Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Системы народного образования




 

1.ОБРАЗОВАНИЕ.

 

Уместно вспомнить в этом отношении диалог Платона «Менон», который посвящен выяснению того, можно ли научиться добродетели или нет. В результате размышления, Сократ и его собеседник Ме­нон пришли к выводу, что человек руководствуется в своей жизни руководствуются мнениями. Но «истинные мнения.. не хотят долго оставаться при нас, они уле­тучиваются из души человека и по­тому не так ценны, пока их не свя­жет он [разум- С.Г.]суждением о причинах… Будучи связанными, мнения стано­вятся, во-первых, знаниями и, во-вторых, устойчивыми. Поэтому-то знание ценнее пра­виль­ного мнения и отличается от пра­вильного мнения тем, что оно связано» (Платон Сочи­нения в 3-х томах. Том 1 М.,1968 с.407-408, 98а)

 

Вообще у большинства людей мышление не является определяющей и независимой формой духовной деятельности, мышление всегда смешано в невообразимом сочетании с различными инстинктами, интересами, индивидуальными привычками.

 

Личность человека есть не заданная природой конструкция, а своего рода человеческое изобре­тение.

 

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Анализируя взгляды Гегеля на образование известный современный философ Х.-Г. Га­дамер в своей знаменитой работе «Истина и метод» праильно подчеркивает: «Каждый отдельный инди­вид, под­ниающийся от своей природной сущности в сферу духа, нахо­дит в языке, обычаях, об­щественном устройстве своего народа заданную субстан­цию, которой он желает овладеть, как это бывает при обучении речи. Таким образом, этот отдельный индивид постоянно находится на путях образования, и его естествен­ность постоянно снимается соразмерно с тем, что мир, в который он врастает, образу­ется че­ловеческим языком и обычаями»(с.56)

 

Здесь рассматриваются явления обучения у животных. Анализируются концепции би­хевио­ри­стов, далее рассматриваются работы Ж. Пиаже и сторонников когнитивной психологии. Рас­сматриваются психоаналитические и психолингвистические концепции обучения. На ос­нове когнитивной психоло­гии анализируется система задачи координат менталитета посред­ством обучения. Посредством всего этого анализа выявляются ме­ханизмы действия тради­ции в про­цессе обучения.

 

2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

3. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

Рассматриваются системы образования, которые были на протяжении истории. Рас­сматри­ва­ются способы и методы инициаций в древних обществах. Выясняется исход­ная «тайна» фило­софии – в об­разовании (Гегель).

Производится анализ задач и функций образования в древнем Египте и Месопотамии.

Далее рассматриваются системы «пайдейи»- образование в Афинах. Проводится срав­нитель­ный ана­лиз с системой образования в Спарте. Выясняются причины взлета инте­реса к обра­зо­ванию в Афинах времен Перикла.

 

Система средневекового образования.

 

До XIII века образование осуществлялось в монастырских школах при аббатствах, в епископальных школах при кафедральных соборах, и в придворных школах. Эти школы еще служили своего родом библиотеками, убежищами и хранилищами памят­ников классической культуры. При Каролинге большое значение имела придворная школа, возглавляемая Алкуином Иоркским (730-804). В ней было организовано трехступенчатое образование. Первая ступень- научение писать и элементарные ос­новы латыни, общее представление о Библии и литургических текстов. Вторая ступень изучение семи свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, диалек­тика) и квадриум (арифметика, гео­метрия, астрономия и музыка). Третья ступень предполагала углубленное изучение Священного пи­сания.

 

Начиная с XIII века формируются университеты. Эта форма организации не имела тра­дицион­ного архетипа в прошлом. Это были свободные корпорации с установлен­ными программами обучения, дипломами и иерархией ученых званий. Создание университе­тов ознаменовало по­явление сословия ученых, священников и светских лю­дей, которым церковь доверяла обучение. Наряду с церковной и светской начала формиро­ваться иная власть – власть интеллектуалов.

Средневековый университет делился на факультет свободных искусств с шестигодич­ным обу­чением и факультет теологии с восьмигодичным обучением. Первый факультет явился предварительным, подготовкой к последнему. Методами преподавания были лекции и семинары. Семинар (диспутацио) состоял в дискуссии, где любая тема пред­лагалась в форме вопроса для обсуждения.

Деятельность монашеских орденов, особенно ордена ие­зуитов. Анализ уровня грамот­ности в XVII- XIX веках. Рассмотрение процессов секуляриза­ции: ста­новление светской системы обра­зования. На основе этого анализа рассматривается реальная роль идеологиче­ской сферы на об­щий фон культуры в Новое время. Рассматривается исто­рия педадогиче­ских учений. Далее рас­сматриваются концептуальные схемы обучаю­щих систем образования в раз­ных странах.

В средневековье преподавание было заключено в строго ограниченные нормы. В ос­нове обра­зования лежал четко определенный набор канонических книг. На богослов­ском факультете за­нимались изу­чением Священного писания и его толкованием, на юридическом изучалось цер­ковное право и рим­ское право – по Кодексу Юстиниана, на медицинском факультете изучали Гиппократа и Галена, на философском – Аристотеля.

С средние века получили распространение разного рода энциклопедии, где давались сведения из раз­ных областей знания. Типичным произведением такого рода было сочи­нение Исидора Севильского «Этимологии»

Начиная с XVII века изучение наук стало входить в систему образования. Во времена Людовика XV в школах начали преподавать физические и математические науки

Как отмечал Сен-Симон: «Ученая корпорация делится теперь на две различные части, или, вер­нее, существуют две научные корпорации; труды каждой из них обнимают всю систему наших знаний, однако их занятия существенно различны: одна имеет целью преподавание наук – это университет, а другая работает в целях пополнения научной системы – это Институт»(151 Сен-симон Избранные произведения. Т.1)

 

Литература:

Паульсен Ф. Исторический очерк образования в Германии. М.,1908.

Ольшки Л. История научной литературы на новых языеах М.,Л..1933

 

МАСС-МЕДИА

 

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

1.ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ПРЕДРАССУДКИ.

 

Как правильно замечают современные представители феноменологического направле­ния в со­циологии знания П. Бергер и Н. Лукман: «Теоретическое мышление, «идеи», Weltanschauungen - это не то, что является самым важным в обществе. Хотя каждое общество содержит эти фе­номены, они лишь часть всего того, что считается «знанием». Лишь очень небольшая группа людей в обществе занята теоретизированием, производством «идеи» и конструированием Welt­anschauungen» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по со­циологии знания. М., Медиум, 1995, с.30) Эти социологи считают вообще обыденное мировоззрение «высшей реальностью»

 

М. Хайдеггер правильно подчеркивал: «Обыденность не совпадает с первобытно­стью. Обы­денность есть напротив бытийный модус присутствия и тогда и именно то­гда, когда присутствие движется в высокоразвитой и дифференцированной культуре» (Хайдеггер М. Бы­тие и время. М.,1997 с.50-51)

 

2. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

 

Философия здравого смысла Т. Рида. Гамильтон.

 

3. АНАЛИТИКА ОБЫДЕННОСТИ

 

Анализом собственно обыденного мировоззрения занимаются у нас мало, у всех фило­софов дело до­ходит только до «деклараций». В нашей стране аспекты обыденного ми­ровоззрения рассматривали Б. Пукшанский, С. Гусев, Т. Кузьмина, Т. Ойзерман, К. Кантор, Е. Кукушкина А. Грязнов и др.

Собственно всегда имелось в виду, что существует обыденное мировоззрение- мир «мнений и пред­рассудков, со времен Парменида и далее. Здесь я рассматриваю именно «мир мнений» Па­раменида, Демокрита, Платона. Далее рассматриваю концепцию здравого смысла у П. Гольбаха и Т. Рида, а за­тем «неореалиста» Дж. Мура. В принципе «дорефлексивный мир» Гус­серля, системы «архетипов» К. Юнга и т. п. - и есть тот мир обыденности. Здесь также анализирую взгляды на мир повседневности средневековья А. Гуревича. Сознаться, то эта тема еще «сырая», но крайне объемная. Мате­риала ча­ст­ных исследований много, а синтеза пока нет.

 

Пукшанский Б. Я. определяет обыденное знание как «знание жизненно-практическое, не полу­чившее строгого концептуального, системно-логического оформления, не тре­бующее для сво­его усвоения и передачи специального обучения и подготовки и являющееся общим непрофес­сиональным достоянием членов сообщества» (Пукшан­ский Б.Я. Обыденное знание. Л.,1987 с.24)

 

§3 ГУЛ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

У Аристотеля – френесис – рассудительность, практическая мудрость. Т.4. 176-182.

Сократ «Менон».Т.1 С.407-408.

 

Монтень – в основе правильного рассуждения должны быть «…не приемы схоластических силлогизмов, а естественный свет здравого человеческого разумения» (Монтень Опыты. М.Л. 1960. Кн.3. С.183).

 

Гольбах

 

Обыденным считается мировоззрение, которое формируется в повседневной практике людей. Иногда эта форма мировоззрения, ментальная форма называется «здравым смыслом».

 

Вот как определяют обыденное мировоззрение С.С. Гусев и Б.Я. Пукшанский «…под обыденным мировоззрением всю совокупность мировоззренческих компонентов жизненно-практического неспециализированного сознания»

 

«…основа здравого смысла – традиция, а значит, и стереотип. Наличие устойчивых элементов в структуре обыденного знания в какой-то степени сближает его с уровнем рационально-практического мышления, так как в данном случае способ организации о4казывается в некотором смысле независимым от конкретных особенностей предметной практики, на базе которой она возникает»

 

«Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса; это са­мый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна спасает «де­тей фортуны» от нападок завистливых бедняков.. Она одна побуждает тех, кто с дет­ства приучен жить самым тяжелым трудом, не покидать подобного рода занятий» (Джемс У. Психология М.,1922,117)

 

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

 

Е.И. Кукушкина определяла жизненный опыт так: «… такой способ отражения действительности, который соединяет в себе содержание общественно-стихийных представлений со всей совокупностью профессиональных знаний, умений, включая сумму необходимых общих представлений о мире, об общественном устройстве и об отношении к нему субъекта сознания, а также определенный тип убеждений и сформированный под воздействием социальных условий характер отношений к нормам общежития, проявлений духовных чувств и т.д.» (Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл \\ ФН. №4. 1986. С.133).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л. 1987.

2. Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, «наивного реализма» в исследованиях домарксистской философии. Горький. 1971.

3. Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание \\ ВФ. 1967. №4.

4. Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл \\ ФН. №4. 1986.

5. Вичева Д.В., Штофф В.А. Диалектика обыденного и научного знания \\ ФН 1980. №4

6. Вайнштейн М. Б. История мировоззрения в мифологии и науке. СПб. 1909.

7. Грязнов А.Ф. Философия Шотландской школы. М. 1979.

8. Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. М. 1956.

9. Тризна Д.С. Суждения здравого смысла. Киев. 1901.

10. Вопрос. Мнение. Человек. Л. 1971.

 

ГЛАВА 3 ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

 

Интеллигенция – это категория людей, которые занимаются созданием, распростране­нием и сохранением символических систем ментальности. Интеллигенция как социальному слою принадлежит прерогатива создания общих идеа­лов и принципов познания и картины мира, нормативов социального действия и техно­логий освоения действительности.

Более того, именно она является монополистом в создании социальной памяти культуры. Как подчеркивает к.Б. Соколов: «… все мы сегодня видим прошлое только глазами интеллигентов. Все же другие люди – мещане, низшее купечество и сельское духовенство, чиновничество, крестьяне, рабочие, солдаты* (именно они составляли по­давляющее большинство народа – до 97% в начале века) – никогда не умели этого де­лать, и потому их картины мира остались для нас за семью печатями. Если говорить серьезно, то об их ментальности мы просто ничего не знаем» (Соколов к.Б. мифы об интеллигенции и историческая реальность \\ Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999. С.161-162).

В этом отношении они допускают, как и все монополисты в той или иной сфере произ­водства «перегибы». Нам вообще плохо известна, благодаря этому монополизму, ре­альная история. Интеллигенты писали либо историю власти, либо историю народа, крайне своеобразно понимая и власть и народ, переломляя их реальную ментальность и образ жизни через призму своей ментальности и своего образа жизни. Но особо не по­везло «среднему слою», который и придает устойчивость любому социальному образованию, их образу мысли и поведения интеллигенты внимания не уделяли. Только в настоящее время, благодаря деятельности французской исторической школы «Анналы» начинает проявляться интерес к повседневной жизни обычных людей той или иной социальной общности прошлого

 

Эта категория людей не идентифицируется по социально-экономическим критериям, она имеет общекультур­ный характер. Если их и инденцифицировать в экономическом плане – это работники умственного труда, или как называл их Писарев – «умственные рабочие». Аналогом поня­тия «интеллигенция» в древней Греции было понятие «ноэзиса» – высшей стадии по­нимания, которое ассоциировалось прежде всего с научным знанием, а не с какими –то религиозными формами «постижения». В этом смысле слово «ноэзис» было переведено словом intellegentia.

Само понятие «интеллигенция» получило распространение в русской мысли последней трети XIX века, а потом перешло в западноевропейскую мысль. Ввел его в обиход пи­сатель П.Д. Боборыкин, хотя в том же значении, что и Боборыкин его употреблял еще В.А. Жуковский (1836). То, что оно родилось именно в России связано с двумя фактами. Во-первых, тут сказалось влияние шеллингианства в России – в фи­лософии Шеллинга понятие «интеллигенция» было центральным.

Во-вторых, сказалось то, что в России статус интеллигенции был достаточно высок. На Западе интеллигенция не обладала таким высоким статусом, вообще в среде дворянства занятие умственным трудом считалось низшим видом занятия. Но причина не только в этом – сами работники умственного труда западной Европы довольно быстро превратились не в носителей каких-то общественных идеалов, а в «интеллектуалов» – т.е. людей науки, обладателей знания, в менеджеров и инженеров. В России же интеллигенция всегда понималась не как просто слой работников умственного труда, а как носительница высших идеалов

 

Антиподом интеллигенции как социокультурной группы является мещанство(или бюргерство). Официально мещанство (бюргерство) являлось, наряду с дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством, пятым сословием в обществе, являющимся переходным от феодально-земледельческого к капиталистически- индустриальному обществу. Этот термин «мещанство» имеет польское происхождение: «място» – это, по-польски, город, мещанин – городской житель.

Но это спорно –к то такие бюргеры?? –уточнить.

Критике мещанства посвятили много:

 

ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2480 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.