Наука конституционного права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о конституционном праве России. Если отрасль права – это всегда совокупность правовых норм, то наука - это отражение норм конституционного права, а также урегулированных ими отношений в трудах ученых. Это отражение имеет объективную форму – форму монографий, научных статей, комментариев к конституциям и иным нормативным актам.
В настоящее время, по мнению ряда правоведов не имеет смысла выделять российскую науку конституционного права. Так, по мнению В.В. Лазарева, «национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения, и потому не выделяется российская наука конституционного права»[36]. Но большинство конституционалистов с данной точкой зрения не согласны. По мнению Н.А. Богдановой, «отмеченные в развитии конституционно-правового знания тенденции к интернационализации свидетельствуют о назревшей необходимости формирования единой российской науки конституционного права, которая включает в качестве своих составных частей конституционное право Российской Федерации и конституционное (государственное) право зарубежных стран и имеет общую теорию»[37].
Система науки конституционного права представляет собой совокупность знаний о предмете её изучения. Правоведы ХIХ в. строили систему науки конституционного права исходя из нескольких элементов, её составляющих И.Е. Андреевский и А.Л. Блок к ним относили учение о власти и учение об обществе. Другой вариант системы науки состоял из знаний о государственном устройстве и знании о государственном управлении. Н.М. Коркунов разделял систему государственного права на общую и особенную. В общую часть входили 1. отношения, связанные с характеристикой государственного строя; 2. учение о субъектах государственного права; 3. учение о содержании государственного отношения (правах и обязанностях монарха и подданных. Особенная часть включала в себя следующие разделы: 1. верховное управление; 2. подчинённое управление (сфера «подзаконного управления» и деятельности «подчинённых органов»); 3. самоуправление; 4. обеспечение законности управления (как особая деятельность государственной власти). В.В. Ивановский выделил в науке о государстве две отрасли. В одной из них, в так называемой науке о государстве, занимаются рассмотрением государственной организацией в её развитии и современном состоянии. В другой - в науке об управлении, изучается государственная деятельность, государственные функции[38]. Профессор петербургского университета И.Е. Андриевский также среди наук о государстве выделял общую теорию государства (науку о государстве, включающую в себя учение о народе, верховной власти, государственном устройстве и т.д.) и курс русского государственного права (учение о народе, о правительстве - верховной государственной власти, о законодательстве, об управлении и т.д.)[39].
В советское время система науки конституционного права совпадала со структурой отрасли, а если сказать точнее - с системой Конституции (Основного закона). Но данный подход подвергся корректировке в 1960-е гг. Система науки конституционного права стала привязываться к институтам конституционного права. Этот подход применяется и в настоящее время. Основными разделами современной науки конституционного права являются: общее понятие о конституционном (государственном) праве, основы теории конституции, конституционные основы общественного строя, конституционно-правовой статус человека и гражданина, основы организации государственного механизма, территориальная организация публичной власти.
В научной литературе существует несколько подходов к понятию предмета науки конституционного права. Обычно под ним понимаются объекты изучения науки и круг исследуемых ею вопросов[40]. Иной подход предлагался В.С. Нерсесянцом, который проводил различие между объектом изучения науки и её предметом. Под объектом он понимал «то, что ещё подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки». Под предметом науки - «искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении)». Рассматривая предмет науки как конечную цель познания в конкретной научной сфере, В.С. Нерсесянц отмечает, что предмет науки и объект науки между собой тесно связаны. В процессе применения юридического метода объект науки постигается как её предмет, то есть происходит преобразование эмпирического объекта в теоретический предмет[41].
Обобщая существующие точки зрения, под предметом науки можно понимать объекты её изучения и круг исследуемых ею проблем. Поэтому, определяя предмет науки конституционного права, как правило, называют прежде всего соответствующую отрасль права, составляющие её нормы и регулируемые ими отношения. Конкретизируется этот перечень обозначением отдельных проблем, исследованием которых занимается наука конституционного права[42]. В связи с этим предметом науки конституционного права являются правовые отношения, связанные с формой правления, политическим режимом, устройством системы органов государственной власти, с территориально-политическим устройством государства, с системой местного самоуправления, отношения, возникающие между человеком и государством и связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти.
Но данными отношениями предмет конституционно-правовой науки не исчерпывается. В отличие от предмета отрасли конституционного права, который составляют конституционно-правовые отношения, возникающие на основе реализации действующих в настоящий момент источников конституционного права, наука конституционного права особое внимание уделяет истории конституционно-правовых институтов. Соответственно в предмете науки конституционного права выделяются следующие блоки:
- теоретические основы конституционного права (история, современное состояние, тенденции дальнейшего развития, понятийный аппарат, нормы, источники, субъекты, принципы конституционного права);
- отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами.
Практическое значение науки конституционного права заключается в изучении конституционной практики других государств, заимствовании полезного опыта в государственном строительстве. Наука конституционного права России тесно связана с наукой конституционного права зарубежных стран, что позволяет лучше понять принципы деятельности органов других государств, а в дальнейшем - использовать удачные конституционно-правовые конструкции в отечественной правовой системе.
Учеными-конституционалистами для изучения конституционно-правовых норм и отношений используется достаточно широкий научный инструментарий. В науке конституционного права применяется метод формально-логического анализа, необходимый для уяснения содержания исследуемого нормативного материала. Для изучения развития институтов конституционного права применяется историко-правовой метод. Эффективность норм конституционного права выявляется посредством использования социологических методов исследования. Особое значение имеет сравнительный (корпоративный) метод, который позволяет выявить общее и особенное в характеристиках основ конституционного права России и зарубежных стран.