Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассы, социальные группы и слои, их особенности, политические интересы, вли€ние на политику




’арактер, тенденции политической жизни детерминированы многими факторами: например, политическими традици€ми и социальной стратификацией.

ѕолитические традиции представл€ют собой форму трансл€ции от поколени€ к поколению политического опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институтов[76].

—оциальна€ дифференциаци€ оказывает определ€ющее воздействие на политическую дифференциацию населени€ и его отношение к институтам власти.

Ќ. —мелзер выводит сущность пон€ти€ Ђсоциальна€ стратификаци€ї из пон€ти€ Ђнеравенствої. ѕод последним он понимает услови€, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж[77]. —оответственно, стратификаци€ св€зана со способами, с помощью которых неравенство передаетс€ от одного поколени€ к другому; при этом формируютс€ различные слои общества.

ѕо мнению ѕ. Ѕергера, классификаци€ общества может базироватьс€ на самых разнообразных критери€х, предоставл€ть самые разнообразные преимущества, которые выступают в виде привилегий (в смысле доступа к материальным вещам и услугам), власти (в понимании ћ. ¬ебера, который видел в ней веро€тность добиватьс€ своего даже вопреки сопротивлению других) и престижа[78]. ƒл€ зачислени€ людей в ту или иную категорию можно использовать различные критерии Ц физическую силу, возраст, пол, происхождение, экономические успехи, благосклонность корол€ или вердикт оракула.

ќснованием стратификации, по мнению многих ученых, €вл€етс€ социальное неравенство. –. ƒарендорф выдел€ет следующие формы неравенства:

Ј ≈стественное разнообразие внешности, характера, интересов;

Ј ≈стественное неравенство умов, талантов и сил;

Ј —оциальна€ дифференциаци€ принципиально равноценных позиций;

Ј —оциальна€ стратификаци€ по престижу и богатству как ранговое упор€дочивание социального статуса

т. е. существует неравенство индивидуальное и социальное[79].

Ќа наш взгл€д, суть социального неравенства состоит в противоречии между относительно равномерно растущими потребност€ми людей и существенными неравными возможност€ми их удовлетворени€. √лавным в этом противоречии выступает не сам уровень удовлетворени€ материальных и духовных потребностей, а степень различий, Ђразрывї в возможност€х их удовлетворени€ дл€ разных социальных групп и индивидов. »менно осознание индивидами этого Ђразрываї, сформированное на основе этого устойчивое чувство психологической неудовлетворенности, социальной несправедливости в сочетании с недостатками и издержками воспитани€ и социального развити€ личности служат основной детерминантой антиобщественного поведени€.

√лавными элементами социальной стратификации в современном обществе, по мнению “. ѕарсонса, €вл€ютс€

Ј ѕринадлежность к родственной €чейке. ѕринадлежность к ней может определ€тьс€ как рождением, так и браком, и т.п.

Ј Ћичные качества, т.е. особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриватьс€ как основание дл€ того, что бы оценивать его выше других: пол, возраст, лична€ привлекательность, ум, сила и пр.

Ј ƒостижени€, т.е. рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов.

Ј ¬ладени€, т.е. принадлежащие индивиду предметы, которые характеризуютс€ тем, что их можно передавать.

Ј јвторитет, т.е. институционально признанное право вли€ть на действи€ других независимо от непосредственного личного отношени€ этих других к направлению такого вли€ни€.

Ј ¬ласть[80].

¬озникновение политической жизни €вл€етс€ закономерным этапом развити€ социума. √лавную роль в этом процессе, с позиции марксистской парадигмы, сыграло по€вление классов и классовой борьбы.

“ак  . ћаркс полагал, что все социальные €влени€ детерминированы экономикой и утверждал, что при любом экономическом строе есть господствующий класс, владеющий средствами производства, класс угнетенных, работающий на собственников. ѕервые, эксплуатиру€ вторых, не плат€т им полную стоимость их труда, продают произведенный пролетари€ми продукт дороже, чем стоит его производство, тем самым создаетс€ прибавочна€ стоимость, которую буржуази€ использует по своему усмотрению. –абочие, как мы видим, подвержены эксплуатации и отчуждению от своей подлинной природы, т.е. они не способны выразить себ€ через работу и испытать какое-либо удовлетворение от нее, тем самым это ограничивает их творческий потенциал, лишает жизнь смысла. — течением времени происходит пол€ризаци€ классов: буржуази€ и пролетариат наход€тс€ в оппозиции друг к другу. »ме€ общего УврагаФ, провод€ вместе большую часть времени на заводах, пролетариат становитс€ однородным, и по€вл€ютс€ общие классовые интересы, что приводит к классовому конфликту.

“от класс, которому принадлежат средства производства контролирует через них экономику и осуществл€ет политику государства. “.е. он €вл€етс€ прав€щим классом.

–ассмотрим более подробно когда-то попул€рную, а ныне преданную забвению теорию классов  . ћаркса и ‘. Ёнгельса.  ласс, по мнению  . ћаркса и ‘. Ёнгельса, - это группа людей, определ€ема€ по отношению к средствам производства, по месту в системе общественного разделени€ труда.  лассическое дл€ марксистской теории определение классов дал в своей работе "¬еликий почин" ¬.». Ћенин: " лассами называютс€ большие группы людей, различающиес€ по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.  лассы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодар€ различию их места в определенном укладе общественного хоз€йства". —формулированна€ на основе этого подхода концепци€ социальной структуры общества сводитс€ к следующим положени€м:1) —оциальна€ структура общества складываетс€ из трех основных элементов - классов, общественных прослоек и социальных групп; 2) "ядро" социальной структуры общества составл€ют классы, определ€емые по отношению к средствам производства (собственники и немеющие собственности), а именно классы эксплуататоров (рабовладельцы, феодалы, буржуази€) и эксплуатируемых (рабы, кресть€не, пролетариат); 3) ќбразование классов €вл€етс€, прежде всего, порождением экономических отношений - классы образуютс€ в результате общественного разделени€ труда (прежде всего на умственный и физический) и возникновени€ частной собственности; 4) ѕроцесс образовани€ классов, согласно  .ћарксу и ‘.Ёнгельсу, протекал двум€ основными пут€ми - путем выделени€ в родовой общине эксплуататорской верхушки (родовой знати и состо€тельных людей), и путем обращени€ в рабство плененных иноплеменников, а соплеменников - в долговую кабалу; 5) ¬ладение или невладение средствами производства определ€ет роль классов в системе организации общественного труда (управл€ющие и управл€емые), в системе политической власти (господствующие и подчиненные), их имущественное положение (богатые и бедные, т.е. пауперы); 6) Ѕорьба эксплуататорских и эксплуатируемых классов, разрешающа€с€ в форме революций, служит движущей силой общественного развити€; 7) ѕри этом, помимо основных общественных классов, тесно св€занных с господствующим способом производства (эксплуататоров и эксплуатируемых), марксистска€ теори€ также выдел€ет т.н. неосновные классы - это либо остатки прежних классов (двор€не при капитализме), зарождающиес€ новые классы (торгова€ буржуази€ при феодализме), либо классы, переход€щие из формации в формацию (кресть€нство); 8) ѕомимо классов, в структуре общества выдел€ютс€ общественные слои (или прослойки) - т.е. промежуточные или переходные общественные группы, не играющих решающей роли в системе социально - экономических отношений: т.н. мелка€ буржуази€ (ремесленники, торговцы) и интеллигенци€; 9) »нтеллигенци€, в свою очередь, делитс€ на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.

ћ. ¬ебер, подобно  . ћарксу, определ€л общественный класс людей по его экономической власти, но в отличие от  . ћаркса выдел€л и другие факторы, вли€ющие на формирование отношений неравенства. Ќапример, общественное положение (социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам), по его мнению, €вл€етс€ важной характеристикой дл€ человека в обществе. ќн назвал это статусом.

ќбычно статус человека €вл€етс€ отражением его (или ее) профессии и экономического положени€, но не пр€мым отражением.

ћ. ¬ебер впервые закладывает в основу классового разделени€ систему стратификации, существующую в данное врем€. ќн раздел€л класс собственников и Уторговый классФ, разбивал на несколько классов рабочий класс (в зависимости от вида собственности предпри€ти€, на котором они работают). ћ.¬ебер доказывает, что любой человек имеет возможность повысить свой статус.

Ќеравенство в распределении таких ресурсов как доход, богатство, престиж, образование приводит к возникновению неравенства обладани€ политическими ресурсами, т.е. ресурсами, Ђс помощью которых индивид или группа могут вли€ть на поведение других субъектов в различных обсто€тельствахї[81].

¬ традиционных обществах все ресурсы тесно св€заны (коррелируют). Ёто значит, что если субъект имеет преимущество над другим субъектом хот€ бы в одном из политических ресурсов (например, богатство), то он будет иметь преимущество и во всех других видах ресурсов. √.Ћ.  упр€шин и Ќ.—. ћалышева подчеркивают, что Ђтака€ высока€ степень посто€нства (согласованности) рангов в различных статусных иерархи€х означает доминирование одной социальной группы над другими в рамках закрытой социальной структурыї[82].

¬ экономически развитом обществе, исход€ из позиции ћ. ¬ебера, создаетс€ ина€ система распределени€ неравенства: субъект, имеющий низкий ранг в отношении одного политического ресурса, обладает шансами достичь успеха в отношении другого и частично компенсировать отсутствие первого политического ресурса. “акую модель неравенства в индустриальном обществе определ€ют как систему дисперсионных (рассе€нных) неравенств, а само расхождение рангов одного и того же субъекта в различных социальных иерархи€х называетс€ социальной декомпозицией.

»сход€ из этого, можно сделать несколько выводов: дл€ общества достигшего высокого уровн€ экономического и политического развити€ проблема социальной структуры видитс€ не столько в непреодолимых социальных различи€х, социальной дифференциации, основанной, в первую очередь, на объеме богатства, а в степени ее открытости, т.е. модели неравенства и уровне социальной декомпозиции; при существующем равенстве возможностей, разница в стандартах жизни не приводит к противосто€нию социальных групп[83].

ћожно выделить следующие уровни взаимодействи€ социальной дифференциации и политической власти:

1) ќпосредованное вли€ние на власть через политическую социализацию и политическое участие;

2) ¬ли€ние через систему социального представительства.

—ледующий концептуальный подход, позвол€ющий рассматривать социальную стратификацию Ц теори€ социальных групп.

¬. ’арчева определ€ет социальную группу как объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой де€тельности, св€занное системой отношений, которые регулируютс€ формальными или неформальными социальными институтами.

√. јнтипова определ€ет социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполн€ют совместно необходимые функции в структуре социального разделени€ труда и де€тельности.

–. ћертон определ€ет социальную группу как объединение индивидов, общающихс€ друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихс€ членами этой группы с точки зрени€ других.

¬ основе объединени€ в группы лежит общий дл€ всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей.

ћожно выделить следующие виды социальных групп, в основе которых лежит

Ј этническа€ или расова€ принадлежности;

Ј уровень культурного развити€;

Ј тип структуры, существующей в группах;

Ј задачи и функции, выполн€емые группой в более широких общност€х;

Ј преобладающие типы контактов между членами группы;

Ј различные виды св€зей, существующих в группах.

ѕо социометрической концепции наиболее крупными группами €вл€ютс€ социальные общности.

“еори€ рационального ценностно-ориентированного поведени€ Ќ.—мелзера позвол€ет смоделировать логические стадии формировани€ новой общности:

1. ‘ормирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации.

2. Ќагнетание на основе общего видени€ проблемы определенной напр€женности в первую очередь за счет преувеличени€ угроз и вы€влени€ Ђобщего врагаї.

3. ¬зращивание не€вного, предварительно туманного веровани€ о принципах действи€ общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности.

4. ќбращение к истории в поисках образцов дл€ заимствовани€.

5. ћобилизаци€ дл€ действий: расширение числа сторонников и подготовки их к организации.

6. ¬ведение внутреннего социального контрол€, т.е. прав и об€занностей, позвол€ющих требовать, наказывать, поощр€ть, изгон€ть, носить символику.

7. ¬хождение новой массовой организации в существующие общественные структуры.

√руппы рассматриваютс€ политологами как Ђдетище новой эры представительного управлени€ї[84]. ќни интересуют их потому, что возникают с тем, чтобы выражать интересы, позиции и мнени€ все более многочисленной категории и слоев нарождающегос€ постиндустриального общества, не стрем€щиес€ войти во власть, а отстаивающие четкие, конкретные и €сные цели.

ѕервым концепцию групп интересов выдвинул в 1908 году ј. Ѕентли. ѕо мнению американского политолога √. ¬ильсона, группы интересов Ц Ђэто организации, обладающие определенной автономией от правительства и политических партий, с той разницей, что они не ищут пути пр€мого участи€ во властиї. “е и другие €вл€ютс€ Ђагентами политической мобилизацииї, но первые стрем€тс€ защищать или представл€ть более широкий спектр интересов, а вторые Ц ограниченные или Ђспецифические интересыї[85].   группам интересов относ€т профсоюзы, предпринимательские организации и т.п.

ѕо существу все группы интересов имеют определенные ресурсы власти. Ќаиболее важные их них Ц количественный состав и организаци€.

»так, можно сделать вывод, что через систему социального представительства общество артикулирует и агрегирует проблемы, требующие непосредственного решени€. ќтдельные индивиды, социальные группы, целые классы используют ее каналы, во-первых, дл€ выражени€ требований, соответствующих из реальным или мнимым интересам, во-вторых, дл€ переноса этих требований в центр политической борьбы и в сферу прин€ти€ политических решений. —истема социального представительства выступает как:

Ј ѕосредник между государством и населением, механизм групповой консолидации, структуры, предназначенной дл€ выражени€ и защиты социально-очерченных интересов в политически неоднородной среде;

Ј ћеханизм коррекции политической системы, что обеспечивает ее от стагнации и дает возможность исправл€ть ранее прин€тые политические решени€ законным образом, не прибега€ к насилию.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1265 - | 1154 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.