Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рыцарский нравственный идеал




 

Наряду с идеалом совершенной личности, святого, живущего со­гласно евангельской или апостольской морали, феодальная эпоха выдвинула идеал “доблестного рыцаря”, а затем и “человека чести” (honnete homme). Это индивидуалистический, не интеллектуальный, облеченный в прекрасные формы, претендующий на высокое этиче­ское значение жизненный идеал, сохранявшийся несколько столетий. Й. Хейзинга характеризует феодально-рыцарский идеал как “путь меч­таний”, грез о счастье, приукрашивания действительности, даже как социальную игру, сценическое мгновение1. М. Оссовская считает, что “... в явной форме рыцарский кодекс был сформулирован в позднем средневековье, когда рост значения бюргерства вынудил рыцарство разработать “оборо­ни­тельную” кодификацию собственных норм”2. Завышенные требования объясняются психологией сравнительно небольшой группы, в которой личные отношения преобладают над анонимными и выдвигаются во имя самозащиты данной группы. Труд­ные добродетели культивируются как защита от выскочек снизу, так и от тех, кто противопоставляет рыцарской морали свою собственную систему ценностей. Рыцарские добродетели призваны продемонстри­ровать дистанцию между носителями благородных качеств и людьми прочих состояний и сословий. Рыцарство прибегает к христианской символике. Воинственно настроенная аристократия обосновывает свое право войны одними христианскими положениями (символика меча), а для смягчения своего нрава обращается к идеям христианского смире­ния и милосердия. В целом, привилегия морализаторства остается у церкви. Христианское морализаторство, вложенное в уста светских властителей, рассматривается как ханжество. “Человек чести” (XV–XVII вв.) вполне лишен религиозности, индифферентен к религиозной проповеди.

Рыцарские товарищества, связанные обетами, общим води­тельством, взаимными обязательствами и поручениями, со своими нормами и понятиями о чести и справедливости, являясь военным союзом, суть форма политической организации высшего общественно­го слоя в Средние века, более сплоченная, нежели родственный клан. Эти отношения как новая реальность фиксированы партикулярным правом, получившим распространение в V–VIII вв. Это различные “правды” (Аламанская правда, Баварская правда), законы Гундобара, кодекс Леовигильда и т.п.

Прообразом рыцаря является всадник, профессионально вла­деющий оружием, здоровый, тренированный, экипированный, свобод­ный, обладающий поэтому властью над жизнью и смертью безоруж­ных, слабых, зависимых, трусливых: “В представлении франкской аристократии зависимое состояние отождествлялось с трусостью и подлостью. Всякий безоружный считался трусом. Неважно, что отсут­ствие у того или иного человека оружия было вызвано социально-экономическими причинами, а отнюдь не его моральными или физиче­скими качествами. Человек без оружия – зависимый раб”3. С начала IX в. противопоставление “всадник – пеший”, “вооруженный – безоруж­ный”, “свободный – зависимый раб” перерастает в этический контраст между доблестным, благородным рыцарем и раболепным, малодуш­ным, не имеющим собственного достоинства, подлым и бессильным простолюдином.

Рыцарство – (от нем. Ritter – всадник, рыцарь, лат. Miles, фр. Chevalier) – социальная группа с особым статусом, со своей системой ценностей и поведенческими нормами, возникающая на поздней ста­дии феодального общества в странах Западной и Центральной Европы в XI–XII вв. и охватывавшая всех светских феодалов или же их часть. Звание рыцаря является личным титулом. Рыцари отличаются от феодальной аристократии, знати, благородных по происхождению (фр. Gentil и нем. Herr – соответственно – благородный аристократ и господин, хозяин). Изначально рыцарей отличали от nobilis, т.е. земельных магнатов, имевших родовое наследуемое имущество, на­следственные титулы и гордившихся своим высоким происхождением. Рыцарство – это мелкие светские феодалы, отличаемые также от духовного сословия, профессиональная группа, состоящая из соци­ально и экономически зависимых солдат (milites) и административного аппарата (ministeriales), окружение крупного феодала, про­живающие на его землях или в самом замке. Рыцарь не мог оставить своей службы. Рыцари находились в вассальной зависимости от свое­го сюзерена и получали доход с земель, пожалованных им (фьеф, лен) в качестве платы за службу, верность и поддержку в военных экспеди­циях и защите от врага. В случае нарушения взятых на себя обяза­тельств, недобросовестности или измены рыцаря феодал мог отоб­рать ленное владение. В кодекс рыцарского поведения входят вер­ность, презрение к опасности и храбрость, готовность защищать хрис­тианскую церковь и ее служителей, оказывать помощь обедневшим и немощным членам рыцарских фамилий. Рыцарство ориентировано на ценности высшего класса, щедрость, расточительность, блеск и пыш­ность, развлечения, ради чего рыцари готовы нести большие расходы. Эти траты превышают их доход и непосильны. Подражание знати разоряет рыцаря как землевладельца и ставит его еще в большую зависимость от пожалований, которые все чаще поступают деньгами, а не недвижимостью. По примеру благородных и наследственных фео­далов рыцари считали недостойным и низким занятие торговлей, руч­ной труд, в особенности, крестьянский труд. Чтобы получить статус рыцаря, нужно было пройти ритуал посвящения в рыцари, символиче­ски закрепляющий взаимные обязательства сюзерена и вассала (при этом ритуале коленопреклоненный вассал вкладывает свои руки в руки сюзерена, то есть вверяет себя ему, подчиняется и вместе с тем впра­ве ожидать награды из этих рук). Ритуал посвящения в рыцари распро­страняется в начале XII в. Посвящение в рыцари означает магиче­ское повышение, избранность, вступление в привилегированное сосло­вие и вместе с тем – возложение обязанностей, осознание своей эти­ческой миссии служения Богу и королю, аристократической фамилии, покровительства слабым (obligare – от слова “обвязать”, “связать”, в данном случае – буквально связать руки вассала и сюзерена шарфом). В XI в. появляются рыцари-поэты и культ Прекрасной дамы, принадле­жавшей к высшей аристократии и потому недоступной, значимой как объект поклонения. Куртуазная лирика и романтизм расцветают во второй половине XII в. Рыцарская сентиментальность – это глав­ным образом эстетическое явление и светская норма, приукраши­вающая грубую реальность, а также выражение лести и дистанции, нечто противоположное религиозному поклонению и обожанию и вмес­те с тем родственное религиозным настроениям и позам.

Численность рыцарства заметно выросла в абсолютных цифрах и по отношению к знати. Со временем звание рыцаря становится на­след­ственным титулом, на тех или иных условиях переходящим от отца к сыну. Рыцарей теперь причисляют к знатным и благородным людям, знать и рыцарство сливаются в единый класс. В частности, во Франции звание рыцаря отменила только Великая французская рево­люция. При правлении Людовика XIV складывается “придворное обще­ство” и возникает тип “придворного”, который принимает эстафету рыцарской морали, но имеет совсем иной социально-нравственный характер. Концепция дворянства складывается в итоге религиозных войн XVI–XVII вв., в эпоху абсолютизма и кризиса вассальных от­ношений. Бюргерство очень симпатизировало рыцарским идеалам, когда боролось за независимость городской общины от феодальных институтов, идентифицировало себя с храбрым рыцарем, поборником справедливости, личностью, свободной и полной решимости, идеаль­ным героем.

Альянс рыцарства и духовенства распался после эпохи кресто­вых походов. Светские феодалы никогда не отличались особой склон­ностью к религии, могли поддерживать и католическую церковь, и ереси в зависимости от политической выгоды, показывали охлаждение и скептицизм в отношении к вере, хотя получали религиозное воспита­ние и образование. Наставником рыцарей в военное время был свя­щенник, капеллан. Рыцарство представляло собой как бы “государство в государстве” и всеми способами подчеркивало свое отличие от про­столюдинов и горожан. Это сословие, как и клирики, имело свободу передвижения и часто чувствовало себя космополитичным в про­странстве от Испании до Германии и Палестины.

Рыцарство создало героический идеал христианизированного, храброго рыцаря и светский идеал куртуазии, в котором объединяются и военные, и придворные добродетели – и храбрость, и вежливость, но негероические придворные добродетели становятся главными.

Героический рыцарский идеал раскрывается в таких эпических произведениях, как “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”, “Песнь о Нибелунгах”. Эти относящиеся к XII в. поэмы изображают рыцарские нравы более раннего периода. Рассказ о мученической и геройской смерти Роланда в Ронсевальском сражении франков с маврами (778 г.) повествует о храбрости, чести, верности, дружбе, предательстве, безрассудстве, жестокости, а также о любви к “милой Франции”. По­ступки рыцарей продиктованы религиозным и вассальным долгом. Военные подвиги выступают для них как самоцель. В сфере авантюр­ной героики раскрывается и удостоверяется их личная храбрость, энергия, характер, общественный статус. О Роланде и Оливье можно сказать словами греческой эпитафии: “Они были верны как на войне, так и в дружбе”. Священник Турпен, участник сражения, лично убив­ший многих врагов, уже смертельно раненный, переползает от одного умирающего рыцаря к другому, чтобы прочитать отходную молитву и исполнить свой пастырский долг.

“Песнь о Нибелунгах” (XIII в.) является воспоминанием о резне бургундов, учиненной гуннами в эпоху переселения народов, еще точнее – в V в. Поэма представляет старогерманский героический эпос, сказания варварских народов и вместе с тем пронизана атмо­сферой куртуазной культуры. Это история обмана, сословной гордости и личной мести.

Императивом поведения персонажей является вассальный долг, заключенный в выражении “как честь и долг велит”. Это сословная норма, пронизывающая взаимоотношения рыцарей, стоящая выше отношений родства, действующая пожизненно. Вместе с тем это и феодальная форма принуждения, которая отнимает самостоятельность у вассала. Он обязан разделить любую участь сюзерена и от­речься, если потребуется, от моральных обязательств перед другими людьми, не прислушиваться к здравому смыслу, не принимать во вни­мание собственных привязанностей. Из вассального долга рыцарям приходится убивать тех, кто им мил и дорог, сделавших им добро. В “Песне о Нибелунгах” эта коллизия выдвинута на авансцену. Вассаль­ный долг закрепляется клятвой рыцаря и щедрыми подарками госпо­дина.

Поэтическое повествование о том, как Кримхильда жестоко ото­мстила за подлое убийство Зигфрида, рассказывает также о качествах рыцаря. Среди них такие, как великодушие, отвага, щедрость, вер­ность, бесстрашие, учтивость, гостеприимство, дружба, знатность, приветливость. Вызывают порицание рыцарская гордость, спесь, хвас­товство, надменность, высокомерие, предательство. Боевые качества оцениваются всегда высоко независимо от того, прав или неправ, благороден или низок боец.

Рыцарей занимают распри, пиры, забавы, охота. С интересом и большим чувством описывается приготовление парадных одеяний, роскошно одетые дамы и рыцари, богатство платья и военное облаче­ние1, а также пиршественная утварь и еда. Важное место занимают церемонии, советы королей с вассалами, посвящение в рыцари, похо­роны, бракосочетания и посещение церкви. В тексте нет религиозной тематики, хотя Кримхильда венчается вторым браком с гунном, языч­ником Этцелем (Аттилой), будучи христианкой. Существует христиан­ская церковь, монахи и священнослужители. Однако религиозность не является отличительной чертой рыцарей. Они не рассуждают как ве­рующие, не апеллируют к христианским заповедям и не расположены молиться. В запертом горящем помещении, в чаду и жаре, без воды, в боевом облачении рыцари утоляют жажду кровью, текущей из свежих трупов поверженного ими противника, говоря, что по вкусу она лучше вина.

В поэме фигурирует несметный клад, золото нибелунгов, кото­рое затоплено в Рейне, достояние Кримхильды и Зигфрида. Где гово­рится о статусе, говорится и об имуществе. Сюзерен привязывает к себе вассалов щедрыми подарками, деньгами, земельными наделами. Богатство создает ему слуг и сторонников. Мотив обогащения не трак­туется как продажность, алчность, низменность натуры. Богатство воспринимается как гонорар, почет, уважение к доблести и проис­хождению, к личным заслугам. Остаются как бы незамеченными такие мотивы поведения, как ревность, зависть, жадность. Их заслоняют такие аффекты, как гордость, стыд, гнев, жажда мести. Заметны коллективные чувства и готовность к сопереживанию, например, гнев и скорбь испытывают все витязи, плачет или ликует весь город, забота и печаль знатной особы отражается на настроении придворных. Если имеется особое мнение, то оно либо чересчур наивно-доброжелательное, либо злокозненное, коварное. Лишь немногие сомневаются, совестятся, отвлекаются от назначенной им роли.

Староиспанский эпос “Песнь о Сиде” (сер. XII в.) повествует об изгнании опального и воинственного Сида, принужденного разбойными нападениями, утратив собственные владения, содержать сплотив­шихся вокруг него воинов. Ликующая алчность пылает в этом произве­дении: “поживу брать без страха”, “грабьте без пощады мавров”. По­жива, богатство означает веселье, радость, восторг: “О боже, как пла­тил он всем своим верным, всем своим вассалам, и конным и пешим!”2, “не сыскать бедняка во всей его дружине. У доброго сеньора всяк жи­вет в изобилье”3. Рука об руку с Сидом разбойничал отважный свя­щенник дон Жером. Изгнанник Сид не является носителем куртуазной нравственности. Это своенравный и суверенный, удачливый и щед­рый, справедливый к своим соратникам военачальник, использующий силу в своих интересах.

Христианизация европейского рыцарского идеала, выработка этических принципов рыцарского поведения, наполненных религиозно-возвышенным содержанием и представлениями о вассальном долге, в основном завершилась в XI–XII вв. Безыдейная военная сила теперь подчинена церкви, авторитарной религиозной морали. Все существование рыцаря, все его мысли сосредоточены вокруг войны как ремесла и привилегии. Рыцарство создает свой особый мир, утверждает себя как сословие особым образом: “Мир рыцарского са­моутверждения – мир приключений; он не только содержит в себе поч­ти непрерывный ряд “авантюр”, но и прежде всего не содержит в себе ничего, что не относилось бы к “авантюре”, ничего, что не было бы ареной приключения или предуготовлением к нему; это мир, специ­ально созданный и приспособленный для самоутверждения рыцаря”. Занятия рыцарей, а именно война, охота, турниры, пиры, составляют их исключительное право. Прочие не допускаются к этим занятиям. Все проблемы рассматриваются как религиозные, статусные, сослов­ные проблемы, как посягательство и оскорбление чести и священного. Запутанная система зависимостей и покровительства делает неизбеж­ным повсеместное нарушение обязательств и измену в случае кон­фликта между разными обязанностями. Коллизии и столкновения решаются либо силой, либо символически. Юридический способ раз­решения споров и конфликтов приобретает какое-то значение лишь в XII в. в связи с возвращением в практику римского права, в частности законов Юстиниана. Рыцарство не проводило социальной политики и не участвовало в экономической жизни. Оно разделяло религиозное презрение к накоплению, если последнее не было связано с подготов­кой военной интервенции, “крестовыми походами”, сезонной войной. Рыцари не выдвигали больших требований к гигиене и комфорту. Наи­более ценное имущество умещалось на нескольких подводах и составляло необременительный транспортируемый обоз. Высшей символи­ческой и материальной ценностью было вооружение, воинское обла­чение, сословные атрибуты. Основной гедонистической ценностью была пища. Качество питания и сытость отличают жизнь высших со­словий при том, что средневековый Запад представлял собой, по вы­ражению Ж. Ле Гоффа, “универсум голода”. Рыцарские пиры означают не только релаксацию после битвы, не только форму политического собрания, но не в последнюю очередь и повод наесться до отвала, сверх физической возможности, демонстрирующая разновидность алчности (алкания, стремления обладать, присваивать, разрушать). Деструктивное присвоение наделяется позитивным смыслом, а кон­структивное (выгода, барыш, корысть, Lucrum) мыслится отрицатель­но. Синдром Гаргантюа определяется глубинным самосознанием со­словия. К XV в. военно-технические возможности рыцарства потеряли свое значение, изобретение пороха в XVI в. ударило по героическим рыцарским мифам. В эту эпоху рыцарство как образ жизни заканчи­вается. Героический рыцарский идеал не был интеллектуальным.

В рамках христианизированного рыцарского идеала утверж­дается рыцарская верность и честь, производные от вассальной зави­симости и сословных уз. Предательство сословной чести является смертным грехом. На плечи рыцарства ложится поддержание сослов­ного порядка и справедливости. Рыцарь не подлежит физическому наказанию, предстает лишь пред судом чести и несет главным обра­зом моральную ответственность. Рыцарские гербы, выстроенные по определенным правилам, фиксируют и рыцарские подвиги, и вину. Концепция служения и преданности вплоть до самопожертвования (вассальный долг) сочетается с концепцией суверенности феодала в его владениях, где он не подотчетен в своих действиях никому, руко­водствуется личными представлениями о праве и справедливости. Суверенитет и вассальные обязанности образуют противоречие, кото­рое выражается в пороках рыцарства, а именно в вероломстве, лжи, предательстве, трусости, скупости, зависти, высокомерии, гордыне.

Рыцарское сознание эгоистично, считает привилегии нормой. Го­ре трогало сердца знатных в лучшем случае, лишь когда страдали такие же, как они, равные им. И то – их сердца недолго хранили следы скорби. Эгоизм знатных был их отличительной чертой, хорошо видной со стороны. Чужие страдания значили намного меньше, чем собствен­ная репутация, доброе имя, которое защищали любой ценой. Рыцар­ство никогда не мыслило себя виновным в причинении страдания, блокировало с помощью специальных приемов ощущение морального ужаса и угрызения совести. К концу XVIII в. “аристократ” в просторечье становится синонимом слова “эгоист”, то есть такой человек, который в силу своего богатства и общественного положения не спо­собен понять нужды остальных.

В XI–XIII вв. создается новая аристократическая модель по­ведения, мирской кодекс хороших манер и идеальных норм, или куртуазии1: “Он стремится внушить человеку четыре принципа земного поведения: вежливость (вместо грубости и насилия), храбрость, любовь и душевную широту, щедрость. Этот кодекс должен был сформулиро­вать цивилизованного воина и вписать его в рамки гармоничного цело­го, зиждущегося на двух главных оппозициях: культура – природа и мужчина – женщина”1. В XIII в. приходит более изощренная куртуазия с идеалом безукоризненности. Куртуазная личность и “человек чести” – носитель светской придворной культуры, ориентированной на развле­чения, демилитаризованной и чуждой идее самосовершенствования личности. Придворная куртуазная культура оберегает принцип чести: “Формальное чувство чести столь сильно, что нарушение этикета... ранит, подобно смертельному оскорблению, ибо разрушает прекрас­ную иллюзию собственной возвышенной и незапятнанной жизни, ил­люзию, отступающую перед всякой непрекрытой действительностью”2.

Светским (придворным) нравственным идеалом и нормой пове­дения является куртуазность. Иначе ее называют еще великодушием, вежливостью, утонченностью и изысканностью. Великодушие как бы подразумевает все лучшие рыцарские качества (власть, отвагу, честь, щедрость), а также просвещенность, не говоря уже об имущественном и общественном положении. До XVIII в. культура ассоциируется с утонченностью, которая наследует понятию civil, то есть умеющий себя хорошо вести, мягко и вежливо держаться, вести беседу, учтивый, имеющий внешний лоск, уступчивый и терпимый3. Ренессансные тер­мины “virtuoso”, “virtu” означали добродетели и доблести, гуманисти­ческую образованность, достоинства человеческого духа в превосход­ной степени. Ничто не мешало тогда называть “virtuoso” самых раз­вратных и бесчестных людей (например, Александра Борджа).

Куртуазность противостоит неотесанности, алчности, скаред­ности, ненависти, мести, измене. Так, французский литератор Кретьен де Труа (XII в.) противопоставляет великодушие суетливости и мелоч­ности, осуждает рыцарский обычай хвастовства, споров, клятв, закла­дов. Он критикует саркастический нрав, который уязвляет самолюбие окружающих, свойственен фрондирующему рыцарю, который всем возражает и дерзко, заносчиво унижает присутствующих. Вместо этого приветствуется более трезвое и сдержанное общение, опосредованное этикетом, который призван скрыть высокомерие, жестокость, мсти­тельность, соперничество, зависть. Возникает жеманство, гипертрофи­рованная льстивость, предупредительность, стремление угодить чу­жому эгоцентризму и тщеславию. Куртуазность маскирует психологию власти, романтизирует и проблематизирует повседневность, защи­щает самосознание сословия.

Куртуазность выражается в романтической любви и куртуазной дружбе (институт миньон1), не имеющими ничего общего с психологи­ей брака. Семья сосуществует с узаконенной неверностью и полигами­ей. Она предполагает верность возлюбленному, но сама является узаконенной неверностью. Ревность осмеивается, а перемена предме­та любви случается часто. Важно не это. Любовь такого рода требует идеализации предмета поклонения, уважения и страха. Примечатель­но, что возлюбленная должна вызывать у ее поклонника-рыцаря страх. Знакомый со всякими опасностями, перед нею он немеет, покрывается внезапной бледностью, лишается самообладания, выглядит странным и больным, может упасть без чувств, подчиняется только ее слову, взгляду, пожеланию. Дама приказывает и милостиво разрешает, пол­ностью распоряжается им. Влюбленный должен скрывать любовь и поклоняться даме издали, страшась приблизиться и открыться, но именно тогда его недуг становится очевидным и о его муках любви узнают все. И только в этом качестве “прекрасной дамы” женщина внушает страх и почтение. К отношениям любовников применяется отношение господин – вассал.

Средневековое ценностное сознание и эротизм граничат друг с другом. Допускается двусмысленная игра терминами, которые относятся и к религиозно-нравственной, и к сексуальной сферам. Их пере­ход друг в друга может быть комическим и кощунственно-отвратительным, они могут быть рядоположенными. В той мере, в какой мораль может быть показана, она эротична. Из-за этого клери­кальные власти не одобряли изрядного религиозно-благочестивого рвения, так как им приходилось в подобных случаях разбираться и с эротическими фантазиями и экзальтациями. Ренессансная фриволь­ная моралистика отражает и этот момент.

Средневековые нравственные представления и ценности тол­куются в бестиариях – трактатах о зверях и их символическом значе­нии. В них животные уподобляются понятиям религии и морали. Бестиарии, характерные для западноевропейской средневековой культуры XII–XIII вв., изображают чувственную реальность, пронизанную религиозно-нравст­венной символикой: например, лев олицетворял Христа, получеловек-полуосел служил образом грешника, еретика, лицемера, лисица – это символ хитрости и вероломства, единорог – фаллический символ, или Христос на лоне Богоматери, бобр – правед­ник, отсекающий от себя грех, крокодил – это смерть и ад, обезьяна и дракон – образ дьявола. Они служили для христианского сознания и энциклопедией животного мира, и сборником нравоучений, и каталогом символических знаний, и панегириком создателю.

Придворная мораль “благородного кавалера” (джентльмена) и “человека чести” является средневековым светским этосом и средне­вековым типом калокагатии. Она складывается из христианских и цицероновско-стоических добродетелей. Ее задача состоит в том, чтобы культивировать харизматическую и обаятельную личность, “элегантные нравы” в противоположность более раннему милитарист­скому героическому идеалу прямодушного, наивно преданного сюзере­ну, порывистого, храброго, действующего по первому побуждению рыцаря, который не задумывается о последствиях своего поведения. Идеал образованного придворного подразумевает грамотность, крас­норечие, наружную привлекательность и красоту, эрудицию, гармонию “внутреннего человека” и внешнего вида, умеренность и толерант­ность, проницательность и скромность, вкус к интригам и умолчаниям. Придворный – это не знаток и эксперт в вопросах богословия, средне­векового теоретического знания, не доблестный рыцарь, отстаиваю­щий субстанциональную справедливость с оружием в руках, а светский лидер, оратор, мастерски владеющий словом, всеми оттенками слов и их поэзией, субъективными смыслами, карьерный служащий, подго­товленный к выполнению светских обязанностей.

Куртуазный этос возрождает античную идею калокагатии. Мо­раль и нравы соединяются с эстетикой, изысканной формой внешнего поведения. Влияние платонизма, аристотелизма, цицеронизма ощу­щается в сближении этики и риторики, морали и образованности, доб­родетельного и прекрасного, стремлении к гармоническому сочетанию “дисциплины” и “декора”, в подчеркивании эстетических аспектов доб­родетели. Куртуазная моралистика и философия как бы стараются доказать, что образованный придворный, обладатель “прекрасной души”, видимой и снаружи, может играть политическую, представи­тельскую, дипломатическую роли. Это претензии на политическую функцию, заявка правящего класса и его элиты. С одной стороны, это маска, за которой нет идеи гуманизма, а хитрость и прагматизм. Об этой стороне куртуазности может поведать Б. Грасиан (XVII в.) в своем произведении “Карманный оракул, или Наука благоразумия”. С другой стороны, куртуазная мораль дает образчик средневекового культа личности и служит прологом к ценностям уже нефеодального правя­щего класса, который самоутверждался через понятие деятельной жизни, а затем и через понятие свободы личности, ценностям, пи­тающим корни европейского Возрождения. Ортодоксальные аскетиче­ские ригористические монашеские круги отождествляли придворное куртуазное рыцарство с пороками (гордостью, амбициями, притворной покорностью), обвиняли его в расчетливости и интригах, в том, что оно стремится нравиться всем, а также с полным основанием подозревали его в сильной политической мотивации. Оно мешало католической церкви беспрепятственно инструктировать королей.

В эпоху раннего средневековья рыцарь утверждал себя в ка­честве независимого храброго конного воина. В этом качестве его трудно было отличить от бандита и захватчика. У него преобладали анархические, разрушительные и даже криминальные наклонности. В дальнейшем в портрете идеального рыцаря главными чертами ста­новятся милосердие, христианская забота о слабых и обижаемых. Возникает этический миф о рыцаре-защитнике, выполняющем и свет­скую, и нравственно-рели­гиозную функцию. Следующей ступенью эволюции рыцарского идеала является кодекс благородных манер и идеология любви, возвышающая рыцаря не за воинские победы и героизм, а за его внутренние достоинства, “прекрасную душу” и стиль поведения. Слова “достойный” и “достоинство” постепенно оттесняют слова “герой” и “героическое”. Придворный рыцарь, за исключением вопроса личной чести, не стремится отстаивать принципы.

С самого начала рыцарство представляло собой безземельный благородный класс, который был на службе и содержании у суверена. Поэтому рыцарская идеология и самовыражение имеют противоречи­вую природу. Рыцарь гордится своим высоким положением и связы­вает свое аноблирование и юридические права с незаурядными личными качествами, но вместе с тем не может не признать, что источни­ком всех его преимуществ и могущества является двор и господин, которому он служит. В романтической поэзии идеал внутреннего со­вершенства и одухотворенности рыцаря намеренно противопоставля­ются власти и собственности, находящимся в руках менее достойных, не имеющих такой чистой души.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.