Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая мысль Древней Греции и Средних Веков




Этические основы политики заложил древнегреческий мыслитель Со­крат. Он не оставил после себя письменных трудов, но глубина его диа­логов, которые в течение восьми лет записывал за ним его ученик Платон, до сих пор поражает проникновенной мудростью. И позже именно Платон заложил фундамент теорий со­циалистического типа и основу идеального государства, которую видел в обществен­ной собственности. «Утопию Платона нередко характеризуют как первое произве­дение утопического коммунизма, поскольку в его идеальном обществе пра­вители, высшая социальная группа, не обладают иной, кроме личной, собст­венностью. Тем не менее, Платоновскую утопию нельзя считать коммунисти­ческой, не смотря даже на то, что она послужила прообразом для ряда после­дующих, утопически-коммунистических сочинений».[21]

Идеальное государство, которое представляет философ, противопоставляется рабовладельческому строю и является его отрицанием. В идеально устроенном обществе, по убеждению Платона, нет рабства. Основными социальными группами являются свободные земледельцы и ремесленники, воины и прави­тели – наиболее образованная, умудрённая часть общества, которых Платон называет философами. Каждое сословие занято своим делом: философы – мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им дос­тупно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земле­дельцы создают материальные средства жизни. Причём, первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи. Философ вполне ясно даёт понять, что экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализиро­ваться в своём деле.

Платон попытался построить рациональную модель идеального государ­ства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Таким образом, он одним из первых связал появление политики, государ­ства с социальными изменениями, т. е. разделением труда, появлением клас­сов, неравенства.

И. Кант, рассуждая над наследием Платона, определил его значение так: «Хотя совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное обще­ственное устройство к возможно большему совершенству» [22].

Фундамент теории либерального толка создал другой древнегреческий мыслитель Аристотель, которого по праву называют учеником Платона, дерзнувшим заявить: «Платон мне друг, но истина дороже». Главным поли­тическим произведением Аристотеля является «Политика»[23]. Этот труд философ создал, проанализировав 158 греческих полисов, по сути дела, столько же видов государст­венного устройства. Он не только обобщил опыт существования греческих полисов, но и на большой фактической основе разработал технологию форм государственного устройства. Одной из самых лучших мыслитель признавал политию, которая основана на частной собственности граждан и является своеобразным двигателем прогресса. Аристотель полагал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принад­лежит ему. Имущественное равенство, отсутствие частной собственности, отстаиваемое Платоном, приведёт к застою в жизни общества и недовольству со стороны сильных и талантливых, т.к. без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.

Выявив на основе анализа греческих полисов формы государственного устройства, Аристотель предложил три «правильных» и три «неправильных» формы государства. Правильные – это царская власть, аристократия и поли­тия, а неправильные – это тирания, олигархия и, так называемая, неумеренная демократия.

Западная политическая мысль уходит корнями в эпоху античности. Причем, современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому, Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.

Эпоха средневековья ознаменовала собой не только то, что в обществе господствовали теологические рассуждения, далёкие от политической тео­рии, но также и то, что идеология католической церкви категорически запрещала личностное самоопределение в духовных вопросах. «Любое внутреннее со­противление церковной опеке тотчас парировалось тем, что лучшие и под­линнейшие побуждения индивида таинственны до неощутимости, что чело­век сам не ведает, чего он в действительности хочет, заблуждается… в отно­шении своего призвания, блага, пользы, коренного интереса и т. д. … Чего мирянин хочет нехотя, того церковь хочет для него сознательно, ибо мыслит и знает за него».[24]

Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т. е. преобладание над индивидом и государством идеи Божественной воли и церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укрепле­нием Церкви как общественно-политической организации, окончательное оформление которой происходит к ХIII веку. Следует заме­тить, что в средние века господствовала христианская политическая док­трина, которая брала свои идеи из библейского учения, провозглашавшего равенство всех людей перед Богом, ценность каждой человеческой личности, божественную предопределённость, отдельное сосуществование духовной и политической власти (Богу-Богово, а кесарю-кесарево) и т.д. Ценным вкладом христианства является то, что оно, наряду с адапти­рованным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства, образовало тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, со­ставляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей.

Средневековый мыслитель Августин Блаженный в своём труде «О граде Божьем» за­тронул важные вопросы, касающиеся, в том числе, и политической жизни го­сударства. История человечества, по мнению Августина, это вечная борьба добра со злом. Государственная власть в виде «большой шайки разбойников» не может победить в этой борьбе, единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели, в граде Божьем.

Авторитетный средневековый мыслитель Фома Аквинский также размышлял над вопросами государственной власти, права, морали, экономики. На его взгляд: «Государственное сообще­ство является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели».[25]

Представления о периоде средневековья как о застое в общественной жизни и научной мысли не совсем справедливы. В этой связи, прав Ф. Шлегель, зая­вивший: «Если средневековье и можно сравнить с тёмной ночью, то эта ночь звёздная».

Если основная тема средних веков – град Божий, то главная ценность эпохи Возрождения – это человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа эпохи Возрождения – это гуманизм.

Никколло Макиавелли и Эразм Роттердамский в своих политических фи­лософиях возвращаются к рационализму, стремясь отделить политическое от религиозного. По этому поводу есть высказывание Ф. Бэкона о Макиавелли: «Нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».[26]

Выдающийся итальянский мыслитель XIV - начала XV вв. Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Оче­видно, это укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практи­ческая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Свои измышления философ наиболее полно выразил в книге «Государь»[27].

Он считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от пап­ства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Широко известно высказывание Н. Макиавелли, которое прочно вошло в современную политику: «Цель оправдывает средства». Мыслитель писал, что строя национальное го­сударство, князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы, может не выпол­нять своих обещаний, если это идёт на пользу дела. Более всего ему следует заботиться о силе, так как хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует бес­порядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, стра­дает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.

Никколло Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал значительное влияние на западную политическую мысль. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.