Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тамплиеры и иезуиты. Теология войны. Теология политики




 

Бедные рыцари Христа и Храма Соломона, или тамплиеры (храмов­ники), – духовно-рыцарский орден, основанный в 1118–1119 гг. для защиты христиан-паломников от разбойников на пути к святым мес­там (от Яффы до Иерусалима), для охраны Гроба Господня и защиты франкского государства, созданного в Палестине, от неверных. Орден упразднен в 1312 г., в 1314 г. сожжен Великий Магистр ордена. Осколки ордена рассеялись по Европе и конспирировались. Его последователи в Португалии именовались “Рыцари Христа”. Среди них были Ген­рих Мореплаватель и знаменитый Васко да Гама. Под красным лап­чатым крестом на белом полотнище, эмблемой тамплиеров, вышли в море три каравеллы Христофора Колумба. Магистрами тайного ордена были, как уверяют, Леонардо да Винчи и Исаак Ньютон. Помимо тамплиеров, самыми известными духовно-рыцарскими орденами были “Госпитальная братия св. Иоанна”, иоанниты, или госпитальеры, основанная в 1070–1080 гг., и орден Тевтонских рыцарей (1118 г.), действовавший на северных окраинах христианского мира.

По уставу тамплиеры обязаны следовать монашеским обетам бедности, целомудрия и послушания. Орден монополизировал финан­сирование крестовых походов и занимался банковскими операциями. Все вместе – и неудачные военные авантюры, и политическое интри­ганство, и финансовые злоупотребления – послужило основанием для его этической критики и религиозно-политического преследования. Девиз ордена “бедность и милосердие” на деле контрастирует с накопленным богатством и жестокостью, алчностью, которыми воз­мущались даже варвары. Во исполнение обета бедности рыцарь от­давал ордену все, чем владел, но от имени ордена мог принимать все, преподносимое в дар. Правилом тамплиера становится “полу­чать, но не давать”, “не упустить деньги”. Многие тамплиеры превращаются в коммерсантов, администраторов, банкиров, полити­ков.

Члены ордена давали обет безбрачия. Высший класс составляли рыцари-знаменосцы, а низший – рыцари-бакалавры (bachelors), т.е. холостяки. Тамплиерам свойственно женоненавистничество. Нечистым считался даже поцелуй матери. Имели место слухи о гомосексуальном оттенке ритуалов ордена, тем более что происходящее за закрытыми дверями не подлежало огласке. Наитягчайшими преступлениями среди тамплиеров считались убий­ство христианина, ересь, покупка должностей (симо­ния) и разгла­шение секретов ордена. Закрытость информации о ритуалах и со­браниях тамплиеров, их политическая конспирация, замкнутость, таинственность, фетишизм вызвали обвинения в идолопоклонстве, святотатстве, ереси, магии. Однако в ходе следствия не было выявлено никакой еретической доктрины. Тем не менее среди тамплиеров было немало циников, богохульников, отпетых негодя­ев, так как орден принимал даже отлученных от церкви, за пла­ту к нему могли примкнуть запятнанные преступлениями, незаконнорожденные и младшие отпрыски знатных отцов. Отсюда и поговор­ка “жить и ругаться, как тамплиер”, указывающая на их грубость, наглость, отсутствие благочестия, ругань в адрес всех святых.

Магистр ордена имел абсолютную власть. Верхушка была не­многочисленной, около 200 человек. Остальные – это исполнители и слуги. Существовала железная дисциплина и послушание. Малей­шее неповиновение влекло за собой тюремное заключение в цепях.

Тамплиеры принимали обет борьбы с неверными, который обя­зывал их сражаться с беззаветным мужеством и даже искать муче­нической смерти, но не отступать и не уклоняться от сражения. Белая накидка тамплиеров с красным лапчатым крестом над серд­цем спереди и сзади символизировала чистоту, мужество, самопо­жертвование. Примечательно, что их мужество никто и никогда не ставил под сомнение. Эти “мистические воины”, “львы на войне” никогда не спрашивали о численности противника, но только о том, где он находится, никогда не бежали: “Попав в плен, там­плиер не должен просить ни пощады, ни выкупа, но он должен биться насмерть; и ему разрешается отступать лишь в том случае, если число нападающих больше в три раза”1. И тогда он не вправе оставить боевые ряды без разрешения. Эти гордые, спесивые, безрассудные, храбрые и мужественные, привыкшие к индивидуаль­ной стратегии воины представляли тогда лучшую армию. Недостаток дисциплинированности и планомерности возмещался личной храбро­стью. Рыцарская армия не имела дисциплины римских легионов.

Патроном ордена тамплиеров был св. Бернард Клервосский, харизматик и мистик, вдохновитель 2-го крестового похода. Им составлен устав ордена, “Латинское, или Простое, правило” (1128 г.) из 72 параграфов, концепция “воинства Христова”. В 1135 г. Св. Бернард пишет трактат “Жизнь рыцарей Храма, завоевывающих новые земли”, в котором он прославляет новое рыцарство веры, декриминализирует убийство неверных, освобож­дает воюющих христиан от ответственности, успокаивает их со­весть. “Воины Христовы” отныне легальные исполнители воли Христа, а не заурядные убийцы. В мистических представлениях находится опора для политических и экономических целей. Жизнь воина-монаха преподносится как путь мученичества, религиозный подвиг. Св. Бернард создает концепцию религиозной войны.

Духовно-рыцарские ордена (тамплиеры, иоанниты, тевтонцы, мальтийцы, лазариты), или “новое рыцарство”, являются примером синтеза клерикальных и воинственных светских ценностей, озна­чают христианизацию высшего социального слоя, для которого война, и ничто иное, суть право, привилегия, профессия, смысл существования. Христианская церковь вооружила этот слой этичес­кой программой и целью ведения войны, которая выглядит прекрас­ной и высокой, метафизической. Идея религиозной войны объединила все три сословия (молящихся, трудящихся и сражающихся). Милитаризм выступил как всеобщий идеал. Под эгидой орденов возникает регулярная феодальная подвижная милиция, которая активно действует по периметру плохо устроен­ного политически скопления христианизированных земель. Рыцар­ский орден – социальный институт, наделенный идеальными функ­циями, благодаря которым трансформируется образ феодала – мелкие деспоты с их честолюбием, неискоренимым своекорыстием, соперничеством, ничтожными амбициями превращаются в ангелов-хранителей, слуг Господа, самоотверженных защитников обиженных и слабых. Этот феодально-рыцар­ский идеализм, который велит сражаться и погибать, но не отрекаться от христианства, умирать за веру, короля и отечество, превосходит элементарный вассаль­ный долг и предвосхищает создание некоего универсума, о котором мечтает рыцарь-христианин, но которому на деле сопротивляется рыцарь-магнат. Замысел крестовых походов как объединительная идея, отвергающая междоусобицу, обернулся обострением противоречий между магнатами, ускорил крах рыцарства как военной машины, развязал неприязненные, настороженные, враждебные и уничижительные чувства у народов друг к другу, которые явились первыми симптомами национального патриотизма. Феодальный идеа­лизм с обоймой мужских фантазий увенчивает эпоху суверенности и индивидуализма феодалов. И он уже невозможен в эпоху абсолю­тизма.

Орден иезуитов, или общество Иисуса (”божьи псы”), форпост испанского католицизма в борьбе против Реформации, основан в 1540 г. Игнатием Лойолой. До 1530-х годов католическая церковь не имела ясной позиции в отношении Возрождения и Реформации. Об И. Лойоле, бывшем придворном, военную карьеру которого прер­вало ранение в 1521 г., известно, что это был “человек среднего роста, слегка прихрамывающий, лысый, с лицом оливкового цвета, впалыми щеками, большим лбом, сверкающими и глубоко сидящими глазами; общее выражение лица было несколько загадочно-странное: по мнению друзей, на нем лежал отпечаток святости; враги же утверждали, что это просто помешанный человек”1. Он написал “Духовные упражнения”, труд, в котором продемонстрировал смут­ные представления о христианских догматах и личности Христа. Сам он считал, что “при такой книге даже Евангелие становится излишним”. Наряду с доминиканцами иезуиты олицетворяли схола­стическую ученость, развивали и революционизировали социально-политическое содержание томизма.

Особенность ордена состоит в том, что в него входили “свет­ские иезуиты”: чиновники, военные, адвокаты, медики, кокотки, актрисы, модистки, торговцы, репортеры, дипломаты и т.п. Тради­ционное облачение иезуита – сомбреро, черный плащ, черная сутана – не было обязательным. Члены ордена могли носить любое платье, костюм, мундир, иезуит мог скрываться в любом обличье. Важной сферой деятельности иезуитов была дипломатия. Среди методов, какими пользовались иезуиты, были подкуп, шантаж, шпион­ство, доносительство, интриги, лесть и ложь. Синонимами иезуи­тизма стали двуличие, хитрость, лицемерие, коварство, цинизм, вседозволенность. Тем не менее иезуиты имеют большие заслуги в области образования, науки, юриспруденции, создания бюрокра­тического аппарата в государстве.

Помимо обычных монашеских обетов, иезуиты давали обет по­слушания и повиновения Папе. Изначально их теология политики утверждала верховенство католической церкви над светской вла­стью как временной властью и поручением. Политические идеи ие­зуитов приходили в противоречие с абсолютистскими тенденциями своего времени. Иезуиты середины XVI – середины ХVII в. занима­ли радикальные левые позиции, отстаивали демократию и естест­венные права людей. Так, Франциско Суарец (1548–1617) выработал правовую теорию революции, выдвигал идею коммунистической орга­низации экономической жизни, цитируя слова Иоанна Златоуста о том, что “мое” и “твое” – фригидные слова, побуждающие ко всякому злу. Другой иезуит, Хуан де Мариана (1536–1624) создал радикальную доктрину тираноубийства1. Под влиянием иезуитской политической теологии во Франции XVI–XVII вв. складывается движение “тираномахии”, которое обосновывает и пропагандирует идеи законности восстания народа против тиранического правле­ния и убийства тирана. В конце ХVII в. иезуиты переходят в стан роялистов, а церковь, не колеблясь больше, отождествляет право частной собственности с коренным позитивным естественным пра­вом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.