 9в частности, об общественной собственности на средства производства, уничтожении эксплуатации человека человеком, превращении труда в источник наслаждения и др.). Однако они не видели реальной силы, которая могла бы совершить социалистические преобразования.

Создав теорию социализма, Маркс и Энгельс показали, что только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Их система взглядов стала именоваться марксизмом, составными частями которого являются диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного социализма.

Маркс и Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В этой лаконичной формулировке и заключено ядро революционного переворота в философии. Марксизм впервые в истории научной мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества, в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Философия марксизма слилась с революционной борьбой, а ее творцы стали идеологами и политическими вождями пролетариата. Маркс и Энгельс создали философию масс и обосновали решающую роль народа в истории, не умаляя при этом и роли исторической личности.

Возникновение марксизма ознаменовало собой крушение метафизического материализма. Впервые в истории философии была создана и творчески применена материалистическая диалектика. Прежние материалисты, признавая первичность природы, материи и вторичность, производность сознания, не были последовательными: в понимании общественной жизни они оставались идеалистами. В противоположность идеалистическому пониманию истории общества марксизм доказывает, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с объективными законами. Бытие людей (т.е. производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет из сознание - таков ответ исторического материализма на основной вопрос философии применительно к жизни общества.

Итак, Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм «доверху», применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и исторического материализма.

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченных учений, долженствующих дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но эти претензии противоречили жизни - непрерывно текучей и изменчивой. Все величие философии для подлинно творчески мыслящего разума как раз и заключается в том, что она в принципе не может быть никогда завершенной. В жизни нет и не может быть ничего абсолютно законченного, остановившегося. Претендовать в теории на изречение истин в «последней инстанции» - значит заведомо обрекать себя на отрыв от жизни и уход в догматизм. Жизнь всегда разрушала такие претензии. Не избежала этого и философия марксизма, хотя, говорил Энгельс про себя и про своего великого друга, «наше учение не догма, а руководство к действию», стремление сообразовывать практику с научной теорией, творчески развивать теорию на основе новых данных практики потерпело неудачу.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2026 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2215 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.