Этические основы политики заложил древнегреческий мыслитель Сократ. Он не оставил после себя письменных трудов, но глубина его диалогов, которые в течение восьми лет записывал за ним его ученик Платон, до сих пор поражает проникновенной мудростью. И позже именно Платон заложил фундамент теорий социалистического типа и основу идеального государства, которую видел в общественной собственности. «Утопию Платона нередко характеризуют как первое произведение утопического коммунизма, поскольку в его идеальном обществе правители, высшая социальная группа, не обладают иной, кроме личной, собственностью. Тем не менее, Платоновскую утопию нельзя считать коммунистической, не смотря даже на то, что она послужила прообразом для ряда последующих, утопически-коммунистических сочинений».[21]
Идеальное государство, которое представляет философ, противопоставляется рабовладельческому строю и является его отрицанием. В идеально устроенном обществе, по убеждению Платона, нет рабства. Основными социальными группами являются свободные земледельцы и ремесленники, воины и правители – наиболее образованная, умудрённая часть общества, которых Платон называет философами. Каждое сословие занято своим делом: философы – мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Причём, первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи. Философ вполне ясно даёт понять, что экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализироваться в своём деле.
Платон попытался построить рациональную модель идеального государства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Таким образом, он одним из первых связал появление политики, государства с социальными изменениями, т. е. разделением труда, появлением классов, неравенства.
И. Кант, рассуждая над наследием Платона, определил его значение так: «Хотя совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству» [22].
Фундамент теории либерального толка создал другой древнегреческий мыслитель Аристотель, которого по праву называют учеником Платона, дерзнувшим заявить: «Платон мне друг, но истина дороже». Главным политическим произведением Аристотеля является «Политика»[23]. Этот труд философ создал, проанализировав 158 греческих полисов, по сути дела, столько же видов государственного устройства. Он не только обобщил опыт существования греческих полисов, но и на большой фактической основе разработал технологию форм государственного устройства. Одной из самых лучших мыслитель признавал политию, которая основана на частной собственности граждан и является своеобразным двигателем прогресса. Аристотель полагал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принадлежит ему. Имущественное равенство, отсутствие частной собственности, отстаиваемое Платоном, приведёт к застою в жизни общества и недовольству со стороны сильных и талантливых, т.к. без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.
Выявив на основе анализа греческих полисов формы государственного устройства, Аристотель предложил три «правильных» и три «неправильных» формы государства. Правильные – это царская власть, аристократия и полития, а неправильные – это тирания, олигархия и, так называемая, неумеренная демократия.
Западная политическая мысль уходит корнями в эпоху античности. Причем, современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому, Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.
Эпоха средневековья ознаменовала собой не только то, что в обществе господствовали теологические рассуждения, далёкие от политической теории, но также и то, что идеология католической церкви категорически запрещала личностное самоопределение в духовных вопросах. «Любое внутреннее сопротивление церковной опеке тотчас парировалось тем, что лучшие и подлиннейшие побуждения индивида таинственны до неощутимости, что человек сам не ведает, чего он в действительности хочет, заблуждается… в отношении своего призвания, блага, пользы, коренного интереса и т. д. … Чего мирянин хочет нехотя, того церковь хочет для него сознательно, ибо мыслит и знает за него».[24]
Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т. е. преобладание над индивидом и государством идеи Божественной воли и церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением Церкви как общественно-политической организации, окончательное оформление которой происходит к ХIII веку. Следует заметить, что в средние века господствовала христианская политическая доктрина, которая брала свои идеи из библейского учения, провозглашавшего равенство всех людей перед Богом, ценность каждой человеческой личности, божественную предопределённость, отдельное сосуществование духовной и политической власти (Богу-Богово, а кесарю-кесарево) и т.д. Ценным вкладом христианства является то, что оно, наряду с адаптированным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства, образовало тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей.
Средневековый мыслитель Августин Блаженный в своём труде «О граде Божьем» затронул важные вопросы, касающиеся, в том числе, и политической жизни государства. История человечества, по мнению Августина, это вечная борьба добра со злом. Государственная власть в виде «большой шайки разбойников» не может победить в этой борьбе, единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели, в граде Божьем.
Авторитетный средневековый мыслитель Фома Аквинский также размышлял над вопросами государственной власти, права, морали, экономики. На его взгляд: «Государственное сообщество является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели».[25]
Представления о периоде средневековья как о застое в общественной жизни и научной мысли не совсем справедливы. В этой связи, прав Ф. Шлегель, заявивший: «Если средневековье и можно сравнить с тёмной ночью, то эта ночь звёздная».
Если основная тема средних веков – град Божий, то главная ценность эпохи Возрождения – это человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа эпохи Возрождения – это гуманизм.
Никколло Макиавелли и Эразм Роттердамский в своих политических философиях возвращаются к рационализму, стремясь отделить политическое от религиозного. По этому поводу есть высказывание Ф. Бэкона о Макиавелли: «Нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».[26]
Выдающийся итальянский мыслитель XIV - начала XV вв. Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Очевидно, это укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Свои измышления философ наиболее полно выразил в книге «Государь»[27].
Он считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от папства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Широко известно высказывание Н. Макиавелли, которое прочно вошло в современную политику: «Цель оправдывает средства». Мыслитель писал, что строя национальное государство, князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы, может не выполнять своих обещаний, если это идёт на пользу дела. Более всего ему следует заботиться о силе, так как хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
Никколло Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал значительное влияние на западную политическую мысль. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.