Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётнические общности. ќсновные черты и этапы формировани€ русской нации




 

1. ќбщество как целостна€ социокультурна€ система состоит из множества подсистем с различными системо-образующими интегральными качествами. ќдним из важнейших типов социальных систем €вл€ютс€ социальные общности.

—оциальна€ общность Ч это реально существующа€, эмпирически фиксируема€ совокупность индивидов, отли≠чающа€с€ относительной целостностью и выступающа€ само≠сто€тельным субъектом социального действи€, поведени€. ¬ данном определении следует подчеркнуть р€д моментов.

¬о-первых, что социальные общности не €вл€ютс€ умо≠зрительными абстракци€ми, вычлен€емыми учеными в цел€х удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образовани€ми, а существуют реально, в самой действительности. »х существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

¬о-вторых, социальные общности Ч это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.

¬-третьих, социальные общности €вл€ютс€ объектами [78] социального взаимодействи€. Ёто значит, что они сами €вл€ютс€ источником своего развити€, самодвижени€. —тановление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных св€зей, социального взаимодействи€ и отношений.

—оциальные общности отличаютс€ огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. “ак, по количественному составу они варьируютс€ от взаимодействи€ двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. ѕо времени продолжительности существовани€ Ч от дл€щихс€ минут и часов (аудитори€ конкретного зрелищного меропри€ти€) до живущих столети€ и тыс€челети€ этносов, наций, по плотности св€зи между индивидами Ч от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований' (болельщики команды Ђ‘акелї) и т. д.

ќднако значительно более существенным в классификации социальных областей €вл€етс€ выделение того или иного базового системообразующего признака. ¬ соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. —ложна€ совокупность признаков позвол€ет делить все общности на два наиболее широких подкласса; массовые и групповые общности.

ћассовые общности характеризуютс€ следующими признаками: 1) представл€ют собой структурно-нерасчлененные аморфные образовани€ с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа в них вхождени€; 2) дл€ них характерен ситуативный способ существовани€, т. е. они образуютс€ и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной де€тельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываютс€ неустойчивыми, мен€ющимис€ от случа€ к случаю образовани€ми; 3) им присуща разнородность состава, межгруппова€ природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образовани€ они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. “ипичным образцом массовых общностей €вл€ютс€ участники широких политических или экологических движений (за мир, против €дерной угрозы, против загр€знени€ окружающей среды и [79] т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (фила≠телисты и т. д.).

2. ƒругой более важной разновидностью социальных общностей €вл€ютс€ социальные группы. ѕон€тие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных св€зей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. —оветский социолог √.—.јнтипова определ€ет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполн€ющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделени€ труда и де€тельности. јмериканский социолог –.ћертон определ€ет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихс€ членами этой группы с точки зрени€ других. “аким образом, –. ћертон выдел€ет в социальной группе три основных черты: взаимодействие, членство и единство.

—оциальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуютс€: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существовани€ в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, вход€щим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

¬ зависимости от плотности, формы осуществлени€ св€зей и составл€ющих их членов различаютс€ большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. ќсновным объектом социологических исследований €вл€ютс€ малые социальные группы (от 2 до 15 Ч 20 человек). ћала€ социальна€ группа Ч малочисленна по составу, члены ее объедин€ютс€ общей де€тельностью и наход€тс€ в непосредственном, устойчивом, личном общении. ’арактерными чертами малой социальной группы €вл€ютс€: 1) малочисленный состав; 2) пространственна€ близость членов; 3) длительность существовани€; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведени€; 5) добровольность вступлени€ в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов. [80]

–азновидностью малых социальных групп €вл€≠ютс€ первичные группы. “ермин Ђпервичные группыї был введен в социологию „. ули. ќтличительными призна≠ками этих групп, по  ули, €вл€ютс€ непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуетс€ высоким уровнем эмоциональности. Ёти группы Ђпервичныї в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. ѕримером первичных социальных групп €вл€ютс€ семь€, школьный класс, студенческа€ группа, группа друзей, спортивна€ команда и т. д. „ерез первичную группу осуществл€етс€ социализаци€ инди≠видов, освоение ими образцов поведени€, социальных норм, ценностей и идеалов. ћожно сказать, что она выполн€ет роль первичного св€зующего звена между обществом и личностью. „ерез нее человек осознает свою принадлежность к опре≠деленным социальным общност€м, посредством ее участвует в жизни всего общества.

¬торична€ группа образуетс€ из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношени€. »х взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. ¬ этих группах индивидуально неповторимые черты лич≠ности не имеют значени€, а больше ценитс€ умение выполн€ть определенные функции. ќсновным типом вторичной социальной группы €вл€етс€ больша€ социальна€ группа, сформированна€ дл€ достижени€ определенных целей, Ч организаци€ (поли≠тическа€, производственна€, религиозна€ и т. д.).

3. ¬идное место в общественной жизни занимают этнические общности Ч этнос, которые могут быть представлены различ≠ными социальными образовани€ми: племенем, народностью, нацией. Ётнос Ч это исторически сложивша€с€ на определен≠ной территории, устойчива€ совокупность людей, обладающа€ общими чертами и стабильными особенност€ми культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличи€ от других подобных образований (самосознанием). ¬нешней формой выражени€ этноса €вл€етс€ этноним Ч самоназвание (русские, немцы и т. д.).

≈стественной предпосылкой формировани€ того или иного этноса €вл€етс€ общность территории, поскольку именно она создает услови€ дл€ тесного общени€ и объединени€ людей. Ќо [81] впоследствии, когда этнос сформировалс€, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем от≠сутствовать. Ќапример, еврейский этнос в услови€х диаспоры (рассе€ни€) сохран€ет свою идентичность по всему земному шару, хот€ долгое врем€ до создани€ в 1948 г. государства »зраиль он не имел единой территории.

ƒругим важным условием формировани€ этноса €вл€етс€ общность €зыка. Ќо и этот признак этноса не имеет абсолютного значени€. “ак, например, в —Ўј американский этнос, прежде всего, складывалс€ в ходе развити€ хоз€йственных, политической и других св€зей. ќбщность €зыка €вилась результатом этого процесса. Ќаибольшее вли€ние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведени€, а также св€занные с ними социально-психологические характеристики сознани€ и пове≠дени€ людей.

«начительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. ѕримером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. »сследовани€ социологов показывают, что негры јфрики и —Ўј осознают себ€ как едина€ общность. –елиги€ же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное вли€ние на фор≠мирование всех этносов. Ѕолее того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов Ч этноконфессиональных образований. ярким примером таких этносов €вл€ютс€ католики и протестанты —еверной »рландии, мусульмане Ѕоснии и √ерцеговины и т. д.

»нтегративным же показателем сформировавшейс€ эт≠нической общности служит этническое самосознание Ч чувство принадлежности к определенному этносу. ¬идную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождени€ и исторических судьбах вход€щих в этнос людей, опирающеес€ на общие генеалогические предани€ (в сказках, былинах, песн€х), участие в исторических событи€х (особенно в борьбе против иноземных врагов), на св€зь с Ђродной землейї, с Ђродным €зыкомї.

—формировавшийс€ этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводитс€ путем [82] внутренних браков и через систему социализации. ƒл€ более устойчивого существовани€ этнос стремитс€ к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. — течением времени отдельные части сформировавшегос€ этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Ќо и в этих услови€х они могут сохран€ть этническую идентичность. Ќапример, сейчас, после распада ———–, существуют отдельно –осси€, ”краина, Ѕело≠русси€, но русские, украинцы и белорусы принадлежат к одному русскому этносу.

–усский этнос формируетс€ на базе слав€нского этноса. ѕредпосылкой его формировани€ служит территори€ —еверного ѕричерноморь€, куда в результате миграции переселилась значительна€ часть слав€нских племен. ‘ормирование русского этноса подчин€етс€ всем вышеописанным закономерност€м.

 ак отмечалось ранее, важнейшим элементом формировани€ и функционировани€ любого этноса €вл€етс€ такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий Ч включающий в себ€ мифологические и религиозные представлени€. ¬ этих представлени€х происходило единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека. ћировоззрение русского этноса начало складыватьс€ на основе €зыческих верований слав€н, которые нашли свое отражение в мифах, сказани€х, былинах в догосударственный период его существовани€. Ќаиболее значительным в €зыческих веровани€х древних слав€н был культ бога –ода, олицетвор€ющего начало жизни, продолжени€ рода. –од в этих веровани€х представл€лс€ в качестве вселенского божества, нос€щего космический ха≠рактер. Ќар€ду с –одом древние слав€не выдел€ли 3 сферы: небесную, земную и подземную. Ќебесна€ сфера была пред≠ставлена ƒаждь-богом Ч божеством света, солнца, подателем благ, родоначальником русских людей, а также ѕеруном Ч богом грозы и молнии, покровителем волков. «емна€ сфера включала ћокошь Ч мать урожа€, хоз€йку Ђрога изобили€ї, и Ћаду Ч покровительницу весенней, пробуждающей силы. ѕодземный мир, в котором поко€тс€ предки, представлен богом ¬елесом. ¬еровани€ древних слав€н воплощались в обр€дах, праздниках и т. д.

 оренной сдвиг в формировании русского этноса произошел [83] в середине IX в. — этого времени начинает формироватьс€, считают исследователи, высша€ форма русского этноса Ч русска€ наци€. ќригинальную концепцию основных черт и условий формировани€ русской нации предложил ѕ.ј.—орокин. —огласно —орокину, наци€ €вл€етс€ многообразной (много≠функциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существовани€ и развити€. Ёта группа состоит из индивидов, которые: 1) €вл€ютс€ гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий €зык и общую совокупность культурных ценностей, происход€щих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. ѕ.ј.—орокин подчеркивает, что сами по себе государственные, €зыковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. “олько тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, св€зана общим €зыком и территорией, Ч она действительно образует нацию.

–усска€ наци€ в указанном смысле возникла как наци€ с момента образовани€ –усского государства в середине IX в. —овокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизне≠способность, замечательное упорство, выдающуюс€ готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

ќгромное вли€ние на формирование русской нации оказало прин€тие в конце ’ века православи€ в качестве государственной религии  иевской –уси (знаменитое крещение на ƒнепре в 988 г. кн€зем ¬ладимиром своих подданных). ѕо мнению ѕ.ј.—оро≠кина, основные черты русского сознани€ и все компоненты русской культуры и социальной организации представл€ли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православи€ с конца IX до XVIII века. ѕозднее на формирование русской нации начали оказывать вли€ние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.

ќсновополагающей идеей национальной духовности русской нации на прот€жении многих веков ее существовани€ была иде€ [84] единени€ русских земель. ѕервоначально эта иде€ рассмат≠ривалась как иде€ возвышени€ национально-государственного начала, преодолени€ феодальной раздробленности. Ёта иде€ слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевател€м, ослабл€вшим экономику, торговлю, разор€ющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбл€ющих нравственное достоинство русских людей. ѕозднее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно св€зано с собиранием русских земель вокруг ћосквы, преодолением зависимости от ига «олотой ќрды, формированием могучего самосто€тельного государства.

»стори€ свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. —лучались подъемы и падени€. ¬ родной истории были периоды, когда она на врем€ утрачивала свою государственную самосто€тельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовнонравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в —мутное врем€ XVI в. или период революции и гражданской войны начала XX в.). Ќо все же русска€ наци€ находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. »меюща€, более чем тыс€челетнюю историю наци€ сохран€ет высокий потенциал дл€ своего развити€.

 

Ћитература

 

јндреева √.—. —оциальна€ психологи€. ћ., 1980.

јнтипина √.—. “еоретико-методологические проблемы исследовани€ малых социальных групп. Ћ., 1989.

Ѕороноев ј.ќ., —мирнов ѕ.». –осси€ и русские: характер и судьбы страны. —ѕб. 1992.

Ѕромлей ¬.ё. Ётногенез и биосфера «емли. Ћ., 1983.

√умилев Ћ.Ќ. ќчерки теории этноса. ћ., 1983.

ћетодологические проблемы исследовани€ этнических культур. ≈реван. 1976.

ƒуховна€ культура и этническое самосознание. ћ., 1990.

 озлов ¬.ћ. Ќациональный вопрос: ѕарадигмы, теори€ и политика //»стори€ ———–. 1990. є 1. [85]

ћацковский ћ.—. —оциологи€ семьи. ѕроблемы теории, методологии, методики. ћ., 1989.

—орокин ѕ. ј. ќсновные черты русской нации //ќ –оссии и русской философской культуре. ћ., 1990. —. 462 Ч 489.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 657 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1548 - | 1387 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.