Ермолова отрешена от всего будничного, житейского, предстает в героическом ракурсе, взгляд пророчицы, лицо вылеплено мягко, озарено внутренним светом. Формат картины – вертикаль подчеркивает царственную стройность фигуры великой актрисы. Цвет – черное на сером, линейный контур, тишина, отрешенно-идеальный строй образа словно выносят ее за пределы реальности. Отсюда ощущение. Что перед нами не масляная живопись.
Шаляпин нарисован уже просто углем на холсте. С тех пор Серов предпочитает чистую темперу на матовом фоне.
Все портреты предстают перед нами, словно на пьедестале перед невидимой многотысячной толпой. Портреты относятся к 1905 году.
Все приемы взяты как бы с парадного портрета: шествие, позирование, но личности этому явно соразмерны.
Другой вариант парадного портрета Серова – создание характера портретируемого через окружающую его обстановку.
«Портрет графини Орловой» 1911 г. ГРМ
Вычурная поза, игра острых угловатых линий силуэта, «изыск» и «шик» явно присущи этой женщине, подлинной героине 10–ых годов. Интерьер явно нежилой: редкие, дорогие вещи, словно напоказ. И сама Орлова себя явно демонстрирует: на ней меха, жемчужное ожерелье, гиперболически огромная шляпа. Словно героиня тоже дорогая вещь. Орлова – модная дама в стиле модерн, написанная тоже в стиле модерн. Но в такой позе нельзя находиться долго. Отсюда ощущение маскарадного спектакля.
Исторические композиции Серова.
Серия «царских охот»: увеселительные прогулки Елизаветы и Екатерины Великой, охотничьи забавы молодого Петра II. Отсюда и самая значительная из исторических картин – контрастная забавам –
«Петр Первый» 1907 г. ГТГ
Передан масштаб эпохи кризисов, перемен. Композиция картины о мотив шествия, «поступи истории». Обобщенный образ воли и целеустремленности сродни эпохе первой русской революции, когда было создано это полотно. Здесь уже ощутим поиск обобщенной формы. Такой путь вел Серова от чисто реалистической манеры к первоистокам бытия – к мифу. Так рождается замечательный античный цикл художника: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
«Похищение Европы» 1910 г ГТГ
Картина решена как декоративное панно и стала итогом поездки Серова в Грецию. Это не конкретный уголок природы, а обобщенная картина всех ее сил. Вздымающаяся волна закрывает горизонт – отсюда ощущение беспредельности мира. Волны рисуют правильную параболу, корпус быка – диагональ, фигура Европы – точно в центре. Расходящиеся волны образуют смысловой центр картины – лицо Европы. Ее лицо воспроизводит маску архаической коры, увиденную Серовым на Акрополе. Человек 20 века обратился в прошлое, увидел чарующую картину античности, но в центре ее – загадочная архаическая маска. Серов стал одним из самых любимых педагогов Московского училища.
Отход от реалистических тенденций в русской живописи рубежа веков.
М. А. Врубель (1856 – 1910)
Его произведения всегда можно узнать по субъективной страстности, по драматической экспрессии форм.
Сын военного юриста из Омска, учиться рисованию стал рано, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. После его окончания в 1880 г. – Академия художеств. Брал уроки у Репина.
1884 г. Врубель получил приглашение приехать в Киев, чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви 12 века. Там он создал несколько композиций, среди которых центральная – образ Богоматери. Он придал ей черты любимой им женщины. Эта работа дала ему ощущение монументальности.
Затем поездка в Италию, знакомство с Венецией. Вернувшись в Киев, Врубель попал в центр поисков большого национального стиля. Он решил найти собственный язык. Врубель выработал свой неповторимый стиль. Господство пластически-скульптурного объемного рисунка. Дробление поверхности формы на острые, колкие грани. Цвет воспринимается как окрашенный свет (тип витража)
В 1889 г. Врубель жил в Абрамцеве, где увлекся майоликой (разновидность керамики). Делал изразцовые камины с русалками, богатырями, фигуры «Садко», «Берендея» и других героев.
Итогом поисков в Киеве стала картина «Демон».
«Демон» (сидящий) 1890 г. ГТГ
Журнал «Золотое руно» объявил конкурс на тему «Дьявол». Врубель искал решение образа гордого вызова миру, персонаж буквально преследовал художника. «Демон» Врубеля символичен и масштабен как церковная фреска. Здесь уже явно заметен отход от реализма. Мир фантастически преображен. Взгляд на Демона через призму культуры. Тело Демона вылеплено скульптурно и напоминает работы Микеланджело. В цветовом решении явно заметно влияние венецианской школы. Некоторая «мозаичность» живописи напоминает мозаику киевских церквей. Свет кажется идет изнутри. Это эффект витража. Сам интерес к вечному образу Демона не случаен. Врубель предпочитает персонажей «вечных тем»:Демон, Фауст, Кармен, античность
«Демон поверженный» 1902 г.