Свою концепцию воспитания Р. изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышления о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762).В своей концепции Р. отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционированная церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. Идеальное состояние человека - первобытно-общинный лад. Цели воспитания - воспитание самостоятельности мышления, собственного мнения, человечности, добрых чувств, суждений, воли, привычки к труду. Принципы - воспитание в обстановке радости: предоставление ребенку свободы выбора решений и действий: принцип самоценности детства. О природе как факторе воспитания Р. рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления от окружающих предметов через органы чувств. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем мире расширяются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание человека начинается с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания - создать человека, в то время как старая система подготавливала из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Р. воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Природа означала для Р. свободу человека и непосредственное развитие его врожденных способностей и влечений. Он призывал родителей развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека. Он не принимал искусственность и стремился ко всему естественному, простому. Р. выступал против потакания детям, уступок к их требованиям, капризам, он утверждал, что ребенок не должен быть полностью предоставлен сам себе. Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественном росту, но никогда не навязывать ему своей воли. В обучении важно соотносить знания с интересами и опытом ребенка. Нужно, чтобы ребенок сам ставил задачу передачи знаний. Р. постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд - неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием
№16. Ж. Ж. Руссо о возрастной периодизации развития детей и особенностях воспитания в каждом возрасте. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитаниедетей.
Второй период — от 2 до 12 лет, когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства».
Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка.
Четвертый период — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.
Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста. Руссо не отделял четко развития от воспитания. Но он требовал учитывать возрастные особенности детей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.
В раннем детстве (до 2х лет) основой всего является физическое воспитание. Не следует пеленать ребенка так, чтобы он едва мог двигаться. С 2х лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду.
Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе. По мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но роль примера в это время велика. пониманию ребенка.
Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый.
К 12 годам ребенок, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия. Руссо развивал методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, и активности ребенка, его непосредственного общения с природой.
Физический труд — это неизбежная обязанность человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.
Ребенок теперь подготовлен к жизни, и на 16-ом году наступает 4ый период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Пусть Эмиль наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории .
Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка заставить замолчать. Когда же воспитатель найдет ребенка достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.
Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что ребенок сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, — это религия сердца.
№17 Педагог.идеи франц.просветителей 18в(Вольтер, Гельвеций, Дидро)
Франсуа Мари Вольтер относится к виднейшим мыслителям французского
просвещения. Творчество Вольтера настолько полно отражало основные
устремления времени, что весь 18-ый век стали отождествлять с Вольтером.
Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу.
Формально Вольтера можно отнести к деистам, так как он писал, что верит в
бога. Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей.
Вольтер не раз обращался к проблеме идеала человека, содержания понятия вечных духовных ценностей и цели воспитания. По его мнению сущ. вечные нравственные законы, которые отражаются как в религиозных, так и в других учениях.
Вольтер, утверждал, что идея христианского спасения после гроба порочна, что человек реализует все свои желания в реальной жизни и воспитание имеет смысл лишь тогда, когда оно ориентировано на помощь личности в «земной» самореализации.
человек должен поступать в отношении других людей так, как хотел бы, что бы они поступали в отношении него самого. Поступки человека, по его учению, должны приносить конкретное благо другим людям, и об этом, в идеале, каждый человек должен заботиться более, чем о собственной выгоде или спасении души. Страсти и темперамент человека - его естественное свойство, лишать человека которых не дано никому, и нет ничего зазор-ного в их проявлении, если это не наносит ущерба другим людям. Вольтер утверждал, что
цель воспитания - человек, способный сделать сложный выбор меду сиюминутным благом и сознательным отказом от него, ради пользы других, а само воспитание, в русле рассуждений Вольтера, является процессом, приводящим в единство рациональную, волевую и чувственную стороны сознания.
Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло»
Среди французских философов-просветителей наибольшей последовательностью в своих взглядах и боевым характером своих принципиальных позиций выделялись философы-материалисты.
Французские материалисты уделяли огромное внимание воспитанию.
Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция
прославился как автор книги “Об уме”, и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. В своих трудах Гельвеций впервые в истории педагогики довольно полно раскрыл факторы, формирующие человека. он утверждал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятии, и сводил мышление к способности ощущать. Важнейшим фактором формирования человека он считал влияние среды. Человек — продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания, утверждал Гельвеций. Гельвеций ошибочно рассматривал воспитание как средство переустройства общественной жизни.
Указывая на огромную роль воспитания в переустройстве общества, Гельвеций сформулировал единую цель воспитания для всех граждан. Он видел ее в стремлении к благу всего общества, в согласовании личного интереса каждого человека с “благом нации”. отрицал индивидуальные различия в детях. Атеист Гельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было вырвано из рук духовенства. они должны основательно изучать естественнонаучные предметы, родной язык, историю, мораль, политику, поэзию.
Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось по возможности на личном опыте ребенка учебный материал, считал он, должен стать простым и понятным учащимся.Гельвеций признавал право всех людей на образование, считал, что женщины должны получать равное с мужчинами образование.
Гельвеций убедительно доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Только в светских школах, находящихся в руках государства, утверждал он, можно обеспечить должный подбор учителей, приучить детей, к соблюдению твердого порядка, воспитать подлинных патриотов.
Понимание Гельвецием содержания морали, а следовательно, и нравственного воспитания отражало, как и все его учение, интересы революционной буржуазии.
Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713—1784)— Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир познаваемым, решительно выступал против религии.
Дидро считал источником знания ощущения. Он также полагал, что “мнения правят миром”. Свои мысли о воспитании он изложил в основном в произведении “Систематическое опровержение книги Гельвеция “О человеке”.
Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий.
Он также не соглашался с положением Гельвеция о том, что мышление может быть сведено к способности ощущать. Умственные операции зависят, по мнению Дидро, от определенного состояния и организации мозга. Люди имеют, говорил он, разные природные задатки и особенности; Дидро справедливо полагал, что воспитатель сможет достигнуть больших результатов, если он будет стремиться развить присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушить дурные. учитывать природные особенности! ребенка, развивать его индивид..
Дидро утверждал, что благоприятными задатками наделены от природы все люди, а не только избранные. Великий просветитель ратовал за всеобщее, бесплатное начальное обучение “от первого министра до последнего крестьянина”, за то, чтобы каждый умел читать, писать и считать. Он предлагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства; которому надлежит позаботиться о доступности школы, организовать материальную помощь детям бедняков, бесплатное питание и т. д. Протестуя против сословной организации образования, Дидро писал, что двери школ должны быть “одинаково открыты для всех детей народа...
Дидро на первый план выдвигал реальные знания; в средней школе, считал он, все учащиеся должны изучать математику, физику и естественные науки, а также гуманитарные предметы.
Уделяя большое внимание учителю, Дидро требовал, чтобы он глубоко знал предмет, который преподает, был скромным, честным и обладал другими высокими нравственными качествами.
Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в., неразрывно связанные с их философской концепцией, отражали накануне революции 1789 г. требования буржуазии в области просвещения. Они нашли свое выражение в наиболее передовых проектах организации народного образования, созданных в период французской буржуазной революции, и были в дальнейшем развиты на иной социальной основе социалистами-утопистами.