Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение политологии как науки




Политология как самостоятельная, независимая академическая дис­циплина возникает во второй половине XIX века в США. В 1857 г. в Колумбийском колледже Френсисом Либером создается кафедра «Истории и поли­тической науки». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политической науки. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук.

В дореволюционной и послереволюционной России отношение офи­циальных государственных структур к политическим наукам было отрица­тельным[1]. Только в 1990 г. Государственным комитетом по науке и технике СССР была официально признана номенклатура научных специальностей по политическим наукам. Политология стала преподаваться в вузах.

В самом общем виде политология - это наука о политике. Но неис­кушенному студенту данное определение ни о чем не говорит, так как при его формулировании было нарушено одно из правил определения, гласящее, что нельзя определять неизвестное через неизвестное. Чтобы разобраться в сути политологии необходимо вначале разобраться в сути понятия и явле­ния под названием «политика».

Политика как публичная система регулирования властных отноше­ний – относительно молодое явление в системе общественных отношений. В начальный период истории человеческого общества все возникавшие в процессе человеческого общежития конфликты разрешались при помощи традиционных механизмов регулирования общественных отношений: сложившихся религиозных обрядов и верований, традиций власт­ных отношений кровнородственного и семейного характера.

По мере усложнения социальных отношений, появления института частной собственности, увеличения социальной мобильности, социального и имущественного неравенства, демографического роста и появления религиозной неоднородности традиционные механизмы регули­рования человеческого общежития оказались малоэффективными.

Нарастание социальной разнородности, появление групповых инте­ресов, которые нельзя было удовлетворить без ущемления интересов дру­гих, поставило перед людьми задачу сохранения целостности общества, не­допущения распада общественных связей. Необходимо было найти такие общественные регуляторы, которые бы сохранили общество как единую самодостаточную систему по отношению к окружающей среде. Такими ре­гуляторами стали мораль, право в различных вариантах, затем – политика как публичная система власт­ных отношений.

В этот момент возникли специфические общественные институты, которые путём социального принуждения могли предписать общеобязательные формы поведения любой социальной группе и обществу в целом. Эти институты трансформируются в публич­ные органы власти и в государство как их сосредоточение. Все это выводит властные отношения в обществе на качественно новый уровень – политиче­ский.

Социальные группы стали осознавать, что доступ к институтам вла­сти и их использование может в большей степени способствовать удовле­творению их интересов. Для того чтобы получить такой доступ, любая со­циальная группа должна была отстаивать свои интересы во власт­ных отношениях, опосредованных государственными органами управления. Как следствие динамического роста социума, государство приобретало более сложную структуру и управленческий аппарат.

Как в истории общественной мысли, так и в современной политиче­ской науке мы не найдем однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью этого явления, богатством его содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими подходами можно выделить следующие основные группы определений по­литики:

· директивные, подходящие к пониманию политики как деятельности по руководству и управлению общественными процессами с исполь­зованием механизмов власти. Данный подход к пониманию политики является самым древним. Мысль о том, что политика есть управление, высказывали и Платон и Аристотель;

· социологические, характеризующие политику как форму взаимоотно­шений между социальными группами (прежде всего классами) по по­воду осуществления и распределения власти;

· субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы поли­тики. Большинство исследователей придерживающихся субстан­циональной трактовки политики, рассматривают в качестве её перво­основы власть и её носителей. Политика, при таком рассмотрении предстаёт как действия, направленные на власть, её обретение, удержание и исполь­зование. Один из создателей политологии, немецкий ученый М. Ве­бер, определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государст­вами, или внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»[2];

· структурно-функциональные, рассматривающие политику как подсис­тему общества, связанную с функциями целеполагания и целе­осуществления в масштабах общества, с функциями осуществления власти и принятия обязательных решений. Реализация этих функций предполагает действия особых социальных институтов и прежде всего государства и пар­тий. Политика, рассмотренная через призму структурно-функционального подхода, предстает перед нами как политический процесс, т.е. динамика поли­тической системы;

· нормативные, раскрывающие ее высшие, идеальные цели. Например, политика – это деятельность государства, направленная на защиту ес­тественных (фундаментальных, врожденных) прав человека (прав на свободу, на собственность, на жизнь). Концеп­цию естественных прав разработали такие мыслители как Гуго Гро­ций, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье.

Сущностные различия в понимании политики проявились в развитии представлений о по­литике. Можно выделить несколько этапов в эволюции этих представлений. На первом этапе можно говорить о государствоцентристском пони­мании политики. Ведь сам термин «политика», возникший в Древней Гре­ции образовался от слова polis - город, государство. Аристотель заявлял, что политика – это, прежде всего, государство. Данная тенденция наблюда­лась и в начале XX века. Так в учебнике Дж. Гарнера утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством»[3]. Исходя из государствоцентристского подхода к пониманию политики можно сформу­лировать следующее ее определение: политика – это сфера государствен­ного управления.

Начиная с конца XVIII века, в ряде государств Европы начинают формироваться первые профсоюзы и политические партии, избирательные и партийные системы, которые стали оказывать заметное влияние на поли­тическую жизнь. Постепенно государство опутывается сложной сетью ин­ститутов и отношений и утрачивает значение единственного инструмента политики. С этого момента можно говорить о появлении социоцентрист­ского понимания политики.

Исходя из социоцентристского понимания политики, можно сфор­мулировать следующее ее определение: политика – это процесс формиро­вания, принятия и реализация обязательных (императивных) решений в от­вет на возникающие политические проблемы. При этом политика «касается проблем, влияющих на жизнь всего общества, и выражает отношения кон­фликта и сотрудничества между политическими акторами[4]»[5]. Так как политиче­ских акторов (субъектов) может быть достаточно много и все они разнооб­разны, то можно говорить о включении в сферу политики различных видов негосударственной деятельности, которые оказывают влияние на решение важнейших общественных проблем.

Итак, мы видим, что, во-первых, политика связана с процессом госу­дарственного управления и функционированием государственных институ­тов, во-вторых, она включает в себя основные общественные проблемы, со­бытия и отношения, которые оказывают существенное воздействие на жизнь социальной общности в целом и влияют на интересы больших групп людей.

Если попытаться сформулировать интегрированное определение сути политики, то получится, что это деятельность социальных групп и ин­дивидов по артикуляции (осознанию и представлению), удовлетворению коллективных интересов и решению общественных проблем путем форми­рования, поддержания или изменения государственной власти и управления обществом через выработку обязательных для всего общества решений[6].

Необходимо отметить, что главное отличие государственной вла­сти от власти отца, начальника в том, что все граждане должны подчи­няться этой власти. Именно она позволяет политике выступать регулятив­ной силой в обществе.

Артикуляция интересов осуществляется через особые политические структуры – институты, организации (парламент, правительство, политиче­ские партии и др.). Не всякий интерес может являться основой политики, а только политический интерес.

Необходимо отметить, что практически каждая социальная общ­ность, группа имеет свои политические интересы, которые зачастую не сов­падают и даже противоречат друг другу, что позволяет говорить о полити­ческой структуре общества, т. е. расслоении общества по политическим ин­тересам. Стремление тех или иных социальных групп, общностей к реали­зации своих политических интересов являет собой динамическую первоос­нову политики, приводит к росту социальной напряженности, появлению политических проблем и как следствие к политическому конфликту. Вы­полняя регулятивную роль, политика и ее институты, с учетом соотношения действующих сил, стоящих за теми или иными вариантами достижения по­литических интересов, вырабатывают политические решения.

Реализация политических интересов и целей осуществляется специ­фическими методами[7]. Под политическими методами понимают средства убеждения, аргументированного доказательства, апелляции к общественному мне­нию, отстаивание интересов различных классов, социальных групп и общностей, демонстрация привлекательного стиля поведения политических лидеров.

Раскрывая суть политики, необходимо остановиться на ее структуре и основных элементах. К основным элементам поли­тики можно отнести: политический интерес; политических субъектов; поли­тическую деятельность; политическую организацию; политическую куль­туру и сознание; политические отношения.

В. П. Пугачев и А. И. Соловьев выделяют несколько иную структуру политики, основные позиции которой повторяют выделенные нами эле­менты. Так в структуре политики они выделяют форму, содержание и про­цесс (отношения)[8].

Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т. д.), придающая ей устойчивость, стабильность и позволяющая регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выра­жается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политиче­ских решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, полисубъектно-полиобъектный и конфликт­ный характер политической деятельности.

Политике присущи определённые свойства[9]. Дадим им краткую характе­ристику.

Это всеобщность – как способность политики определять, направлять, воздействовать на любые стороны жизни, элементы общества, события, от­ношения, начиная с масштабов государства и заканчивая отдельным чело­веком.

Инклюзивность – способность политики проникать в другие сферы и отношения.

Атрибутивность – это способность политики к симбиозу, сочетанию с неполитическими сферами общества, это ее свойство функционировать и взаимодействовать в единой системе с другими социальными феноменами для общей пользы и блага.

Императивность – свойство политики, характеризующее ее обязы­вающую, принудительную силу, которая подкреплена системой социаль­ного контроля, включающего в себя различные санкции.

Конфликтность, конкурентность – эти свойства говорят о противо­борстве, противоположности и противоречивости разнонаправленных инте­ресов и воль в политическом пространстве, столкновении и борьбе различ­ных социальных субъектов – народов, наций, государств, социальных групп, общественных организаций и т.п., продиктованных несовместимо­стью их устремлений.

Насильственность, т. е. возможность использовать насилие и прину­ждение, отличающая политику от других социальных механизмов, регулирую­щих общественную жизнь (мораль, нормы, ценности).

Безличность, обобщенность, опосредованность касается особенно­стей принятия и реализации политических решений, которые обычно на­правлены на большие группы людей, а не на конкретных индивидов. Поли­тические решения принимаются, как правило, от имени народа, партии, класса, нации. Представительский характер, опосредованность в принятии решений в политике создают возможность анонимности, ухода от ответст­венности, ограничения аморальности в политике.

Институционализированность, которая, являясь характеристикой всех основ­ных видов жизнедеятельности людей, достигает в политике более высокого уровня нормативной регламентации и такой же степени использования принуждения по отношению к личности.

Легитимация – это процедура общественного признания, объясне­ния, обоснования, оправдания политики.

Вероятностный характер политики обусловлен многомерностью, многофакторностью политической сферы, размытостью границ политиче­ского управления, наличием значительной доли субъективной составляю­щей, что выражается в неполноте информации, возможности иррациональ­ных, спонтанных, случайных проявлений в сознании и поведении агентов политики.

Неравновесность, неустойчивость, нестабильность, как характери­стики политики, связанные с ее статусом как открытой, многофакторной, многоуровневой, многосубъектной, многофункциональной, многоцелевой системы, в которой упорядочивание происходит через организацию хаоса, стихии многочисленных разнонаправленных интересов и воль.

Рисковый характер политики продиктован рядом обстоятельств: не­предсказуемостью последствий и решений в политике; невозможностью просчитать все возможные варианты и условия при принятии политических решений; необходимостью принимать решения в условиях временной огра­ниченности; зависимостью политических решений от уровня компетенции, опыта, мудрости и нравственных качеств политика.

Значение политики обусловлено функциями, которые она выпол­няет в обществе, ее воздействием на общество. В политической теории суще­ствуют различные взгляды на функции политики. Т. Парсонс относит к ним определение коллективных целей общественного развития, мобилизацию и принятие решений, сохранение стабильности социума и распределение ре­сурсов. Р. Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостно­сти и стабильности общества.

Если суммировать теоретические позиции и практические достиже­ния, то можно выделить следующие важнейшие функции:

· Функция обеспечения целостности и стабильности общества.

· Функции мобильности и обеспечения эффективности общей деятель­ности.

· Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивиду­альные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым поли­тика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

· Управленческая и регулятивная функция политики.

· Функция политической социализации.

· Гуманитарная функция (создание гарантий прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и органи­зованности).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2096 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.