Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 2 идеи жизненного мира




 

Ментальные идеалы и формы формируются на основе мира повседневности. Анализом мира повседневности занимаются в основном представители феноменологической тра­диции в социологии, идущей от идей А. Шюца.

Повседневность – это наиболее близкое человеку бытие, вторичные формы могут по­ниматься уже как чуждые и неповседневные. Так они и понимаются людьми, которые считают рациональные формы мышления и поведения, чуждыми и насильно навязанными им формами.

 

Как писал, к примеру, один из выдающихся современных французских историков, Фернан Бро­дель (1902-1985): «Я полагаю, что человечество более чем наполовину по­гружено в такого рода повседневность. Неисчислимые действия, передававшиеся по наследству, накапливающиеся без всякого порядка, повторяющиеся до бесконечности, прежде чем мы пришли в этот мир, по­могают нам жить- и одновременно подчиняют нас, многое решая за нас в течение нашего суще­ствования. Здесь мы имеем дело с по­буждениями, импульсами, стереотипами, приемами и спо­собами действия, а также раз­личными типами обязательств, вынуждающих действовать, кото­рые порой, причем чаще, чем это можно предполагать, восходят к самым незапамятным време­нам. Это очень древнее, но все еще живое многовековое прошлое вливается в современность по­добно тому, как Амазонка * выбрасывает в Атлантический океан огромную массу своих не­замутненных вод» (Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993 с.13-14)

 

УМОНАСТРОЕНИЕ (СТИЛЬ) ЭПОХИ

 

«Умонастроение – это особый вид настроения, обладающий относительно устойчивым характером и представляющий собой определенную направленность как безотчетных чувств и переживаний, так и более или менее ясно выраженных мыслей, идей и убеждений» (Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.,1966. С.31)

 

МНЕНИЯ И ПРЕДРАССУДКИ

 

ПРЕДРАССУДКИ.

 

Современное понимание предрассудка как нечто негативного и ошибочного было сформиро­вано Просвещением, истина рождается не посредством традиций и обычаев, а посредством Ра­зума, осво­божденного, по мнению просветителей, от «груза» традиций. Против такого понимания выступает, в частности представитель философской герме­невтики Х.-Г. Гадамер за­давая вопрос: «Неужели дейст­вительно пребывать внутри тра­диции, исторического предания означает в первую очередь быть жертвой предрассуд­ков и быть ограниченным в своей свободе?» (с.328). Он правильно подчеркивает тот факт, что: «Разум существует для нас лишь как реаль­ный исторический разум, а это оз­начает только одно: разум не сам себе господин, он всегда на­ходится в зависимости от тех реальных усло­вий, в которых проявляется его деятель­ность» (с.328)

Гадамер правильно подчеркивает, что ««Самосознание индивида есть лишь вспышка в замкнутой цепи исторической жизни. Поэтому предрассудки ( Vorureteile ) отдельного человека в го­раздо большей степени, чем его суждения, ( Urteile ) составляют историческую дей­ствитель­ность его бы­тия» (Гадмер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С.329). Обосновывает он это следующим образом: «Задолго до того, как мы на­чинаем постигать самих себя в акте рефлексии, мы с полнейшей самоочевид­ностью постигаем самих себя в качестве членов семьи, общества и государства, в которых мы живем. Субъективность фоку­сируется системой кривых зеркал. Самосознание индивида есть лишь вспышка в замкнутой цепи ис­тори­ческой жизни» (там же, с.329)

 

Направление «культура – и – личность» начинается в конце 20-х – начале 30-х годов с выходом работ М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сепира.

Как говорил, обращаясь к своим оппонентам дюркгеймовой школы, Г. Тард: «Призна­юсь, мне трудно понять, как может случиться, что «отбросив индивидуумов, получим в остатке Общество». Если от­бросить профессоров, не представляю себе ясно, что оста­ется от университета, кроме своего назва­ния, которое не выражает ничего, если оно ни­кому не известно со всей совокупностью традиций с ним связанных» (Тард Г. Социальная логика. Спб,1901 с.2)

 

Суть жизни общества составляют не великие идеи и великие свершения, хотя они су­щественно влияют на человеческую культуру, а именно повседневная жизнь людей, ко­торые входят в кон­такт с такими же людьми, погруженными в эту повседневность.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Толстых В.И. Образ жизни. 1975.

 

СИСТЕМЫ ПОП - КУЛЬТУРЫ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.