Во многих теоретических исследованиях и аналитических документах авторитетных исследовательских центров различных стран обсуждаются разные варианты конфигурации системы международных отношений ближайшего и отдаленного будущего. В них обращается внимание на то, что, хотя возможности США влиять на ход мировых событий заметно возросли, система международных отношений в обозримом будущем не станет в чистом виде однополюсной, а под влиянием ряда разноплановых факторов и условий будет развиваться многополюсно.
Основные варианты прогнозируемой многополярности:
1) шестиполюсный мир;
2) мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций;
3) мир концентрических окружностей;
4) США и страны «западной цивилизации» против остального мира.
1. Шестиполюсный мир. По мнению известного американского ученого и дипломата Киссинджера, система международных отношений будет включать в себя шесть основных участников — США, Европу, Китай, Японию, Россию и, вероятно, Индию. Хотя в предлагаемой им схеме «полюсов», или центров влияния, политика, по крайней мере трех государств — России, Китая и Индии — во многих отношениях будет независимой от Запада, тем не менее США сумеют обеспечить себе лидирующую роль в международных отношениях.
2. Мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций. По мнению Хантингтона, глобальная политика уже стала многополярной, многоцивилизационной. Существующие семь цивилизаций - западная, православная, исламская, китайская, индийская, японская, латиноамериканская (и, возможно, африканская) отличаются друг от друга религиями и культурными ценностями, оставляющими мало возможностей для компромиссов. В этом он видит источник противоречий в международных отношениях будущего и реальные предпосылки для формирования новых цивилизационных центров силы и влияния на мировой арене.
Согласно Хантингтону, в XXI веке западная цивилизация будет долго сохранять первенство, но перестанет доминировать. Претензии Запада на всеобщность своих ценностей столкнут его, прежде всего, с исламской и китайской цивилизациями.
В настоящее время интерес к концепции «становления цивилизации» заметно усилился в связи с резкой активизацией международного терроризма. Исследователи и политики видят в ней объяснение этого явления, ставшего острейшей глобальной проблемой.
Мир концентрических окружностей. Авторы этой концепции полагают, что международные отношения в дальнейшем будут строиться вокруг «стержневых демократических государств» во главе с Соединенными Штатами. В качестве партнеров США рассматриваются страны Европейского союза и Япония.
4. США и страны «западной цивилизации» против остального мира. Исходя из тезиса Фукуямы об универсальности западной модели либеральной демократии для всего мира, сторонники данного варианта считают возможным и даже целесообразным навязывать ее другим государствам. При этом не исключается вероятность такого развития международных отношений, при котором либеральные демократии окажутся во враждебном окружении, а противостояние будет протекать на фоне неспособности международных организаций адекватно реагировать па проблемы мирового сообщества.
Все эти прогнозируемые сценарии, безусловно, заслуживают внимания. Их объединяет осознание кризисности грядущего развития, вызываемой жесткими противоречиями интересов субъектов мировой политики — суверенных государств, транснациональных корпораций, набирающих силу неправительственных организаций, самоопределяющихся этнических групп, отдельных регионов, мафиозных структур и т. д. Безусловно, будет проявляться как стремление Соединенных Штатов к доминированию, так и противодействие этому со стороны других государств. Вполне реальным представляется появление у США глобально значимых конкурентов и превращение мира из одпополярного в многополюсный. Несомненно, обострится межгосударственное соперничество из-за земных пространств и невосполнимых ресурсов. Важнейшим элементом международных отношений будут межцивилизационные противоречия. Каждая цивилизация располагает огромным человеческим и материальным потенциалом, стремится утвердить себя в качестве влиятельного центра мирового развития, и смягчение международных конфликтов будет возможно лишь в случае готовности лидеров цивилизаций поддерживать диалог.