Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Происхождение интеллигенции




 

Большую роль в создании ментальных форм имеют гении, которые являются отправными полюсами для формирования традиций в тех или иных формах менталь­ности. Гении – это лучшие представители интеллигенции, её «культурные герои - де­миурги» - образцы для подражания. Современный исследователь интеллигенции М.Л. Гаспаров правильно подмечает: «Говорят, в звериных стаях есть особи - маргиналы с нестандартным пове­дением: их держат в унижении и пренебрежении, однако не уби­вают. А когда стая ока­зывается в нестандартной ситуации, их выпускают вперед: если погибнут – не жалко, а если не погибнут, то, может быть, отыщут выход. Вероятно, в человеческой стае тоже есть такие маргиналы с таким отношением к ним; теперь, во время всеевропейской пе­рестройки, спрос на них вырос, они и стали героями новой, индивидуалистической эпохи» (Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность \\ Русская ин­теллигенция. М., 1999. С.5-6)

В первобытном периоде эту роль интеллигента выполняли ша­маны – определенная ка­тегория людей, которая обладала специфическими чертами: не­стандартным строением психики, отсутствием атрибутов половой идентификации, с маргинальной формой по­ведения. Эти же существенные черты сохранились далее, по­тому творцы ментальности довольно часто - это ущербные, психически неуравновешенные и маргинальные лич­ности. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923) и Ш. Рише (1850-1935).

Маргинализованность позволяет их сознанию быть свободным от принятых форм жизни, а потому дает свободу сознанию для изобретения инновационных форм ментальности. Но при всем этом имеется минус в этой необходимой для творчества маргинализованности, ибо их символические конструкции часто непонятны, и, ввиду сложности чисто житейской возможности для выживания такого рода маргинализован­ных личностей не завершены и отрывочны. Но парадокс состоит в том, что, как только маргинализованная личность получает поддержку в социальном, то она теряет тот ис­ходный посыл – отрыв от социальности и принятых обычаев, а потому инновационный толчок, которые привел их к созданию новых символических конструкций пропадает, потому-то институлизованная деятельность, как правило, мало продуктивна.

 

Известна концепция «Героев» в истории, на которых и возложена функция создания творений мысли и социальных форм. Действительно, эта точка зрения имеет основание. Было подмечено, что в стаде обезьян более всего склонны к изобретениям либо молодняк, либо маргинальные и ущербные самцы стада. В принципе этими же специфическими чертами обладают изобретатели – они отличаются «детскостью» и, как правило ущербны по психофизологии. В первобытном роде или племени функцию носителей ментальности, относили людей с плохо идентифицируемой половой принадлежностью, что также важно, ибо основной формой организации этого общества были именно сексуальные оппозиции, что получило отражение в мифах, где сексуаль­ные оппозиции являются центральными аналоговыми моделями истолкования мира природы и мира культуры.

 

1. МАРГИНАЛ

 

2. ШАМАН

 

Интеллигентами древности были шамана. В многих языках мира слово «шаман» озна­чает «тот, кто знает». Шаман – это ученый древности. Его методология познания – ко­рень тех методологий, которыми пользуются современные ученые. Шаман в процессе своей деятельности создает искусственные условия для своих мысленных эксперимен­тов – это ввод себя в экстаз, использование магических инструментарием. Неудиви­тельно, что многие ученые и до сих пор склонны к магическому знанию, да и сама наука возникла из средневековой магии и колдовства.

Как подчеркивал Й. Хейзинга: «Софист являет собой несколько выбившегося из ко­леи преемника той главной фигуры архаической культурной жизни, которую мы назы­вали поочередно пророком, шаманом, ясновидцем чудодеем, поэтом…» (Хейзинга Й. Homo ludens. М. 1992. С.167).

 

3. ЖРЕЦ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.