Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Существует ли что-либо, кроме движущейся материи?




Нет, утверждает Демокрит, есть только атомы и пустота.

Да, утверждает Платон, существует не только чувственно воспринимаемый мир вещей, но и умопостигаемый мир идей.

Бессмертна ли душа?

Нет, утверждают Демокрит и его последователь Эпикур, она умирает вместе со смертью тела.

Да, утверждает Платон, до рождения человека и после его смерти бессмертные души пребывают в мире идей.

Что должно служить основанием этики?

Разум, отвечает языческая античность. Любовь, тождественная воле, утверждают христианские мыслители.

Разум, отделенный от воли, созерцательный, теоретический разум — бессилен, он способен разве что приносить наслаждение его обладателю, мыслителю-теоретику. Воля, если она неразумна и слепа, становится источником бедствий, тем более страшных, чем она сильнее и непреклоннее. Разум без любви — жесток, даже если справедлив. Любовь без разума — иррациональна, даже если милосердна. Как сочетать разум и любовь, справедливость и милосердие? В этом и состоит проблема.

Присуща ли человеку свободная воля?

Нет, утверждают стоики-фаталисты, человек — часть объективного мира и подчинен его законам; он свободен не более, чем небесные светила, которые движутся закономерно; судьба всевластна.

Да, полагает оппонент стоиков Эпикур и его последователи. Многое зависит от судьбы, но многое — от самого человека. На вере в существование свободной воли основано правосудие: ведь невозможно судить человека за преступление, которое он не мог не совершить 1.

Если свобода существует, то является ли она для человека благом?

Свобода — необходимое условие творчества, а потребность в творчестве — глубокая, неискоренимая потребность человека; однако свобода может стать не только источником добра, но и источником зла, может вести и к творческому созиданию, и к разрушению.

Человек, стремящийся к свободе лишь для себя, может стать преступником 1, человек, совершенно лишенный свободы, не может быть счастливым. Какова правильная мера свободы? — вот один из главных вопросов этики.

Что есть прекрасное?

Соразмерность, symmetria, соответствие частей и целого, утверждает античность. Божественное присутствие, сияние, свет, говорят мыслители Средневековья. Если вспомнить о том, что атрибут Бога — бесконечность, то придем к романтической концепции прекрасного: бесконечное, выраженное в конечном.

Это тоже проблема, поскольку ответы противоположны. О правильном соотношении частей и целого, то есть о пропорции, речь может идти лишь в случае конечных объектов, потому что бесконечность определяется через равенство части целому [89, матем. прил. I].

Мы видели конкретный пример решения проблемы прекрасного — это шедевр Пушкина "Моцарт и Сальери", в котором стройность формы, отмеченной "золотыми пропорциями", органично сочетается с неисчерпаемостью ("бесконечностью") содержания.

Что есть добро?

В рамках теоцентрической картины мира Бог есть абсолютное Добро, его антипод Диавол — абсолютное Зло. Не только Добро, но и Красота, и Истина есть Бог, утверждают мыслители христианского Средневековья. Чем ближе к Нему, тем лучше, чем дальше от Него — тем хуже. Теоцентрическая культура обособляет и разделяет противоположности, в частности, разделяет и обособляет Добро и Зло, Прекрасное и Безобразное. Однако Паскаль, а вслед за ним и Витгенштейн, утверждают, что Бог непостижим, следовательно, постижение Добра и Красоты становится проблематичным.

1 "Ты для себя лишь хочешь воли", — говорит убийце Алеко Старый Цыган (Пушкин "Цыгане").

Культура Нового времени антропоцентрична; человек, ее центр, есть существо противоречивое, в силу своей свободы одинаково способное и к злу, и к добру. Следовательно, и антропоцентрическая культура противоречива, проблематична и склонна к отождествлению противоположностей.

Добро есть то, что хорошо для человека, утверждают представители гуманистической этики, например, Э. Фромм. Однако и в этом случае имеет место проблема, так как люди различны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2427 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.