Пед. взгляды Белинского В. Г. Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капито-лизма. Белинский протестовал против крепостного права, видел справедливое общество через распространение просвещения, что привело его к револ. демокр-зму. Был убежденным материалистом, против религии вообще Будущее России зависит от коренных преобразований на основе разума и справедливости. Б. разработал теорию народности иск-ва, литер-ры, просвещения и воспитания, но был против национализма. В 40-е гг.-социалист-утопист.
Считал способности врожденными, всестороннее и правильное воспитание ч-ка видел в социалистическом общ-ве. Высказывал прогрессивные пед. взгляды на развитие ребенка и сущность восп-я. Демократическая педагогика с доверием относится к детям, в каждом ребенке есть хорошие сторо-ны.воспитание должно выявить их, развить, сформ-ть, устранять причины проступков, развить положительные свойства и качества. Б. выдвинул требование общечел. восп-я, говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к родине.
,Цель об учения- восп итать борцов за спра ведливость.
Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Н равственное восп-е — важнейшее в формировании ч-ка - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры, их нужно не учить, а приучать к хорошим чувствам, при этом учитывая уровень развития. Развитие сильного хар-ра. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Нужно устранить разрыв между теорией и практикой, наукой и учебными предметами. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа кот.-активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье, его основа-любовь к истине и ч-ку, а женское восп-е имеет уродливый хар-р. Детские книги должны восп-ть идейным содержанием.
Герцен И. В.-писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг креп-ва и самодержавия выс тупал за крестьянскую общину. Считал союз науки с религие й невозможным. Показал, как николаевское министерство просвещения душило образование, противоречия буржуазной пед-ки и системы обр. Выступи л против теории свободного восп-я, в осп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга, сознательность, дисциплинированность. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действит-ти. Большое внимание умственному развитию, форм-ю материалист, мировоззрения. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, р-е самост. мышления. Много ценных мыслей б общем образовании, восп-и в семье, чтении, самообразовании. Г. с читал, что восп-е должно опира ться на врожденные склонности к общению, восп-ть общественн ые стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием.
Чернышевский и Добролюбов. Мировоззрение формировалось под влиянием Белинского и Герцена. 60-е гт.-критика морали, религии, офиц. теории восп-я. Нужно создать условия для реал-и буржуазией своих прав. Крестьяне были безграмотными. Но природа не ставит границ распр-ю просвещения. Д. в «О значении авторитета в восп-и»-нужно учить по законам развития ребенка. Выдвинули идеал нового ч-ка, отсюда- цели и задачи воспит: единство мыслей, слов и действий, форм-е стойких убеждений, умения их отстаивать, патриота, всестор-е развитой личности. Разоблачали антинаучную, реакционную пед-ку. Нужна дисци плина, но без физ. наказания. Спра-ведл ивость требований воспитателя д олжна осознаватьс я самими учениками. Общее об ряз-е- фу ндамент спец. знаний, крит иковали раннюю специализац ию. Нужен учет особенностей учащихся, постепенность и последовательность во всем, доводы и доказательства. Отрицали догматичное обучение. Ч.- сделать обу чение и нт ересным, чтобы повысить эффективность обр-я. Д.- создание правильных понятий вещах, разбор суждений, факты и примеры, их осмысленное усвоение-основа разумной организации обучения. Ч.: ф орма из ложения материала, должна быть простой и дост упной, наглядной. В ажна творческая инициатива учителя, его нравственные качества, кроме общенаучной подг-ки, повыш-е его материально-правового положения.