Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онституции Ћикурга и —олона. ћораль полисного индивида




 

јнтичность (древнегреческое и древнеримское классовое общество VII в. до н.э. Ц V в. н.э.) Ц это родник современной цивилизации, основных политических и этических идей. јнтична€ мысль обращена главным образом к проблемам этики, политики и хоз€йства (агрокультуры). ћудрость древнегреческих мыслителей заключалась в размышлени€х по поводу политики и морали. јнтичное общество эволюционировало от патриархальных отношений к республиканскому строю и к монархии. ¬ политическом отношении это общество было неустойчиво. ѕолитические режимы представл€ли собой пеструю картину (геронтократи€, демократи€, олигархи€ и т.д.). »нститут рабства служил основой античной цивилизации, ее материального производства, а также нравственного и интеллектуального развити€ свободных граждан. јристотель отождествл€л человека с государственным мужем. ¬ысшим принципом, согласно ѕлатону и јристотелю, €вл€етс€ благо государства. ÷енность государства еще и в том, что оно задает цель, дл€ которой вообще стоит жить и заниматьс€ конкретной де€тельностью. —читалось, что причастность индивида к целому, участие в политических делах создают самые благопри€тные услови€ дл€ его нравственного развити€. ¬ общественной и личной жизни (по крайней мере, до эпохи эллинизма) примен€ютс€ одни и те же принципы. “огда же возникают первые наивные социально-политические утопии, обнаруживающие прит€зани€ определенных социальных слоев и дающие своеобразный ценностный прогноз. У√осудар≠ствоФ ѕлатона содержит одну из таких утопий: Уѕлатоновска€ утопи€ сочетала в себе элементы различных, уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм... ѕлатон был идеологом реставрации изживших себ€ государственных форм на базе рабовладельческих отношений, хот€ в его утопии реально существовавшие общественно-политические формы и подверглись своеобразной и сложной трансформации. ≈го реформаторские планы были во многом неопределенны. ¬ажно дл€ него было только одно: не идти в ногу с разложившимс€ современным ему греческим обществомФ1. јнтичные авторы ожидали практических последствий от своего идеализма и от философских конструкций.

–абовладельческа€ мораль с ее оттенками изображена ѕлатоном в УѕолитииФ. —оответствующие разъ€снени€ дает ≈. “рубецкой.  рито-спартанское государство (тимократи€) воплощает господство чести, страсти к честолюбию и властолюбию, способствует низменным влечени€м Ц корыстолюбию и алчности. «олото губит тимократию. ќлигархи€ раскалывает человеческое общество надвое, создает два государства в одном, чуждых и враждебных друг другу, но равно живущих рабским трудом. ¬ таком обществе по€вл€етс€ тип собирател€ сокровищ, черствый, отовсюду извлекающий выгоду, не дорожащий общим досто€нием, расхититель. Ќеимущие также превращаютс€ в паразитов, которых общество должно содержать. —купость и зависть, страсть к наживе овладевают всеми Ц и богачами, и нищими. ƒемократи€ пестрит всевозможными нравами. Ёто общество создает атмосферу всеобщей лести, неповиновени€, рел€тивизма: УЅлагодар€ безграничной свободе демократи€ представл€ет собою как бы рынок всевозможных образцов правлени€Ф1. ƒемократи€ порождает тиранию.

‘ормирование древнегреческой рабовладельческой морали и полисного сознани€ св€зано с  онституци€ми Ћикурга и —олона. ” √омера еще нет пон€ти€ закона (nomos). «акон Ќемезиды (мести, возмезди€), старый закон религиозной и политической морали, уступает место цивилизованному пон€тию справедливости (ƒике). ƒике одерживает верх над Ќемезидой. ќна восседает теперь р€дом с «евсом, верховным божеством греческого пантеона, как его помощница и мудрый советник. ќтживает свое примитивное и варварское представление о справедливости (правде), опирающеес€ на родовые структуры, и торжествует нова€, просвещенна€ справедливость, св€занна€ с законами государства, общности иного качества.  лассова€ рабовладельческа€ мораль (граж≠данска€ мораль) опираетс€ на идеи права. Ётическа€ дидактика того времени, как и античное право, отвечает на те же вопросы: Укто хороший гражданин?Ф, Укто заслуживает и кто не заслуживает уважени€?У, Уза какие де€ни€ следует вознаграждать и за какие необходимо наказывать?Ф, Укакими качествами должен обладать гражданин?Ф

ќбщими иде€ми морали и права €вл€ютс€ идеи справедливости и общественного блага. ќтмечаетс€ единство правосознани€ и стремлени€ к нравственному совершенствованию. ѕравовые нововведени€ рассматриваютс€ повсюду как этически ориентированна€ реформа, как мера, призванна€ воспитывать граждан и исправл€ть их пороки. –азрыв между правом и моралью намечаетс€ у декадентствующих и кинизирующих индивидов, групп, охваченных политической апатией, оппозиционно настроенных по отношению к системе общеприн€тых ценностей.  ажетс€, что право подчинено морали, а нравственные учени€ в большинстве своем согласуютс€ с правовыми нормами. “ак, например, нравственное учение римских стоиков не конфликтует с римским частным правом. Ѕолее того, римское право немыслимо без философско-стоических предпосылок. ¬заимопроникновение морали и права ощущаетс€ и в весьма характерных дл€ IIЦI вв. до н.э. Удекретах человеколюби€Ф, юридических документах, правозглашавших амнистию участникам междоусобных войн, снижение или отмену налогов и т.п. Ѕеззаконие €вл€етс€ синонимом дикости и аморализма.

¬ каждом древнегреческом городе-полисе был свой законодатель либо легендарный основатель, создавший те или иные общественные институты. ¬ јфинах было даже два таких законодател€ Ц ƒраконт и —олон, а в —парте Ц Ћикург. «аконы ƒраконта в целостности не дошли до наших дней. »звестно лишь, что они отличались крайней жестокостью. —охранилась их часть, котора€ называетс€ законами против убийства. «аконы Ћикурга иначе называют законами против роскоши. «аконы —олона Ц это законы против бедности. ќни откликаютс€ на рост социального и имущественного неравенства. Ѕедности, равно как и богатства, страшились. Ѕедностью очень часто гордились (например, —ократ и ƒиоген), богатство было прин€то презирать. –азумный и добродетельный муж не должен стремитьс€ к богатству.  ак говорил царь —оломон: У то спешит к богатству, тот не останетс€ честнымФ. —огласно полисной морали, добродетел€ми €вл€ютс€ знание, здоровье, красота, рассудительность, мужество, справедливость, стыд, доблесть, гордость, патриотизм. ѕо јристотелю, богатство не есть самоцель: Уоно относитс€ к используемым вещам, и лучше всех пользуетс€ вс€кой вещью тот, кто обладает соответствующей добродетельюФ1. ѕользование же есть трата и да€ние имущества, а добродетель богатого Ц щедрость. — помощью богатства достигают почета и признательности, но есть много других путей к тем же самым цел€м. —оциально приемлемой нормой материальной обеспеченности в јфинах считалс€ умеренный достаток, а в —парте имитировали бедность и гордились низким качеством жизни, которое компенсировалось моральными ценност€ми.

ѕовсеместно богатство рассматриваетс€ как огромное социальное и моральное зло. √реческий поэт ‘еогнид сетовал: УЅедность прокл€та€.  ак т€жело ты ложишьс€ на плечи!  ак развращаешь за разом раз тело и душу мою! я так люблю красоту, благородство, Ц а ты против воли учишь мен€ низость любить и позор!Ф2 ѕоэт ‘окилид восклицает: Ујлчность к богатству Ц мать несчастий всех без изъ€ти€. «олото и серебро всегда дл€ людей вредоносны. «олото, высшее зло, всесокрушающа€ пагуба жизни. ≈сли бы люди теб€, вожделенное горе, не знали! “ы затеваешь все войны, все кражи растишь и убийства. Ѕрать€ на братьев идут, а родител€м дети враждебныФ3. ѕоэт и выдающийс€ аттический законодатель —олон говорил так: Ућного дурных богатеют, благие же в бедности страждут. Ќо у дурных не возьмем мы их сокровищ в обмен на добродетель, Ц она пребывает незыблемо вечно, деньги же вечно своих перемен€ют владыкФ4. Ѕедность прикрывалась моралью, противилась деморализации и требовала законодательных мер против Убога богатстваФ. Ётого бога греки называли ѕлутон (Уподатель богатстваФ, Удающий богатстваФ). ѕлутон Ц это бог подземного мира (преис≠подней) √адес, называть которого по имени греки бо€лись из страха перед ним.

«аконы ƒраконта относ€тс€ к VII в. до н.э. ¬ јфинах в 621 г. до н.э. впервые была произведена запись действовавших законов Ц норм обычного права, каким он выгл€дело в I’ЦVII вв. до н.э. Ёта кодификаци€ норм означала ограничение власти и произвола родовой аристократии и уступку демосу. ƒеспотизм и дисциплина закона противопоставлены исключительным правам аристократии. Ёти так называемые ƒраконовские законы св€заны с именем древнейшего афинского законодател€ ƒраконта1. ƒо наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты текста, высеченного в камне в —тое Ѕазилеос (јфины).

„резмерна€ жестокость этих законов делала их чисто номинальными, неисполнимыми на практике. ќни должны были внушать страх перед наказани€ми. ѕо свидетельству римского историка ѕлутарха: У—олон прежде всего отменил все законы ƒраконта, кроме законов об убийстве; он сделал это ввиду жестокости их и строгости наказаний: почти за все преступлени€ было назначено одно наказание Ц смертна€ казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и св€тотатцы и человекоубийцы...  огда ƒраконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говор€т, отвечал, что мелкие преступлени€, по его мнению, заслуживают этого наказани€, а дл€ крупных он не нашел большегоФ2.

«аконы ƒраконта против убийства так и не пересматривались и спуст€ много лет были включены без изменений в состав афинского права 409Ц408 гг. до н.э. ќни ограничивают право кровной мести (талион) Ц идеологию и обычай более раннего времени и ввод€т судебное разбирательство подобных обсто€тельств. ¬ прежние времена из-за страха перед кровной местью убийца должен был спасатьс€ бегством и скрыватьс€. ќн превращалс€ в скитальца. ќднако в древнегреческой мифологии убийца вовсе не отмечен клеймом соде€нного на всю жизнь, он не раскаиваетс€ и не чувствует своей вины. ѕоскольку в мифах главными действующими лицами €вл€ютс€ цари и знатные воины, а не простые люди, можно сделать вывод о том, что ответственность перед родовым коллективом уже ушла в прошлое, а ответственность перед коллективом граждан еще не наступила1. «аконы ƒраконта предлагают новые формы ответственности, которые, как ни странно, отвечали интересам убийц.

¬ самом деле, убийце и раньше охотно предоставл€ли убежище чужие города и их правители. Ќо, спаса€ свою жизнь, он тер€л при этом свое имущество, общественное положение, политические права, власть и семью. Ёто была огромна€ плата за совершенное преступление. ”бийца-чужеземец, что бы он ни сделал на своей родине, ни в чем не виноват перед городом, который дал ему убежище. Ѕолее того, нередко ему оказывали почести, если он отличалс€ знани€ми, доблестью, рассудительностью, знатным происхождением. “ак, Ёдип-убийца стал царем в ‘ивах, зан€л трон убитого. ќн показалс€ гражданам ‘ив человеком, достойным управл€ть ими. ѕока Ёдип не раскрыл в соде€нном им преступлении отцеубийства, он не испытывал угрызений совести от того, что встреченный им заносчивый старик (Ћай) пал от его руки. ”бийца-ѕатрокл и убийца-Ћикофрон стали геро€ми “ро€нской войны. »х никогда не попрекали прошлым. „еловекоубийство не указывало на их моральную ущербность. ќтветственность и вина за убийство, как правило, перекладывались на богов и судьбу, поступок объ€сн€ли безумием, ссылались на поведение жертвы, котора€ своими поступками и словами навлекла на себ€ гнев убийцы. ќправданием убийства считали провоцирующее поведение убитого (насмешки, брань, надменность). ѕо афинским обыча€м спровоцированное убийство оставл€ли безнаказанным. Ќе наказывали также и за правомерное (законное) убийство, например убийство раба, вора, тирана. Ќепреднамеренное (случайное) убийство влекло за собой изгнание на ограниченный срок. «аконами ƒраконта устанавливалось уголовное наказание лишь за преднамеренное (умышленное) убийство. ѕри этом об€зательно проводилось судебное расследование. —уд выносил приговор убийце. — этим приговором должна была считатьс€ потерпевша€ сторона, родственники убитого.  ак правило, суд сначала присуждал убийцу к изгнанию. ѕотом обсуждалс€ вопрос о денежной компенсации и удовлетворении потерпевшей стороны. ¬озможно было даже прощение убийцы родственниками убитого.

¬ соответствии с афинским обычным правом законы предусматривали в качестве наказани€ изгнание убийцы, конфискацию имущества, а также Уплату за кровьФ. ƒенежна€ компенсаци€ не характерна дл€ афинского правосуди€ того времени из-за редкости чеканной монеты.

¬ыдающимс€ афинским политическим де€телем и законодателем VIIЦVI вв. до н.э. был —олон (640/635 Ц 559 гг. до н.э.). ≈го причисл€ют к —еми мудрецам. —олон происходил из знатного, некогда даже царского рода  одридов. ќднако это человек новой формации Ц купец, путешественник, поэт. —олон не был ни созерцателем, ни доктринером, он был дальновидным, рациональным и практичным человеком, хот€ и не мог предвидеть, что из его начинаний родитс€ антична€ демократи€. —олона называли УмудрымФ, УпримирителемФ и УосвободителемФ. —олон отличалс€ честностью и патриотизмом. ” него были общие принципы и подходы, которые он талантливо реализовал в период социального кризиса и экономического упадка. ќн маневрировал и как человек, мастерски владеющий политикой компромисса, ни одной из противоборствующих сторон (евпатридам и демосу), в конечном итоге, не дал всего, на что они претендовали.

¬ 594 г. до н.э. —олон осуществил в јфинах важные экономические и политические реформы, создал идеологию полисной жизни и морали, положил начало беспрецедентной и авторитетной традиции, установившей систему всеобщей социальной справедливости: У«начение реформ —олона заключаетс€ в том, что они открыли широкий путь дл€ развити€ рабовладельческих отношений, оформили государственный строй јфин как рабовладельческого полиса-города-государства и заложили основы афинской демократииФ1. јфинска€ демократи€, в том числе и демократи€ ѕерикла, €вл€етс€ следствием реформ —олона, опираетс€ на фундаментальные принципы созданной им конституции. ƒе€тельность —олона открывает эпоху либерализма в јфинах.

—олон подорвал политические привилегии аристократии (евпат≠ридов), котора€ в услови€х неписаного права занималась толкованием обычаев и принимала решени€ в своих интересах.  орпорации знатных и благородных совершенно бессовестно и безответственно использовали абсолютную власть над жизнью, судьбой кресть€н и ремесленников, неквалифицированных работников. —олон расширил политические права граждан. »менно им установлен принцип индивидуальной свободы, согласно которому социально-политические права провозглашаютс€ данными от рождени€ и неотчуждаемыми. ѕо конституции —олона, ни одного гражданина нельз€ продать в рабство, заключить в темницу, вз€ть в долговое рабство его самого, поработить его жену и детей. —олон упразднил долговое рабство.

“акое €вление, как долговое рабство (самозаклад), известно с древних времен. ”поминани€ о нем имеютс€ в «аконах —олона, в древнеримских ’II “аблицах, в √ерманской правде. Ёто были Участные долгиФ, и по отношению к должнику действовало частное право: он становилс€ собственностью кредитора и оставалс€ в полном его распор€жении.  редитор был вправе примен€ть к должнику любые наказани€. Ќапример, исход€ из денежной оценки членов тела должника, он мог отрубить такую часть, котора€ в его представлении соответствовала величине долга, то есть мог принимать залог Ум€сом и кровьюФ, мог сколько угодно оскорбл€ть должника и унижать его (Ула€тьФ). «аконодательство —олона способствовало также развитию торговли и ремесел. »м была проведена аграрна€ реформа и передел земли, что в итоге привело к подъему жизненного уровн€. «емельные отношени€ были дл€ √реции очень важными, так как и в период своего расцвета древнегреческое общество сохран€ло кресть€нский быт, образ мыслей и психологию. —олоном отменено кабальное рабство, сделаны шаги к политическому равноправию, создан корпус гражданской морали, руководствующейс€ правилом Уничего слишком, ничего сверх мерыФ (обду≠манностью и осторожностью).

ѕрославила —олона важнейша€ из его реформ, котора€ называлась Устр€хивание бремениФ (сисахфи€), или отмена государственных и частных долгов и прощение должников. Ёто уникальное €вление в истории јттики. «а эту реформу —олона назвали освободителем.  роме отмены долгового рабства, было сн€то брем€ непосильных долгов с безнадежных должников, постановлено, что и впредь периодически будут аннулироватьс€ долговые об€зательства (каждые 10Ц15 лет).

¬ VII в. до н.э. сельское население јттики находилось в безнадежной бедности, испытывало жестокий гнет и эксплуатацию. ¬о времена —олона ощущение несчасть€ и неудовлетворенности достигло своей высшей точки. ћатериальные и моральные интересы кресть€нства были принесены в жертву, дома разорены войной и вторжени€ми. Ѕедн€ки про€вл€ли готовность к открытому восстанию. ѕлутарх посчитал упразднение долговых об€зательств хитростью, или уловкой, которой воспользовалс€ —олон, чтобы успокоить простой народ и предотвратить гражданскую войну. ќн предложил Узаконы против бедностиФ именно тогда, когда Уогромное большинствоФ людей Усобирались и уговаривали друг друга не оставатьс€ равнодушными зрител€ми, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный стройФ1. «аем делали самые бедные, чтобы как-то прожить до нового урожа€. ƒолги надо было возвращать через короткий срок (несколько мес€цев), а урожай можно было продать только в конце года, если повезет. „аще всего долги возвращали сельскохоз€йственной продукцией. ƒолговые об€зательства составл€ли как минимум одну шестую урожа€. Ёто не был коммерческий кредит, развивающий производство. ¬ большинстве случаев долг никогда не мог быть выплачен, и это не скрывали, когда просили в долг. ƒолжники Ц это бедн€ки. ” √есиода долг и голод всегда сто€т р€дом. јналогична€ ситуаци€ сложилась и в ѕалестине в середине V в. до н.э. ѕо€вление чеканной монеты и развитие денежного обращени€ в ƒревней √реции вызвали упадок аграрного производства. ¬месте с тем это оказало положительное вли€ние на развитие полиса, подн€ло значение городов.

Уѕрощение долговФ в законодательстве —олона перекликаетс€ с христианской нравственной нормой Упрощать долги, как нам прощает √осподьФ, то есть про€вл€ть милосердие, участие, гуманность, не отнимать у бедн€ков всего, что они имеют, сочувствовать должникам и понимать их положение. ¬месте с тем Устр€хивание долговФ было испорчено скандалом, который бросил тень и на —олона, Ц его друзь€, с которыми он обсуждал задуманные меры, вз€ли много денег в долг, купили участки земли, а возвращать зан€тые деньги отказались, прикрыва€сь введенным законом.

«аконы —олона способствовали формированию патриотизма и гражданского самосознани€. ќн постановил: проданных за долги на чужбину Ц выкупать и возвращать на родину.  роме того, разрешили вернутьс€ в јфины и многим изгнанникам, которые были лишены гражданских прав. ѕонижение имущественного ценза расширило гражданские и политические права малоимущих. —олон подн€л значение суда так, что вс€кий гражданин мог обратитьс€ в суд за защитой. —олон учредил общественное питание (параситейн) и об€зал каждого гражданина пользоватьс€ этим правом, чтобы не выказывать презрени€ к обществу. —олон угрожал лишением гражданских прав тем, кто не участвует в политической жизни, общественных делах, равнодушен к бедам отечества. ќн сделал попытку св€зать различные социальные группы общими государственными интересами.

»зречени€ —олона содержат стандарты поведени€ полисного индивида: Уѕрекрасным и добрым верь больше, чем покл€вшимс€. Ќе лги. ѕекись о важном. «аводить друзей не спеши, а заведши Ц не бросай. ѕрежде чем приказывать, научись повиноватьс€. Ќе советуй угодное, советуй лучшее. ”м твой вожатый. — дурными не общайс€. Ѕогам Ц почет, родител€м Ц честьФ1. ќтличительной чертой афинского гражданина €вл€етс€ умеренность (ничего слишком).

¬ те времена излишества и роскошь ассоциировались с великолепием и блеском восточных деспотий, с павлиньим оде€нием цар€  реза. Ќапротив, гражданам-грекам, согласно —олону, присуща способность соблюдать меру. √реки сравнивали себ€ с персами и делали из этого сравнени€ лестные дл€ себ€ выводы. ѕеред персидским владыкой —олон иронизировал, говор€ о себе, что его умеренность есть свойство не царского ума, а ума робкого, простонародного, более дальновидного и осторожного. —олон старалс€ отвратить граждан от преступлений и корыстолюби€, сделать их честными и рассудительными собственниками, защитниками отечества, гражданами государства. Ѕольше всех сокровищ, как гласит молва, —олон ценил оливковую ветвь из јфин. ”равновешенный, хоз€йственный, рассудительный и свободный собственник, чуждый сентиментальных предрассудков (не понос€щий покойных, но и не жертвующий покойнику, не позвол€ющий лишних трат и лишних слез на похоронах), дорожащий имуществом, не одобр€ющий обмана и насили€, отстаивающий свои интересы по закону, открыто Ц таков портрет афинского гражданина, каким —олону хотелось его видеть.

Ћикург Ц легендарный создатель всех институтов спартанского общества принадлежал, как говор€т, к царскому роду. ќн жил предположительно в IXЦVIII вв. до н.э. (возможно, в XI Ц начале ’ в. до н.э.) и уморил себ€ голодом, чтобы его сограждане не имели случа€ нарушить данное ему обещание Ц никогда не отмен€ть введенные им законы. —уществует предположение, что Ћикург Ц это никака€ не историческа€ личность, а забытое и очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государстве и обществе и лишь потом было низведено до человека-законодател€. ¬идоизменение патриархального общества, которое св€зывают с именем и авторитетом Ћикурга, не могло произойти на прот€жении жизни одного человека. Ћикург, говор€т, ввел Умеры против роскошиФ, или Узаконы против роскошиФ, которые запрещали хождение золотой и серебр€ной монеты. ќднако известно, что чеканка серебр€ной монеты по€вилась в √реции в VIII в. до н.э., а золотой Ц еще позже.

ƒревн€€ —парта более 800 лет хранила законодательство Ћикурга, которое заключало в себе правила политики и нравственности. Ћикург запретил своим соотечественникам иметь писаные законы, требовал заучивать свод законов наизусть. «аконодательство Ћикурга потребовалось в св€зи с опасностью гражданской войны (смуты и ссоры). ”гроза государству исходила от массы нищих и бедн€ков, наглой толпы. Ёто была нравственно-правова€ реакци€ на социальную пол€ризацию (богатство было в руках немногих) и политический конфликт (цари, аристократи€, с одной стороны, и народ Ц с другой).

«аконодательство Ћикурга обращено против роскоши. Ћикург отстаивал идеал бедности: Уќставайтесь бедными и не желайте быть ни в чем больше соседаФ. ѕлутарх так раскрывает замысел Ћикурга: Уќн думал, что жизнь отдельного человека, как и жизнь государства, может быть счастлива только тогда, когда он чист нравственно и в мире с самим собою. ѕоэтому все его действи€ и поступки клонились к одной цели Ц чтобы его сограждане были как можно долее свободны нравственно, довольны собою и благоразумныФ1.

— именем Ћикурга св€зано выделение класса свободных чистых граждан, распределенных по филам. ¬ —парте существовала система государственного рабства. «ависимое население состо€ло из двух групп Ц Фвз€тые, завоеванныеФ, или рабы (илоты), и данники (периеки). –абы были насильственно прикреплены к земле. —партанцы воспитывались в презрении к труду. ѕо закону они были отстранены от труда. Ќа 31 400 спартанцев, по сведени€м ј. ¬аллона, приходилось 220 000 рабов и 120 000 данников. —оотношение между свободными гражданами и зависимым населением составл€ло 1: 3 и более. –абовладение поэтому поддерживалось жестокостью и насилием. ƒл€ этого требовалась усиленна€ военна€ подготовка всего свободного мужского населени€. —партанцам запрещалось учитьс€ ремеслу, дабы не растер€ть воинские навыки и закалку. ¬ысоко ценились храбрость, выносливость, самопожертвование, патриотизм. —партанское общество представл€ло собой военную организацию.

»звестен спартанский обычай охоты на илотов как на животных, который входил в курс инициации молодых воинов. ѕричиной данного обыча€ мог быть и элементарный страх перед численностью порабощенного населени€. —партанцы про€вл€ли заботу о концентрации собственности в пределах сравнительно небольшой гражданской общины. Ёта община так и не развилась в государство современного типа, в частности, и потому, что всеми способами сдерживала рост свободного населени€.

—партанска€ гражданска€ община (приблизительно Ц 100 семейств) примен€ла методы демографического контрол€: избавл€лась от слабых новорожденных. ќна культивировала военную дисциплину и героическую (воинскую) мораль, так как только силой могла держать в повиновении очень большое количество рабов. ќна старалась сохранить элементы родовой организации (народное собрание, геронтократи€), проводила политику изол€ционизма. ќбращение со свободными изобиловало дисциплинарными мерами: УЌикто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и зан€ти€, которые имели в виду лишь благо всехФ1.

«аконодательство Ћикурга, в отличие от «аконов —олона, преп€тствовало развитию денежного обмена и торговли, искусственно насаждало бытовое равенство, исключало гедонистическое потребление, делало невозможным и бессмысленным корыстное эгоистическое поведение, способствовало укреплению семьи и поддерживало высокий социальный статус женщины. ¬ —парте царил дух соревновани€ в общественно полезных делах и добродетели: например, за победу в спортивных соревновани€х не давали наград, победитель получал право идти в бой в первых р€дах р€дом с военачальником и без щита, то есть с абсолютной готовностью сражатьс€ до победы. » в результате, как писал ѕлутарх: УЌи корысти, ни бедности там не стало больше места, вместо них €вилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. “анцы, пиры, обеды, охота, гимнастика, разговоры в народных собрани€х поглощали все их врем€, когда они не были в походеФ2. Ћикург установил совместные трапезы (сисситии) и приказал ничего не класть в могилу вместе с покойником. —партанские законы и образ жизни нашли отражение в нравственно-политической реакционной утопии ѕлатона, его сочинени€х У«аконыФ и У√осу≠дарствоФ.

Ћегендарные спартанские нравы и гражданский этос принадлежат гражданской общине, или рабовладельческому союзу, сохранившему остатки родовой организации общества (геруссии, филы, инициации). Ётот союз родов не способен к развитию, не может предотвратить разрастание внутренних противоречий. ќн опираетс€ на военную организацию, прибегает к насилию, консервативным решени€м и казарменной дисциплине. ¬ образе жизни спартанцев религи€ не играла никакой роли. ќни не увлекались умозрительными нравственными идеалами и софизмами, были чужды философской де€тельности. »х высказывани€ знамениты своей краткостью (лаконизмами). —партанска€ мораль мужества, доблести, чести, патриотизма оправдывала €рко выраженную (классовую) гордость, предоставл€ла право на насилие. ћораль €вл€етс€ важнейшим институтом спартанского общества. ≈ю дорожат и ее уберегают от разложени€. ќна санкционировала довольно низкий уровень потреблени€, тот особенный образ жизни, который именовалс€ простыми нравами, не св€занный ни с производительным трудом, ни с созиданием культуры, предоставл€вший досуг и беззаботность, врем€ дл€ зан€тий общественной де€тельностью.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 769 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1450 - | 1206 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.