План
1. Социальные институты: система правил, регулирующих общественные отношения.
2. Функции социальных институтов.
3. Социальные институты семьи и образования.
11.1. Социальные институты: ситема правил, регулирующих
общественные отношения
Важной формой социального взаимодействия, опорой, на которой «держится» общество, являются с оциальные институты – совокупность норм, правил и процедур, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, упорядочивающие, формирующие и стандартизирующие общественные связи и отношения.
Для общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или социальной группы, особенно тех, что регулируют совместную деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей.
Предметом, содержанием социального взаимодействия в институтах является удовлетворение конкретных и важных потребностей как личностного, так и общественного характера, тогда как предметом и содержанием социального взаимодействия в группах, например, является само коллективное объединение людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил.
Термин «институт» (от лат. institum – удовлетворение, устройство) закрепился в двух значениях: узкофункциональном (название научных и учебных заведений) и социальном (совокупность норм, правил в определенной сфере общественных отношений).
Одним из первых в социологии проблемы институтов исследовал Т. Веблен (1857–1929). Он определял социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
Процесс закрепления обычаев и правил в обыденной практике называется институализацией.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. В ходе практики люди находят приемлемые образцы поведения, которые постепенно превращаются в привычные, стандартные, признаются общественным мнением нормальными и становятся нормативными. Одновременно появляется и система санкций, контролирующих поведение в рамках прижившихся норм.
Таким образом, институализация – это замена стихийного и экспериментального поведения на предсказуемое, регулируемое.
Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. закрепление, признание, принятие норм, правил и процедур и их применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, их дифференцированное применение в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Социальный институт – гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, опирающихся на людей, аппарат управления и процедуры. То есть социальные институты имеют такие внешние признаки, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Содержательными признаками социальных институтов являются: набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.
Для социальных институтов характерно четкое разделение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий и контроль за всем этим. Современный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность статусов и ролей, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности, благодаря чему достигается способность социальных связей, устойчивость социальной структуры, порядок в обществе.
Отечественный социолог С. С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов: 1) установки и образцы поведения; 2) символические культурные признаки; 3) утилитарные культурные черты; 4) устный и письменный кодексы; 5) идеологию.
Социальные институты носят надындивидуальный характер и обладают собственными системными качествами и определенными функциями.
Исходя из важнейших потребностей общества сложились пять глобальных социальных институтов, которые сами являются сложными социальными системами.
Приспособление к окружающей среде, производство предметов потребления обеспечивается таким социальным институтом, как экономика. Он имеет в качестве подсистемных элементов социальные институты производства, управления и др.
Целевые потребности общество обеспечивает через социальный институт политики, в котором, в свою очередь, имеются такие социальные институты, как государство, право и т.д.
Далее идут семья, образование, религия.
Помимо пяти названных исторически оформившихся социальных институтов в ХХ в. появились новые. Современное общество переживает процесс институализации до уровня глобальных и универсальных еще двух социальных институтов: здравоохранения и науки.