Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Просвещение в З.Е.в период 11-13в




Жившая античными традициями раннесред-невековая школа полностью изменила направление своего развития в XI—XIII вв., поскольку период развитого средневековья был отмечен полит.центр. в странах З.Е., концентрацией власти в

руках монархов. Это вызывало яростное сопротивление духовенства, не желавшего

сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и дух жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии — схоластика Она

способствовала становлению типа культуры, ориентированного на Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26—1274). В

своем основном трактате «Сумма теологии» он пытался подчинить светское знание

вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы А. служили основным источником при изучении богословии и европейских школах повышенного типа — коллегиях и универ.Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церк.школ. и преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логики и нового лат.яз. В этой связи требовала пересмотра и организация обучения: почти при каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования — школы высшей ступени.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года — богословия, церковной истории и права, два последних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами.

В связи с ростом числа схоласт. школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагог.трудом. Учителя и ученики постепенно объединялись в корпорации, называвшиеся университетами, образование состояло из нескольких факуль. — младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших — юридического, медицинского и богословского. Средневековая университетская орг. обр. расширила рамки ранее

сложившейся книжной учености и выработала представление о типе высокообразованного ученого, не только овладевающего знаниями для самосовершенствования, но и пополняющего их.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли

породили новое сословие — бюргерство, торгово-ремесленную часть городского нас. Именно для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ — магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различны по своему назначению — школы «счета» и родного языка, лат. школы.

Это были относительно независимые от церкви учебные заведения. Первые такие школы появились в Италии, затем известность начали приобретать парижские школы, главным образом благодаря их руководителям. Один из них, Гуго сен-Викторский (1096—1141), создал педагогический трактат «Дидаскаликон», где были предложены разработанные им как классификация наук, подлежащих изучению в школах, так и методика обучения.

французский ученый Пьер Абеляр (1079—1142), предложивший оригинальный метод «да — нет», заключавшийся в сопоставлении различных точек зрения в дискуссиях и комментариях.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных

вопросам воспитания и обр, свидетельствовало о возникновении тенденции к выделению педагог. проблематики в специальную отрасль знания.Помимо

распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. -- мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и более лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственной мастерской.

Для рыцар. восп. мальчика в возрасте 10—12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик учился хорошим манерам, игре на муз.инст., пению, танцам, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14—16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари. Идеал рыцар.восп., предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой, стал впоследствии эталоном гуман. воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности. Представления о таком развитии ребенка нашли яркое отражение в сочинении выдающегося мыслителя средневековья Винсент

из Бове «Об обучении детей благородных особ». По широте охвата педагогической

проблематики, включавшей все аспекты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений античных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к разряду выдающихся педагогических сочинений эпохи средневековья.

Девочки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали дом. восп.

Начиная с ХШ в., в связи с начавшимися изменениями в

экономической жизни большинства европейских стран, школ.обр. оказалось в сложном положении. Ориентация преимущественно на пересказ

схоластических трудов перестала удовлетворять потребность общества в научном

обр. Античная литература почти совсем исчезла из содержания школьного обучения. Школа довольствовалась зазубриванием наизусть учебных поэм новых граматиков, пользовавшихся так называемой «вульгарной латынью», что мало соответствовало требованиям жизни. зубрежка и телесные наказания начали занимать все большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению в течение двух-трех лет, приводило к снижению общего уровня образованности. Единственными учебными заведениями, сохранявшими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, — коллегия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2480 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.