Идея природосообразности зародилась в античной философии (-Демокрит), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского. Не просто уделяя серьезное внимание вопросам воспитания, Демокрит приписывал им такую великую силу, что сравнивал с могуществом Природы.
Демокрит отождествлял человека со всемирно-космической субстанцией, провозглашал его микрокосмом, т. е. малым миром, повторяющим в менее совершенном виде образ Космоса. Эта посылка сыграла эвристическую роль в истории педагогики, подарив ей объяснительный принцип для понимания человеческого онто- и филогенеза как природосообразного и закономерного процесса.
Отмечая роль природных дарований, Демокрит доминирующую роль в выковывании характера и оттачивании ума у человека приписывают обучению и влиянию среды общения Хорошее воспитание способно менять к лучшему, а дурное – к худшему природное состояние души, преобразуя которое, воспитание создает "вторую природу человека" Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания.
Поскольку ощущение, практика и разум равно необходимы для познания, воспитанию (оттачиванию в ходе тренировки и практикования) подлежат три великие способности: чувствовать, действовать, думать. Еще человеку совершенному вменяется в обязанность и хорошо говорить.
Демокрит сильно повлиял на педагогические учения Аристотеля, Плутарха, Коменского.
Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.
И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства
9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача обучения - приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. Проявление начала абстрактного мышления, следует научить делать общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.