Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Трояко-должная основа нравственности




Каждая из нравственных основ – стыд, жалость и благоговение – рассматривается Соловьевым в трех ипостасях: как добродетель, правило действия и условие известного блага.

Естественное противоречие между должным и сущим, наличие в реальной жизни людей бессовестных, бесчестных и бесстыдных – эмпи­рический факт. Но этот факт осуждается людьми, и в силу этого сты­дливость возводится в норму или общее правило, а следовательно, вменяется человеку в долженствование, становясь тем самым добром. Постигающий разум требует от человека воздерживаться от постыдных действий, употребляя на это свободу духа и власть над собственным естеством. Ощущение собственной духовной силы есть высшее удовлет­ворение и представляется нравственным благом.

Всякая добродетель предполагает в качестве критерия определенное правило, которое, будучи внутренне усвоенным и закрепленным в сознании и поведении человека, образует его “вторую натуру”, что объективно и составляет его нравственное благо. “То, что в отли­чие от добродетели я называю нравственным благом, – пишет Соловьев, – есть также добродетель, но только не в изначальном, данном, а в приобретенном состоянии – норма деятельности, превратившаяся во вторую природу” (с. 184).

Все человеческие добродетели имеют основание в трех первона­чалах нравственности и модифицируют три уровня нравственного отно­шения: к низшему, равному и высшему как идеалу должного стремления. Добродетель как воплощение должного проявляет себя во всех назван­ных сферах как трояко-должное.

Признавая непреходящую ценность основных добродетелей антич­ности, Соловьев последовательно доказывает возможность сведения их к трем первоосновам. Так, воздержанность или умеренность становится добродетелью, когда удерживает человека от совершения постыдных действий. Храбрость или мужество лишь постольку добродетели, пос­кольку выражают должное отношение разумного существа к низшей при­роде. Мудрость лишь тогда добродетель, когда способствует “наи­луч­­шим образом достигать наилучших целей”, достоинство которых опре­деляется высшим началом нравственности.

Добродетель справедливости подразумевает, по Соловьеву, четыре смысла: первый – достоверность суждения – является предметом теоре­тической философии, второй – соответствующий принципу альтруизма – есть преобразование изначальной жалости; третий – выражает сте­пени альтруизма от “никого не обижать” до “всем помогать”, его положительная форма называется милосердием. Объективным выражени­ем четвертого смысла справедливости как правды служат законы. Создаваемые людьми, они лишь тогда имеют нравственную ценность, когда согласуются с законом божественного совершенства и выражают высшую гармонию всеединства.

Принцип абсолютности и правды добра положен Соловьевым и в основание богословских добродетелей Веры, Надежды и Любви, которые могут называться добродетелями только при условии доброты самой веры. “Добродетелью может почитаться только та вера в высшее суще­ство, которая относится к нему достойным образом, именно с свобод­ным сыновним благочестием” (с. 191–192). Надежда и Любовь не могут быть добродетелями без их непосредственной связи с добром, ибо в реальной жизни их объектом становится подчас нечто недостойное их. Любовь коренится в первоначальном чувстве жалости, а заповедь любви завершает выражение всех трех оснований в трех уровнях от­ношений: к низшему, равному и высшему. Любить можно всех.

Сводимость всех добродетелей к трем нравственным первонача­лам подтверждается анализом пяти добродетелей, которым Соловьев придает особое нравственное значение. Это: великодушие, бескорыс­тие, щедрость, терпеливость и правдивость. Великодушный – это че­ловек, считающий ниже своего достоинства связывать свою волю с ни­зшими житейскими интересами, строить свое благополучие в ущерб другим, а спокойствие духа ставить в зависимость от случайности. “Все дело здесь в чувстве человеческого достоинства...которое перво­начально выражается в простом стыде” (с. 194).

Бескорыстие Соловьев рассматривает как свободу духа от привязанностей к имущественным благам, а противоположные ему – скупость и корыстолюбие – как постыдные пороки. В обоих случаях здесь проявляется наличие или отсутствие достоинства.

Внутренней основой щедрости является альтруизм, побеждающий корыстолюбие. Терпеливость – страдательная форма великодушия, когда сила духа побеждает в борьбе с жизненными испытаниями. Эта внутренняя сила сводится к аскетической или альтруистической первооснове, вытекающей из чувства жалости. Если же терпеливость проявляется в покорности высшим силам и в умении стойко переносить трудности и страдания, она сводится к благочестию.

Особое значение Соловьев придает добродетели правдивости, ко­торая имеет двоякое основание: в достоинстве ее субъекта (лживость несовместима с уважением собственного достоинства) и в справед­ливом признании за другими права не желать быть обманутыми. Соло­вьев отвергает “лженравственный” ригоризм, не учитывающий всех жизненных обстоятельств, вынуждающих человека нарушать норму пра­вдивости в интересах высшей цели. Правда добра – не в догматах долженствования, а в служении истине с чистыми и человеколюбивыми мотивами. Когда неправда становится единственным средством спасе­ния, она оправдывается самим фактом спасения. В этом случае схо­ластическая проповедь должна отступить перед фактом жизни как пе­ред более высокой ценностью. Правдивость, как и другие добродетели, не содержит нравственного содержания в себе самой, ее нравствен­ный смысл согласуется с основными нравственными нормами, происте­кающими из тех же первоначал, служащих психологическим и оконча­тельным фундаментом добродетельного поведения. Критерием всех добродетелей является истинная правда, которая в качестве субста­нции добра вменяется человеку в долженствование всей его разумно-собирательной природой.

По справедливому замечанию Э.Л. Радлова, нравственная философия Соловьева решает триединую задачу, первым условием которой явля­ется доказательство того, что первичные данные делают человека нравственно восприимчивым к достижению добра. Второе ее условие состоит в том, чтобы определить характер требований добра, выте­кающих из признания высшего нравственного порядка. Третье – в том, чтобы описать путь, которым эти требования осущест­вляются всем человечеством (см.: Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913).

Анализу окончательного процесса восхождения человека к доб­ру и определению безусловного начала нравственности посвящена вто­рая часть книги В. Соловьева.

 

Добро от Бога

 

Природные данные нравственности не обеспе­чивают всей полноты человеческого бытия, которое может быть пред­ставлено лишь абсолютным, ничем не обусловленным добром, ведущим к абсолютному совершенству и сочетающим в себе добро, благо и бла­женство. Для достижения “всеобъемлющего блага” природный человек через внутреннее воссоединение с Богом – гарантом его совершенст­вования – должен подняться до уровня “всецелости бытия”, вписаться в высший порядок. Целесообразность высшего нравственного порядка включает в себя исторический процесс полного слияния человека с человеком, природой и Богом. Высший порядок мироздания и все мно­гообразие мира существуют соответственно замыслу Творца. А пос­кольку замысел добр, его поэтапная реализация есть одновременно и реализация добра. Таким образом, процесс нравственного соверше­нствования – одухотворения – человека и человечества обеспечен поддержкой высшего начала, которое и является объектом благогове­ния природного человека.

Достижение полного, всеобъемлющего, чистого добра есть богочеловеческий процесс, в котором не может быть абсолютизирована ни одна из сторон, ибо он совершается совместными усилиями и взаимо­действием Бога и человека. Задача человека в том, чтобы не исказить и не разрушить замысел, но, напротив, всячески содействовать его воплощению. “Итак, – пишет Соловьев, – мы можем дать безусло­вному началу нравственности следующее полное выражение:

“В совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку в них есть образ и подобие Божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного от­кровения Царства Божия в мире” (с. 261).

В качестве доказательства возможности воссоединения человека с Богом или Бога с человеком и миром Соловьев называет явление Христа, который “своим словом и подвигом своей жизни, начиная с победы над всеми искушениями нравственного зла и кончая своим воскресением, т.е. победой над злом физическим, – над законом смерти и тления, – действительный Богочеловек открыл людям Царствие Божие” (с. 279).

Совершенный нравственный порядок предполагает свободу каждо­го лица, но приобрести действительную свободу возможно только опы­том, поскольку свободно выбирать может только тот, кто познал или испытал то, что он выбирает. Христос победил зло в себе, преодоле­ние же зла в окружающем человека мире – дело человечества, кото­рое, проходя через собственные испытания, должно понять Христа не только как безусловное начало добра, но и как всю его полноту. Поняв и приняв Христа, люди должны определить свое отношение ко всем сторонам и областям своей жизни, прийти к совершенно свобод­ному согласию между собой и быть готовыми к сознательному и сво­бодному выбору между безусловным добром и его противоположностью.

Безусловное нравственное требование “Будь совершенен” обра­щено к каждому человеку в отдельности и ко всем людям вместе. Если это требование будет понято и принято как действительная нра­вственная задача, оно станет побуждать и стимулировать людей к активному участию в историческом процессе совершенствования обще­ственных условий их существования.

 

Добро в истории

 

Третья часть книги посвящена анализу про­цесса осуществления добра через историю человечества. В ней разви­вается тезис о реальной возможности общественного нравственного совершенствования на основе тех нравственных первоначал, которые заложены в каждом конкретном человеке и соответственно являются универсальными данными человеческого рода. Как единичный человек обладает возможностью совершенствования, так и общество в целом в качестве “собирательной личности” обладает этой возможностью и реализует ее в своем историческом развитии. В обществе, как и в личности, заложены те же задатки нравственности, актуализация ко­торых обеспечивается экономической, политической и государственно-правовой его организацией. Через деятельность всех общественных образований проявляется стремление человечества к добру и правде.

По мысли Соловьева, общество в лице своих институтов должно испытывать те же чувства, что и личность: стыд за низменные, уни­жающие человеческое достоинство, проявления общественного зла, жалость к каждому своему члену, благоговение перед возвышенностью своих идеалов.

В осуществлении общественного совершенствования важная роль принадлежит государству, главную нравственную функцию которого Соловьев видел в обеспечении блага граждан, защите их от произво­ла и насилия, в создании необходимых духовно-материальных условий достойного человеческого существования.

В решении уголовного вопроса Соловьев категорически отрица­ет принцип возмездия злом за зло, поскольку зло по сути своей не может способствовать утверждению добра, а только лишь отдаляет его. Общество и государство должны всеми способами предупреждать преступления и, если уж они неизбежны, воздействовать на прес­тупника так, чтобы пробуждать в нем нравственные инстинкты и дать возможность ощутить себя человеком, открыть в себе человека.

Экономическая деятельность государства как субъекта обще­ственной нравственности должна быть направлена на улучшение ма­териального состояния граждан, без которого невозможно их духо­вное развитие.

Особое внимание уделяется Соловьевым вопросу взаимодействия нравственности и права1. Не принимая точку зрения абсолютного противопоставления права морали, Соловьев доказывает их тесную связь, указывая при этом и на существующие между ними различия. Право, по его мнению, создает определенные условия для нравствен­ного совершенствования с помощью законов и институтов контроля и принуждения. Поскольку закон обязате­лен, его нарушение влечет за собой соответствующее наказание. Но нарушение закона свидетельствует о том, что он не сделался вну­тренней нормой, субъективным правилом поведения, мотивом волеизъ­явления. Предупреждающая и ограничивающая произвол роль закона составляет одно из условий объективно нравственного поведения. В силу этого право есть низший предел или определенный минимум нравственности. Как требование реализации минимума нравственности право с принудительностью его санкций становится необходимым фактором совершенствования общественных отношений. Как минимум добра оно тем не менее помогает его реализации. “Это есть в сущности вопрос о связи между идеальным (добром) нравственным сознанием и действительной жизнью”, от положительного понимания которого за­висит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания (с. 446). Право уравновешивает интерес личной свободы и интересы общества в целом. Оно не может превратить лежащий во зле мир в царство Божие, но может удержать его от падения в ад.

Первоосновы нравственности распространяются не только внутри государства как части целого, но и в отношениях между народами и нациями. В национальном вопросе действуют те же собирательно-разъединительные принципы, что и в отношениях между отдельными людьми. Национализм и лжепатриотизм являются аналогами эгоизма и противостоят альтруистическим проявлениям международных отношений. Так же, как отдельной личности необходима ее суверенность, она необхо­дима и отдельной нации, и так же как между суверенными людьми мо­гут устанавливаться дружественные отношения, они могут устанавли­ваться и между суверенными нациями. Нация, как и общество, расши­ряет полноту личности, а полноту нации расширяет ее принадлежность к всечеловечеству. Самая полная нравственная организация челове­чества завершается во вселенской церкви как высшей ипостаси добра в реальном мире. Она должна соответствовать общечеловеческой спо­собности благочестия.

Общим итогом книги Соловьева является оптимизм и вера в возможность достижения добра, нравственного совершенствования человека, обретение и утверждение высоких жизненных идеалов Добра и Правды. При этом нельзя не согласиться со многими критиками этой книги в том, что по сути она представляет собой неосуществимый утопический проект, в теоретической разработке которого задействованы все достижения философской мысли – от гностицизма до современного Соловьеву позитивизма1. Вместе с тем никто из критиков Соловьева не отрицает того, что его нравственная философия представляет собой самобытное, талантливое и предельно полное изложение оригинальной этической концепции. Фактически нет ни одного русского философа конца ХIХ – начала XX в., который в той или иной мере не ссылался на него. Большинство из них считают, что труд Соловьева отразил не только блистательную личность автора, но и философско-этическую мысль России того времени.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.